КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Древнего Востока
Лекция 2. История философии. Исторические типы философии и философствования Вопросы для самопроверки 1. Что такое мировоззрение? 2. В чем специфика мифологического, религиозного и философского мировоззрения? 3. Что понимается под основным вопросом философии? 4. Какова структура философии? 5. Что вы можете сказать о функциях философии? 6. Что дает молодому человеку изучение философии?
К лекции 1 рекомендуется использовать: схемы 1, 2 и таблицы 3, 4, 5, 6 Основные особенности, идеи и значение древневосточной, античной, средневековой философии. Философия эпохи Возрождения, Эмпиризм и рационализм философии XVII-XVIII веков, Немецкая классическая философия, Европейская философия второй половины XIX века, Русская религиозная философия XIX-XX веков, Современная философия: характерные черты, проблемы и главные идеи. В истории человечества сложились восточный и западный тип философской мысли. Суть восточной философии состоит в стремлении достичь равновесие между единым и единичным: за единым не утратить единичного, за единичным не утратить единого. Она не стремится абстрагироваться от единичного, имея в виду его постоянную изменчивость, не возводит грань между единым и единичным, стараясь не нарушить постоянство движения. Она не знала скачков, взлетов (мысленно не останавливая движения, не давая ему скопиться), но и не знала глубоких разочарований. Таким образом, на Востоке сложилась практическая философия, неотделимая от индивидуального опыта. Суть западной философии в том, чтобы, наблюдая единичные явления, и абстрагируясь от них, выражать предельно общие связи в парах категорий. Так как, однако, само единичное постоянно меняется, то понимание отношений между категориями со временем приходит в противоречие с действительностью, само себя отрицает. На смену одному пониманию приходит другое – так шло развитие европейской философии, путем отрицания и дополнения. Центральной идеей древнеиндийской философии является идея страдания души, заключенной в темницу человеческого тела и способной переселяться (сансара) из одного живого тела в другое. Направление переселения души зависит от радивого и нерадивого исполнения душой правил бытия в каждом из тел пребывания, которое регулирует карма, закон возмездия. Добросовестное исполнение этих правил ведет душу через длинный ряд перевоплощений к освобождению от тела и связанных с ним страданий, состоянию мокша, недобросовестное – к низшим, животным и растительным формам ее воплощения. Буддизм считает, что от страданий можно избавиться в течение одной человеческой жизни, если подавить, «угасить» в себе источник страданий, желания и, тем самым, достичь свободного от страданий состояния нирваны. Древнекитайские предфилософские воззрения выражают основания мира: Инь и Ян. Инь – темное, мертвое и отрицательное начало; Ян – светлое, животворное и положительное начало. Взаимодействие и взаимопревращение Инь и Ян происходит по всеобщему закону вселенной Дао. Даосизм связан с именем древнекитайского мудреца Лао-цзы, учившего, что в основе мира лежит Дао, первоначало, слитое с недоступным для чувственного восприятия и понимания интеллектом законом мироздания; дао, совпадающее с небытием. Но тогда все вещи, как виды бытия, непрочны, возникают из небытия и возвращаются в небытие, обретают в нем покой. Постижение Дао в обход чувственных восприятий, мыслей и слов доступно только совершенномудрым, шэнженям. Шэнжень подобен Дао, его главное качество у вэй, недеяние. Он, как и Дао, «не борется, но умеет побеждать». Следовать у вэй, значит, принимать все, как оно есть, двигаться с потоком бытия и не пытаться изменить ход вещей. Конфуцианство связано с первобытным культом предков, верой в утопию «золотого века», оставшегося в прошлом. Формой приобщения к нему является тщательное выполнение ритуала, ли, знаменитых «китайских церемоний». Пять священных отношений: отец – сын, государь – подданные, старший брат – младший брат, муж – жена, друзья. Конфуций (551-479 г.г. до н.э.) выдвинул идеал благородного мужа, цзюньцзы, обладающего человечностью, гармонией нравственности и образованности, нетерпимостью к крайностям, самодостаточностью и индивидуальностью. Значение идеала цзюньцзы для мировой духовной культуры. Шан Ян (390-338 г.г. до н.э.) как основоположник легизма, теории деспотического государства. Цель – достижение гегемонии в Поднебесной. Для этого необходимо победить свой народ. Государство – это средство победы над собственным народом. Закон («кнут и пряник») заменяет культуру и мораль. Круговая порука доносительства, государственное, т.е. чиновничье регулирование всей общественной и личной жизни граждан. Уничтожение культуры.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |