Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская религиозная философия XIX-XX веков




Славянофильство (И.В. Киреевский (1806-1856), А.С. Хомяков (1804-1860) и К.С. Аксаков (1817-1859)) и западничество (П.Я. Чаадаев (1794-1856), Н.В. Станкевич (1813-1840),В.Г. Белинский (1811-1848), Т.Н. Грановский (1813-1855) и А.И. Герцен (1813-1870)) – социально-философское осмысление петровских преобразований. Славянофильство настаивало на особом историческом пути славянского мира и его центрального звена, России. Западники подчеркивали первостепенную важность общечеловеческого начала. В учении о познании славянофилы развивали идею целостности духа, эмоционального единства чувства, разума и веры; западники – высоко ценили достижения европейской науки, сделанные на основе абстрактных понятий и чувственных восприятий. В социально-философской области славянофилы выдвинули принцип соборности, т.е. сочетания личной свободы и индивидуальных особенностей граждан со свободным подчинением отдельных личностей абсолютным ценностям: любви к цельности, к церкви, к своему народу, к своему государству. Западничество боролось против равнодушного и презрительного отношения к личной свободе, укоренившейся в отечестве. Для славянофилов было характерно противопоставление внутренней, эмоционально-моральной, свободы внешней государственно-правовой необходимости. Западники видели в правовом регулировании отношений между личностями, личностью и государством гаранта незыблемости прав и свобод гражданина. Наконец, миропонимание славянофилов было пронизано православной религиозностью, тогда как западники придерживались светских, рационалистических взглядов.

Русская религиозная философия тоже была осмыслением кризиса сциентистской философии Запада, разразившегося в середине XIX века, и поисками пути выхода из этого кризиса. В.С. Соловьев (1853-1900) видит этот путь в разработке философии всеединства. Он начинает свои размышления с констатации противоположной односторонности эмпиризма и рационализма. Эмпиризм ограничивается только единичными и случайными данными чувственного опыта и внешних явлений, абстрактный разум, отвлекаясь от эмпирического разнообразия чувственных восприятий и явлений тоже не способен обеспечить полноценную познавательную деятельность, направленную на постижение истины. Истина – это то, что есть. Но есть – все. Значит, истина есть все. Но тогда то, что не есть все, каждый частный предмет в своей отдельности от всего – не истина, а заблуждение. Истинное познание возможно только при раскрытии отношений любого предмета к целому, ко всему. В человеческих ли силах познать такую истину: преступить пределы субъективного мышления и вступить в область существующего единства всего, что есть, т.е. абсолюта? Вопрос содержит начало ответа. Всеединство, потому и всеединство, что не может быть внешним по отношению к познающему субъекту. Между субъектом и всеединством должна быть внутренняя связь, с помощью которой субъект может познать всеединство и внутренне соединиться со всем, что существует в абсолютном бытии. Эту связь, по мнению Соловьева, обеспечивает божественно-христианское основание мира и человека. Таким образом, истинное знание является результатом взаимосвязи эмпирического, рационального и религиозного познания. В социально-философском плане человек рассматривается Соловьевым как соединение божества с материальной природой. Задача человека заключается в стремлении к внутреннему единству с богом путем отрицания в себе эгоистической воли, тем самым, в желании присоединиться к богочеловечеству. Человек становится человеком, осознавая себя частью божественной универсальной личности. Идеалу богочеловечества противостоит отрицательный идеал человекобога. Человекобог – это природный человек, сделавший себя сам и объявивший себя богом. Идеал человекобога появилась сначала у древних греков, потом у римлян, в Новое время – у гуманистов и философов-материалистов периода Просвещения. Стремление к идеалу человекобога – причина всех несчастий, случившихся с человечеством после средневековья.

Н.А. Бердяев(1874-1948) создал оригинальный вариант философии свободы. Он различает три вида свободы: иррациональную первичную свободу, рациональную свободу и свободу, проникнутую любовью бога. Источник человеческой свободы находится в «ничто», из которого бог сотворил мир. Это «ничто» – первичный принцип, предшествующий богу и миру, Ungrund, лишенный основания первичный хаос. Таким образом, свобода не создается богом, она извечно существует в «ничто». Эта свобода первична по отношению к добру и злу, она обусловливает возможность, как добра, так и зла. Человек есть детище бога и «ничто». Бог обладает властью над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, несотворенной свободой. Бог не творит воли людей, а лишь помогает тому, чтобы воля становилась добром. Зло появляется тогда, когда иррациональная первичная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и отпадению от бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место бога. Это приводит к распаду в сфере материального бытия и к рабству вместо свободы в сфере социального бытия. Вторая, рациональная свобода состоит в подчинении моральному закону и ведет к обязательной добродетели, т.е. снова к рабству. Выход из этой трагедии свободы, по мнению Бердяева, может быть только в обращении к сверхъестественной реальности, к свободе, проникнутой любовью к богу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.