Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. В. Булюбаш




Риск и ответственность

 

В детерминистическом мире риск отсутствует, ибо риск есть лишь там, где универсум открывается как нечто многовариантное, подобное сфере человеческого бытия. Я не имею возможности детально обсуждать здесь эту проблему, но представляется очевидным, что именно такое, многовариантное видение мира, положенное в основание науки, с необходимостью раскрывает перед человечеством возможность выбора — выбора, означающего, между прочим, и определенную этическую ответственность…

 

(Перевод с англ. Я. И. Свирского)

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплине "Концепции современного естествознания"

 

 

«Рекомендации» представляют собой авторизованный перевод «Руководства по выполнению курсовой работы» - заключительного раздела нового британского учебника по естествознанию для гуманитарного профиля “Science for Public Understanding ” (под редакцией Робина Миллара и Эндрю Ханта),изданного издательством “Heinemann” в 2000 году при поддержке Фонла Наффилда (Nuffield Foundation). Курсовая работа по естествознанию представляются по завершении курса “Science for Public Understanding”.

Следует отметить, что в британском образовании огромное значение придается выработке навыков написания самостоятельных текстов. Весьма ценной в руководстве Миллара и Ханта нам представляется структурированная схема оценки сообщений в СМИ на научные темы (“таблица достоверности экспертных оценок”). Излишне говорить, что аналогичным образом можно попытаться оценивать и сообщения в СМИ на исторические и социологические темы. В то же время следует сказать, что буквально следовать этой схеме вряд ли возможно. Вы, к примеру, можете обнаружить высокий уровень неопределенности в трактовке того или иного научного сюжета и сделать эту неопределенность сильной стороной вашей работы.

 

 

Ваша курсовая работа должна состоять из:

§ названия

§ тезисов (50 - 150 слов)

§ основных положений

§ обсуждения...

§ выводов

§ списка использованной вами литературы

 

Выбор темы и выбор названия.

 

Выбирайте тему тщательно - возможно, именно этот момент - самый важный. Выбирайте тему, которая:

· интересует вас

· дает возможность выполнить все, что соответствует критериям оценки вашей работы

· надлежащим образом представлена в литературе

Сама по себе идея исследовать ту тему, которая вам интересна и от работы над которой вы получаете удовольствие, безусловно, неплоха, однако же вряд ли вы достигнете наилучшего результата, если будете иметь дело только с тем, что хорошо знаете. Если вы уже знакомы с большей частью обсуждаемых проблем и успели выработать собственную точку зрения на обсуждаемые вопросы, предпринимаемый вами поиск информации, а равно и ее анализ могут оказаться недостаточно объективными. Если вы уже придерживаетесь определенной точки зрения, то существует опасность, что вам не удастся адекватно представить противопоставляемые точки зрения.

Если же вы уже выбрали тему и согласовали ее со своим руководителем, вам следует придумать рабочее название вашей работы. Весьма удачным следует признать заголовок в форме вопроса. В этом случае ваша работа будет восприниматься как развернутый ответ на этот вопрос и именно его вы будете иметь в виду, когда понадобится определить, насколько необходима вам та или иная информация.

Поставленный вопрос определяет и общее направление, и содержание вашего исследования. По мере того как работа продвигается, и ваша компетентность в исследуемом вопросе растет, вы можете расширить или изменить ваше рабочее название.

 

График работы

 

Составьте график своей работы над курсовой так, чтобы располагать временем и для анализа найденной информации и для собственно работы над текстом.

Ориентируясь на рабочее название, выделите в вашей теме самостоятельные разделы. Продумайте содержание вопросов, отвечать на которые вы будете в каждом из разделов. Применительно к каждому из вопросов продумайте процедуру поиска ответа. К примеру, наиболее подходящий ответ на вопрос о том, что такое диабет, вы, возможно, найдете в Интернете; в то же время ответить на вопрос об ощущениях, испытываемых больными при лечебных процедурах, можно лишь организовав интервью с диабетиком.

Вы должны обязательно записать:

· всех людей и все организации, с которыми вы устанавливали контакт - с указанием дат, адресов, телефонов и т.д.. а также и дат получения ответов

· все книги, журналы, сайты и т.д., к которым вы обращались - фиксирование всех источников информации сэкономит вам время при составлении списка литературы

· любые иные использованные вами источники информации

 

Старайтесь представлять аудиторию, которой вы адресуете свою работу. Продумайте структуру вашей работы с тем, чтобы отчетливо представлять себе, как вы собираетесь использовать собранный материал и каким будет объем каждого из разделов. Помните, что общий объем не должен превышать 1500 - 2000 слов.

 

Работая над текстом, старайтесь в максимальной степени придать ему авторский характер. Предполагается, что вы используете различные источники информации - и действительно, при выставлении оценки за курсовую оценивается ваше умение находить эти источники и использовать найденную информацию в вашей аргументации. Хорошую оценку получить невозможно, если вы не используете информацию из разных источников.

 

Как придумать название

 

Идеальное рабочее название вашей работы – удачно сформулированный вопрос, который направляет ваше исследование. Вы вполне можете сохранить это же название в окончательном варианте курсовой. Часто более предпочтительно короткое название, но не забывайте при этом и о подзаголовке. Подберите такой заголовок, из которого было бы ясно, чему посвящена работа - такой вариант гораздо более предпочтителен, нежели лишенный смысла претенциозный заголовок. Помните, что содержание вашей работы оценивается и по тому, насколько ее содержание соответствует ее названию, а также и по соответствию собственно текста и введения.

 

Введение

 

Введение должно в краткой форме представлять вашу работу. Оно должно повысить интерес его потенциальных читателей и рассказать им, что, как предполагается, они должны вынести из прочтения работы. Отметьте во Введении, в чем состоит общественная значимость выбранной вами темы. В качестве аргумента можете привести и личные причины.

Обдумайте возможность начать свою курсовую работу с интригующей фразы - чтобы привлечь внимание читателей и вызвать у них желание читать дальше.

Во Введение также можно включить:

· Несколько предложений, объясняющих центральную идею работы.

Так, например, если вы назвали работу “Альтернативная медицина”, то можете объяснить, что в ней имеются отдельные главы об акупунктуре, о гомеопатии и гипнозе, поскольку вы установили, что все это - распространенные виды альтернативной медицины и в этом смысле они могут рассматриваться как удачные примеры.

· Несколько предложений, описывающих структуру вашей работы, при этом последняя фраза может содержать вопросы, на которые можно найти ответ в основной части работы.

Когда вы дописали текст, вернитесь к Введению, чтобы проверить, насколько точно в нем отражено основное содержание подготовленного вами текста. Вы даже можете обдумать возможность окончательной правки Введения до завершения работы над основной частью.

 

Основная часть курсовой работы

 

Именно основные идеи, отобранные вами в процессе исследования, и определят основное содержание работы. Вы должны уже располагать выполненным на отдельном листе перечнем того, что и в каком порядке вы собираетесь написать. Написание текста объемом свыше тысячи слов – непростая работа; она, однако, станет более структурированной, как только вы разделите свою работу на небольшие блоки. Выделив такие блоки, подберите для них соответствующие заголовки. Убедитесь в том, что порядок изложения логичен, и каждая новая мысль связана с предшествующим изложением. Каждый раздел должен иметь заголовок, а упоминания о нем должны присутствовать во Введении.

 

Обсуждение

 

Этот раздел вашей работы вы отводите под общий обзор выполненного вами исследования и обосновываете сделанные вами выводы. Раздел может быть небольшим по объему, но он важен для демонстрации того, что вы в действительности поняли и открыли для себя в процессе вашего исследования.

В этом разделе приводится ваше личное мнение, а потому логично писать от первого лица (“Я хочу показать, что...” вместо “Показано, что...”). Не стесняйтесь выражать свое собственное мнение, подтверждайте его примерами и доводами. Анализируя информацию, стремитесь к беспристрастности и приводите альтернативные точки зрения. Подтвердите ваши выводы фактами, которые вы обсуждали.

Вам необходимо прокомментировать основные упоминаемые вами точки зрения, к примеру:

· если разные источники противоречат друг другу, как вы решите, какому следовать?

· если в нескольких источниках были приведены графики, как вы выбрали тот, который наиболее вам подходит; или, быть может, вы использовали частично один из источников для ясности и частично другой - для полноты?

· если вам необходимо было выбрать одну точку зрения среди нескольких, какие вопросы вы ставили перед самим собой и как вы взвесили аргументы?

· если вы познакомились с какой-то неоднозначной проблемой (или, может быть, ваш проект вообще связан с неоднозначной проблемой), как вы отличали факты от мнений?

· если вы уделили большее внимание одним источникам по сравнению с другими, с чем это было связано - с тем, что соответствующие публикации являются более поздними по времени или с тем, что они были опубликованы в более престижном журнале? А может быть, они просто подтверждали вашу собственную точку зрения?

· как вы решали, какой материал использовать, а какой - нет?

 

Выводы

 

Выводы должны включать в себя отчетливую формулировку вашей собственной точки зрения в отношении той темы, которую вы исследовали. Выводы должны оставить у читателей вашей работы чувство удовлетворения и ощущение абсолютной ясности в отношении того, о чем вы пишете.

Обдумайте возможность включить в выводы:

· упоминание о той фразе из введения, которой вы привлекали внимание читателя -...

· итоговый перечень наиболее важных выводов, сделанных вами и ваших основных мнений или заключений

· несколько предложений, которые обозначают направления, в которых необходимо вести исследования в дальнейшем

Какой-либо новой информация в выводах быть не должно. Все факты (и ваши оценки этих фактов) вы уже должны были привести в предшествующих разделах.

Тезисы

 

Пишите тезисы на завершающем этапе вашей работы. В тексте тезисов вы можете использовать фразы или предложения из разных частей вашего исследования. От вас требуется одним или двумя краткими предложениями очертить весь диапазон точек зрения по выбранной вами проблеме, сопровождая их одной или двумя фразами, описывающими основные выводы вашей работы. Цель тезисов - кратко и отчетливо рассказать читателям о том, что они смогут найти в работе. Тезисы оформляются как самостоятельный раздел, но писать их всегда следует на завершающем этапе, поскольку они должны соответствовать окончательному варианту вашей курсовой.

 

Ссылки и источники

 

Вам следует привести все ссылки в отдельном разделе в конце вашего проекта. Нумерация ссылок или расположение их в алфавитном порядке - это то, что следует делать на завершающем этапе работы над курсовой. Не забудьте назвать всех, кто помог вам. Если вы обсуждали вашу работу с кем-либо или получили какой-либо совет, отметьте эту помощь. Единственное исключение из этого правила состоит в том, что вам не нужно благодарить своего руководителя.

Очень важно иметь «под рукой» дневник использованных вами источников – с тем, чтобы ваш собственный список литературы был максимально точным.

Вам следует включить в список:

· каждую из книг, периодических изданий или других СМИ, упоминавшихся вами в вашей работе;

· каждую из тех книг, периодических изданий или иных СМИ, из которых вы получили основную информацию;

· каждого из тех людей (исключая вашего руководителя), которые помогли вам;

· каждую из использованных вами компьютерных программ.

 

Ожидается, что вы уделяете одинаковое внимание как обсуждению дискуссионных вопросов, так и обсуждению основополагающих научных положений. Старайтесь не выделять одно за счет другого.

Ограничьтесь тем, что имеет непосредственное отношение к выбранной вами теме и к вашему рабочему названию. Если вам активно не хочется игнорировать что-либо интересное, но не имеющее непосредственного отношения к теме, обдумайте возможность включения подобного материала в Приложение.

 

Следует четко различать описание, объяснение, информирование, сравнение, противопоставление и мнение. Смешивание чрезмерного количества разных категорий в рамках одного параграфа запутает читателя вашей работы.

Ваша курсовая, несомненно, выиграет, если вы используете при ее написании не только российские, но и англоязычные источники. Всегда является интересным сопоставление различных (к примеру, российских и британских) изложений одной и той же научной проблемы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.183 сек.