Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Годы жизни выдающихся философов




Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860). Славянофил (близок Аксакову И.С., Хомякову А.С., Киреевскому И.В.), историк, литератор, поэт. Критиковал власть за подавление свобод, бюрократизм, крепостничество. Русский народ самобытен, лишен стремления к власти, у него свой путь. Основы его жизни – православие, поземельная община, самодержавие. Западное христианство утратило «внутреннюю правду», ибо подчинило жизнь рационализму и юридическим нормам. Только славяне сохранили истинное христианство и общинный быт. Реформы Петра I разрушили гармонию общества и государства. Использовал диалектику для обоснования славянофильства.

Русские философы

 

Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856). Самобытный философ-идеалист, публицист. Участник войны 1812 г., масон, друг Пушкина. В 1836 г. опубликовал первое «Философическое письмо», из-за которого был объявлен сумасшедшим. От просветительства и православия переходит на позиции католицизма. Его идеи легли в основу философии западничества. Критик недостатков крепостнической России. Полагал, что Россия отстала в развитии и должна воссоединиться с западноевропейской культурой и цивилизацией. Считал, что единство человеческого рода восстанавливается посредством воспитания нравственной личности.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885). Создатель теории культурно-исторических типов (локальных цивилизаций), сформулировал законы «культурно-исторического движения», описанные в книге «Россия и Европа». Выделяет 10 осуществленных культур-цивилизаций и будущую – славянский тип. Глава поздних славянофилов и почвенников, националист, философ, ученый, критик дарвинизма. Ранний позитивизм перерастает у него в объективный идеализм.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) — самый видный русский религиозный философ XIX в. Богослов, поэт символист, публицист. Близок к славянофилам. Соловьев оставил профессорскую должность после того, как призвал не казнить убийц Александра II (1881). Для Соловьева важна была возможность отклика на животрепещущие вопросы русской общественной и религиозной жизни. Вклад Соловьева в философию определяется его философией положительного единства (всеединства в Боге и соборности). Бог – это всеблагая, любящая, волевая, милостивая личность. Безусловное всеединство (синтез истины, добра и красоты) постигается «цельным» знанием (синтезом мистического, рационального и эмпирического знания). Всеединство опосредовано мировой душой – Софией. Она связывает Бога, мир и человека. Цель истории – достижение состояния Богочеловечества.

Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965). Профессор Петербургского ун-та. С 1922 г. в вынужденной эмиграции. «Интегральный» интуитивизм, персонализм. Близок мистике В. Соловьева. В онтологии – объективный, в гносеологии – субъективный идеалист. Мир – универсум, органическое единство сверхвременных идеальных личностей, «субстанциальных деятелей» (монад), связанных между собой и с Богом. Эти деятели и создают многообразие материальных и психических процессов. Бытие мира самодеятельно. Всеединство мира охватывает целостное познание - чувственная, мистическая и интеллектуальная интуиция.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948). «Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подниматься к тому, что выше человека». Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. Позднее занялся разработкой философско-экзистенциального мировоззрения. В 1922 г. был выслан из России. С 1926 по 1939 г. был редактором религиозно-философского журнала «Путь». Проблемы человека и творчества основные в его философии. В своих трудах Бердяев отстаивал примат личности над обществом. Личность характеризуется в аспектах свободы, духовности, творчества. Единственная реальность – «существование» субъекта, основа его творчества – «абсолютная свобода», содержание творчества – «богочеловечество», т.е. рождение человека в Боге и Бога в человеке. Бог и человек – свободно творящий Дух. Идеализм, христианский персонализм, мистицизм, всеединство. Бердяев считал, что России принадлежит мессианская роль. Возврат к монархии невозможен.

Флоренский Павел Александрович (1882-1937). Священник, христианский мыслитель, ученый, искусствовед, инженер (русский Леонардо). Критик рационализма. Развивал «философию всеединства» Соловьева. («Столп и утверждение истины» 1914 г.). Всеединство как способ познания мира и Софии как «идеальной личности мира» осуществляется противоречивым разумом в откровении. Вера – внутреннее чувство, непосредственная связь с Богом. «Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его». Основной закон мира – возрастание энтропии, Хаоса в противоположность Логосу. Изучал иконопись, обратную перспективу. Расстрелян ОГПУ на Соловках.

Лосев Алексей Федорович (1893-1988). Философ, эстетик и филолог. Профессор МГУ и МГ консерватории. Тайно пострижен в монахи. Арестован в 1930 г., осужден на 10 лет, ослеп. С 1942 г. преподавал в Москве. Последователь В. Соловьева. Развивал диалектический метод, идеи философии всеединства. Испытал влияние Платона, герменевтики, феноменологии. Бог – принцип мировой истории. Любовь возможна только во всеединстве. Проблема понимания. Сущность через энергии является в имени. Имя сущности – мост между субъектом и объектом. Его «Диалектика мифа» подверглась критике М.Горького. Миф – не сказка, а живая, действующая идея, предмет веры.

 


До нашей эры:

Фалес из Милета (624-546)

Парменид из Элей(540—470)

Гераклит из Эфеса(535-470)

Зенон из Элеи(510-430)

Сократ (469-399)

Демокрит(460-371)

Платон (427-347)

Аристотель(384-322)

Эпикур (341-270)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.