КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Часть 2. Методические материалы
Часть 2. Методические материалы Часть 1. Конспект лекций Введение Хабибова Н.Е. Уфа – 2010 Учебное пособие по основам философии ЧЕЛОВЕК – МИР ХАБИБОВА Н.Е. Уфа – 2010 ЧЕЛОВЕК – МИР ХАБИБОВА Н.Е. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН УФИМСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ
УДК ББК Х12
Рецензенты: д-р истор.наук, проф. М.Х.Янборисов канд. филос. наук, доц. Г.Ш.Казбулатова Человек - мир: Учебное пособие. – Уфа: Изд-во………..
Учебное пособие состоит из двух частей. Первая часть представляет собой конспект лекций, отражающий государственный образовательный стандарт по основам философии для средних специальных учебных заведений. Вторая часть содержит методические материалы, используемые автором в практической педагогической работе: задания, упражнения, тесты, схемы и таблицы. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Основы философии». СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Введение в философию. Философия, круг её проблем и значение. Тема 2. История философии. Исторические типы философии и философствования. Тема 3.Человек. Сознание. Тема 4. Бытие. Тема 5. Познание. Тема 6. Общество. Тема 7. Культура и цивилизация. Задания и упражнения Схемы и таблицы Тесты Философские и житейские максимы Глоссарий Использованная литература Изучающим основы философии в настоящее время предлагается множество учебных пособий, в которых отражены различные подходы, как в содержании, так и в методике изложения материала. В числе важных методологических принципов образования педагогика, как известно, предлагает сочетание абстрактного и конкретного, наглядного и образного, эмпирического и теоретического. Данное учебное пособие представляет собой реализацию данного принципа в процессе изучения основ философии. Лекционный материал охватывает основные разделы философского знания: проблемы бытия, сознания, познаваемости мира, человека и смысла его существования, общества, культуры. Для дополнения лекционного материала и систематизации знаний в пособии даны структурно-логические схемы и таблицы, содержащие периоды развития, философские школы, важнейшие понятия и идеи, основные направления (течения) философии и т.д. Основное содержание учебного пособия дополняется упражнениями, тестами и словарем наиболее важных философских и междисциплинарных научных понятий, которые облегчат работу студента или преподавателя.
Лекция 1. Введение в философию. Философия, круг её проблем и значение для человека. Общее понятие о философии и ее предмете. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Функции философии. Структура философского знания. Особенности философского мировоззрения и философского знания. Мировоззрение: основные типы и компоненты. Значение философии для науки, человека и человечества. Философия формировалась на основе противоречий между религиозно-мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Со временем новое по содержанию мировоззрение стало относительно самостоятельным - его предметомстала действительность, познаваемая в наиболее общих понятиях (философских категориях). Место и роль философии в культуре оказались таковы: философия оказалась на "верхнем этаже" обобщения в системе доказательного знания и взяла на себя роль шлифовальщика инструментов познания, а также компаса, по которому выверяет свою направленность и смысл не только человеческое познание - каждый человек может с пользой для себя применять философию, выверяя с ее помощью свое место в мире и смысл своей жизни. История становления философии свидетельствует, что она аккумулировала зачатки научных знаний и других сфер человеческой деятельности (искусство, нравственность и т.д.), т.е. носила нерасчленённый, синкретичный характер. Такая единая наука получила название натурфилософии (философии природы), включающей в себя все естественно научные и философские взгляды. В дальнейшем по мере развития естествознания актуальным становится вопрос об определении понятия науки, научной истины и вопрос о том, можно ли считать философию наукой? Если под наукой мы будем понимать то содержание, которое утвердилось в естествознании с расцветом частных наук, то мы вынуждены отметить, что философское знание имеет ярко выраженную специфику и по сравнению с наукой. Философское знание содержит определённые критерии научности (принцип объективности, рациональный тип знания, отношение к истине как цели познания, направленность на восприятие сущности) и входит в состав научной сферы знания, но она не сводима ни к какому виду научного знания. С одной стороны, предметом философии выступают общие связи, законы объективного мира, т.е. формирование той или иной картины мира, универсума. С другой стороны, философия обращается к самому человеку, его внутреннему духовному миру. Человек выступает при этом не как часть мира в ряду других предметов, а как бытие особого рода – индивид с его самопознанием и самосознанием. Множество проблем философского мировоззрения спроецированы, в конечном счёте, на осмысление отношений человека и мира, которые конкретизируются в философии как отношение мышления к бытию, духа к природе. Решение этой проблемы определяет основные подходы к осмыслению других проблем. Оно же разделило философскую мысль на два главных направления: материалистическое и идеалистическое. В структуру философского знания включают следующие разделы: · Онтология - учение о бытии, об основных принципах, определяющих устройство мира. · Гносеология – учение о познании, познавательных способностях человека, их возможностях и границах. · Философская антропология – учение о человеке, его происхождении и взаимоотношении с природой и обществом. · Социальная философия - учение о происхождении общества, его структуре и тенденциях развития. · Аксиология – учение о ценностях, исследует ценностное отношение человека к миру, иерархию ценностей. С развитием философии в её структуре выделяются и другие разделы: философия культуры, философия науки и техники и т.д. Исходное определение: мировоззрение - система наиболее общих взглядов и представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. В нём представлен основной вопрос мировоззрения - вопрос об отношении человека к миру, которое возможно рассматривать многостороннее. Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует лишь всеобщие моменты. Мировоззрение - это умение видеть тенденции и перспективы развития мира, это кругозор, которым обладает человек. Формирование мировоззрения зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен, форм правления и т.п. Компоненты мировоззрения: • знания и ценности; • ценностная ориентация - представления о том, что ценно, а также отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их потребностями, интересами и идеалами; выбор собственных критериев добра, красоты, истины; • убеждения и идеалы, готовность действовать. Исторические типы мировоззрения: • Мифологическое - форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного развития. Мифологическое мировоззрение рассматривает мир и человека как единое целое, связанное во всех своих проявлениях: биологических, социальных, производственных, идеологических, поэтому миф может объяснить всё происходящее в мире в художественной форме, используя аллегории, символы, обращаясь к чувствам человека. • Религиозное мировоззрение опирается на веру в высшее начало - сверхъестественную силу (Абсолют), что приводит к разделению мира на две части: мир земной и мир небесный. Религия даёт ценностные ориентиры, связывающие частое бытие человека с абсолютным началом мира и компенсирующие горести существования. • Философское мировоззрение основано на разуме, доказательности. Опирается на широкий базис научного и художественного освоения действительности, на исторический опыт человечества. Уровни мировоззрения: • обыденное (повседневное); • теоретическое.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |