Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская философия второй половины XIX века




«Мина», заложенная Кантом под объясняющую все и вся сциентистско-рационалистическую философию взорвалась после краха общеевропейской буржуазной революции 1848 года. Общественное мнение интеллигенции обратилось в сторону эмпирического и иррационалистического объяснения действительности. Эмпирическую линию развития выражает позитивистская философия О. Конта (1798-1857). Философии следует отказаться от всеобъемлющих концепций и ограничиться приведением в одну систему однородной науки всей совокупности приобретенных знаний. Науке же следует заниматься только описанием внешней структуры явлений, отвечать на вопрос: как протекают явления? А не на вопросы: что они в своей сущности есть? Почему они протекают так, а не иначе? Законы науки описывают лишь наблюдаемые отношения между явлениями. О. Конт разделил социологию, по аналогии с механикой, на социальную статику и социальную динамику. Его социально-философское кредо: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».

Иррационалистическую линию развития, прежде всего, представляет философия А. Шопенгауэра (1788-1860), создававшего свои произведения одновременно с Гегелем, но получившим общественное признание на склоне жизни. Шопенгауэр начинает с того же места, что и Кант: с того, что теоретический разум не может познавать вещи в себе. В отличие от Канта он обращается к практической сфере внутри познания. В познавательно-практической сфере главным является действие, которое и делает реальность действи тельностью. Исток же действия – воля. Кант говорит: нельзя познавать вещь в себе. Шопенгауэр спрашивает: вы хотите найти внешний путь к вещи в себе? Зачем это делать, если этот путь есть внутри вас, в вашей воле, вашем хотении? В человеческой воле, по Шопенгауэру, проявляется мировая Воля. Далее, так же как у Гегеля абсолютная идея, мировая бессознательная Воля к жизни дробится в развивающемся множестве своих проявлений, на высшей стадии достигая состояния человека, наделенного разумным познанием. Общество представляет собой непрочный принудительный баланс индивидуальных воль. Подлинное преодоление зависимости человека от мировой Воли происходит тогда, когда человек направляет свою волю против мировой Воли, направляет свою волю на прекращение идущих от нее желаний как источника его страданий. Здесь пессимистическая философия Шопенгауэра смыкается с основными идеями древнеиндийской философии.

Датский философ С. Кьеркегор (1813-1855), в противоположность Гегелю, выдвинул на первый план не общее сознание, мысль, а индивидуальное сознание, «Я». Тогда считали, что отдельный человек достоин философского внимания только как частица общества, теряющаяся на фоне огромного общественного целого. Этого «потерявшегося» отдельного человека и нашел Кьеркегор, поставивший его индивидуальность, случаемость выше того, что является общим для него и других людей. Действительность есть удивительная, уникальная и единичная реальность. Удивительное бытие связано с интересом. Интерес: inter (между) и esse (есть) – промежуток между существованиями, движение от одного бытия к другому. Интерес – это любопытство к тому, что непохоже, это специфика человеческого существования: пока человек интересуется, он существует. Интересуется же он тем, что пока не существует. Как только оно начинает существовать, так выпадает из области интереса, а, следовательно, человеческого существования. Интерес есть волнующее движение, стремление к новому. В индивидуальном человеческом существовании, по Кьеркегору, доминирует эмоциональное начало. В рассуждениях датского философа много истины. Действительно, каждый из нас проживает свою единственную, ни на какую другую непохожую, жизнь, но проживаем мы ее, в тесной связи с жизнями всех других людей.

Волюнтаристская философия Ф. Ницше (1844-1900) попала в резонанс с необходимостью выхода из кризиса художественной эпохи, начатой Ренессансом, и научной эпохи, начатой Галилеем и Ньютоном; кризиса, для выхода из которого была необходима сильная, волевая личность. Ницше начинает с того, что отбрасывает шопенгауэровскую мировую Волю к жизни, и постулирует существование множества не слепых, а целенаправленных воль к власти, между которыми разворачивается дарвиновская борьба за существование. Движущей силой этой борьбы становится стремление к максимизации чувства власти: «Что есть добро? – Все, что усиливает чувство власти, волю к власти, саму власть. Что есть зло? – Все, что вытекает из слабости. Что есть счастье? – Ощущение, что власть растет… Не удовлетворенность, но прирост власти; не мир вообще, но война; не добродетель, но дельность». Исходя из этой концепции, Ницше выдвигает безнравственную мысль о существовании морали господ и морали рабов. Мораль господ фокусируется в идее «сверхчеловека», ответственного за свои действия только перед людьми, равными себе, но совершенно свободного в поступках по отношению к «низшим» людям. «Сверхчеловек» полностью свободен от традиционных ценностей, стремится к силе, жизненности и власти. Ему противостоят стадные люди, склоняющиеся перед выдуманным богом и присягающие на верность морали слабости и сострадания. Интеллект – лишь инструмент, орудие «в руках» воли к власти. Вместе с тем, необходимо отметить, что яростная борьба с мещанской ограниченностью воли или желанием получить несправедливые льготы и привилегии, идея бесконечного совершенствования человека, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу, содержащиеся в произведениях Ницше, не позволяют безоговорочно причислять его к разряду идеологов фашизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.