Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наша эра 3 страница




Таблица 7. Философия об обществе

Историческая эпоха философии Что такое общество?  
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. Полис.
Средние века     «Град земной», стремящийся к «граду небесному». Миряне и духовенство.  
Новое время     Люди, живущие в соответствии с разумно установленным общественным договором (Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс). Система социальных взаимодействий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, установленным в хорошо организо-ванной дискуссии (Хабермас и др.).  

Таблица 8. Три главные ценности

Сфера жизнедеятельности   Главная ценность
Практическая жизнь людей Чувственно-эстетическая жизнь Научная деятельность, философия Добро   Красота   Истина

 

Таблица 9. Философия о красоте

 

Историческая эпоха философии Что такое красота?  
Античность   Космически гармоничное и соразмерное. Логос.  
Средние века   Символ божественного. Бог.  
Новое время   Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к ясности стиля, уравновешеннос-ти композиции (классицизм). Характеристика произведения искусства, выражающая сильные эмоции и многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).  
XX в.   Ценность, выработанная на основе феномено-логического метода (интенциональность) и выражающая единство человека и мира, человека и произведения искусства (феноменология). Красота - сущность произведе-ния искусства. Задача в ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика). Эмоция (аналитическая философия). Выражение реально непредставимого, вызывающее в человеке чувство возвышенного (постмодернизм).  

Таблица 10. Философия о добре

 

Историчес-кая эпоха философии Идеалы добра   Основные добродетели  
Античность   Благо   Мудрость, справед-ливость, мужество.  
Средние века   Бог   Вера, надежда, любовь.Заповеди.
Новое время   Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо). Абсолютный нравственный закон, императив (Кант). Общество без эксплуатации (Маркс). Сверх-человек (Ницше).   Рассудочность, свобода, чувственность (Локк, Руссо). Разумность, долг, свобода (Кант). Преданность делу пролетариата (Маркс). Воля к власти (Ницше).  
XX в.   Положительные ценности (феноменологи). Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики). Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики). Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернисты).   Использование феноменологичес-кого метода (ф). Адекватно отвечать на зов вещи, соответство-вать ему (г). Быть последова-тельным в своих действиях (а). Умение «рассеивать», разбирать и реконструировать устоявшиеся ценности. Толерантность. Плюрализм (постмодерн).

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Философ-ская концепция   Основное содержание концепции  
Джон Локк(сен-суализм) Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. Субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.  
Иммануил Кант   Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными (доопытными) формами чувственности.  
Эдмунд Гуссерль   Чувства вовлекаются в поток воображе-ния, так образуется идея, знаком которой является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства, феномены.  

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

 

 

Историческая эпоха философии Природа рационального познания  
Античность   Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещи, в материю (Платон). Сущность — это форма, вид вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в правилах логики (Аристотель). Материя – пассивный аморфный субстрат.  
Средние века   Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее сущест-вует объективно в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековые реалисты). Общее не существует, слова обозначают единичные вещи. Слова – это имена вещей (номиналисты). Общее представ-ляяет собой мысли человека — обобщения, концепции (концептуалисты). Схоластика.
Новое время   Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможнос-ти логики в познании (Кант). Мысли — это процесс и продукт обработки чувств (Локк). Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отражение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).  
XX в.   Рациональное познание — это обобщение, достигаемое в процессе феноменологической работы сознания (ф). Логика — это правила языка, она имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики).  

 

Таблица 13. Три современные концепции истины

 

Концепция истины   Определение истины  
Соответствия   Соответствие (адекватность) высказываний фактам.  
Когерентнос-ти (неопози-тивизм) Согласованность высказываний в систе-ме, их логическая непротиворечивость.  
Прагматиче-ская   Убеждения, способствующие успеху практики.  

Таблица 14. Что такое истина?

Историческая эпоха философии Природа истины  
Античность   Истина — это проявление идеи, эйдоса (Платон) или сущности, формы (Аристотель).  
Средние века   Бог, Христос является истиной.  
Новое время   Истина — это соответствие чувств и идей фактам.  
XX в.   Истина — это открывающаяся в понимании сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики). Истина – то, что практично, выгодно (прагматизм).  

Таблица 15. Уровни научного познания

Уровни исследования   Цели исследования  
Эмпиричес-кий   Добыть новые опытные, экспериментальные данные, классифицировать и обобщить их. Сопоставить факты с теорией.  
Теоретичес-кий   Провести теоретическую интерпретацию данных опыта, экспериментальных фактов. Выдвинуть гипотезу. Предложить новую теорию, которая была бы эффективней старой.  

 

 

Таблица 16. Четыре теоретических метода

 

Теоретический метод   Характеристика  
Аксиоматичес-кий     Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление теории с экспериментальными фактами не проводится.  
Конструкти-вистский   Исходные понятия и правила по-строения сложных теоретических концептов считаются интуитивно очевидными. Конструкт признает-ся теоретическим, если его действительно можно построить, например, в форме математичес-ких символов и моделей.  
Гипотетико-дедуктивный   Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами.  
Прагматичес-кий   Ведется поиск эффективных путей по достижению целей в соответствии с определенными ценностями. Цели, ценности и средства считаются эффективны-ми, если они обеспечивают людям жизненный успех.  

Таблица 17. Философия языка

Философская концепция языка   Главное содержание философских концепций языка  
Философия имени   Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые реалисты). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (схоласты - номиналисты).  
Философия предложе-ния   Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности / ложности.  
Философия ценностных установок (текста)   Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается. Но надо учитывать и контекст, и подтекст.

Таблица 18. Философия техники

Историческая эпоха философии   Интерпретации природы техники  
Античность   Техника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания. Искусство включено в состав техники.  
Средние века   Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества.  
Новое время   Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от подчинения природе. Техника — это материальная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс).  
XX в.   Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).  

 

 

Таблица 19. Философия природы

 

Историческая эпоха философии   Интерпретация специфики природы  
Античность   Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной. Гилозоизм.  
Средние века   Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа.  
Новое время   Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее.  
XX в.   Природа — это стихия, которая, благодаря сознательной деятель-ности человека, должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраи-ваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетика).  

Таблица 20. Две интерпретации образования

Образование — это подготовка   Образование — это усвоение достижений культуры  
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна.   Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как единого целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достой-нейшее место. Социализация.  

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Почему философия не смогла ответить на «проклятые вопросы»?

2. Как связаны философия и мировоззрение?

3. Какие типы мировоззрений вы знаете и разделяете?

4. Назовите и сравните основные исторические типы философии.

5. Сравните формулировки основного вопроса философии в разных типах философии.

6. Уступает ли философия науке в рациональности?

7. Уступает ли философия искусству в образности?

8. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?

9. Обладает ли философия практической действенностью?

10. В каком отношении философия превосходит науку, искусство и религию?

11. Вопреки мнению натурфилософов все существующее не состоит из первовещества. Между тем в утверждениях натурфилософов содержатся элементы гениальных прозрений. Каковы они?

12. В чем состоит основное достижение школы Пифагора?

13. Свидетельствуют ли апории Зенона о том, что элеаты глубже других понимали природу вещества, пространства и времени?

14. Чьим детищем является атомарная гипотеза — философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?

15. В споре софистов и сократиков на чьей стороне находятся ваши симпатии и почему?

16. Гениален ли Платон как философ? Если да, то в чем?

17. По мнению К.Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение?

18. Аристотель видел источник движения в форме, эйдосе. Согласны ли вы с ним?

19. Античные стоицизм, эпикуреизм, скептицизм — какое учение вам более симпатично? Почему?

20. В чем состоит жизненность неоплатонизма?

21. Каковы философские истоки теоцентризма?

22. Каковы философские истоки монотеизма?

23. Имеет ли креационизм научное обоснование?

24. Каковы достоинства средневекового символизма?

25. Почему и поныне не утихает спор между номиналистами и реалистами?

26. Читали ли вы Библию, в чем ее ценность?

27. В чем состоит философский смысл заповедей Христа?

28. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?

29. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность?

30. Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является эстетическое?

31. Действительно ли главным принципом возрожденческой философии является антропоцентризм?

32. Каковы философские истоки ренессансного гуманизма?

33. Кузанский объединял религиозные и математические прозрения. Состоятельно ли такое объединение?

34. Каковы сильные стороны философии Дж.Бруно?

35. Каковы общие черты и различия философии Бэкона и Декарта?

36. Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона?

37. Каковы философские основания юридического мировоззрения Нового времени?

38. В чем состоит агностицизм Канта?

39. В чем вы видите основные достоинства идеализма Гегеля?

40. В чем вы видите основные достоинства и недостатки философии Маркса?

41. В какой степени состоятельна диалектика?

42. Каковы достоинства «философии жизни»?

43. Правы ли позитивисты в своей критике метафизики?

44. Актуален ли сегодня психоанализ Фрейда и его последователей?

45. Преодолел ли экзистенциализм психологизм «философии жизни»?

46. Что является для феноменологов более значимым — мир переживаний или язык и практика?

47. Чем отличается герменевтика бытия от герменевтики сознания?

48. В чем заключается мировоззрение и метод герменевтиков?

49. Каковы основания логического поворота в философии XX в.?

50. В чем заключается принцип верификации?

51. Является ли принцип фальсификации более философски значимым, чем принцип верификации?

52. Каковы основания лингвистического поворота в философии XX в.?

53. Какова структура студенческой группы, к которой вы принадлежите?

54. Почему именно естественный язык рассматривается философами в качестве образцовой знаковой системы?

55. Прав ли Фуко, настаивая на том, что становление и рассеяние социальных упорядоченностей происходит в дискурсивных практиках?

56. Какой потенциал доминирует в методе деконструирования Деррида — созидательный или разрушительный?

57. Какие культурные явления нашли свое выражение в философии постмодернизма?

58. Каковы общие черты и различия философии славянофилов и западников?

59. Сохранила ли свою актуальность философия всеединства?

60. Кто из русских философов внес максимальный вклад в мировую философию?

61. Каковы характерные черты русской философии?

62. Каковы характерные черты индийской философии?

63. Каковы характерные черты китайской философии?

64. В каком смысле происходит интеграция философии Запада и Востока?

65. Что такое развитие?

66. Что такое время?

67. Какие закономерности важнее, динамические или статические?

68. Чем является психическое - идеальным или символическим?

69. Какова природа понятий?

70. Каковы особенности когерентной концепции истины?

71. В чем состоит тайна красоты?

72. Что есть добро?

73. Каковы философские истоки экологических бед человечества?

74. Каковы идеалы науки?

75. Стоит ли наука вне этики?

76. Как проводится оценка техники?

77. В чем состоит смысл реализуемого в компьютерной культуре изоморфизма (подобия)?

78. В какой степени предсказуемо будущее в свете синергетических представлений?

79. Какие императивы вы считаете актуальными в свете проблематики глобальных проблем?

80. Каковы, в вашем понимании, идеалы будущего?

81. К какому философскому направлению принадлежите вы?

82. Каковы пути преодоления кризисных черт философии?

83. Спасет ли философия мир?

84. В чем заключается предназначение философии?

85. Каков смысл человеческого существования?

 

 

4. ПРОГРАММА КУРСА ФИЛОСОФИИ [2]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.