Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западноевропейские философы




Фалес из Милета (640-562 до н.э. Иония). Основой всего сущего считал воду. Ее он понимал не как конкретное вещество, а как аморфную текущую материю. «Вода» Фалеса означает основополагающий принцип, начало. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, превращаются в воду. Признавал божественную одухотворенность мира.

Анаксимандр (610-540 до н.э.). Милетская школа натурфилософов. Ученик Фалеса. «Основой мира является беспредельное (апейрон)». Это не вода, не воздух и не что-либо конкретное. «Бесконечное объемлет и пронизывает вечную и нестареющую природу». Он учил, что части изменяются, а целое остается неизменным. Способность жизни приписывается определенному виду материи. Человек – результат эволюции.

Анаксимен (546-528/5 до н.э.). Милет в Малой Азии. Преемник Анаксимандра. Все происходит из сгущения и разряжения бескачественной праматерии - воздуха. «Весь космос объемлют дыхание и воздух». Воздух как первоматерия «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы». Стихийный диалектик. Воздух – это и душа, и всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной.

Пифагор с острова Самос (ок. 584-500 до н.э.). Создатель союза пифагорейцев в г. Кротоне, сосредоточенного на проблеме спасения души. Использовал математику, геометрию для решения философских и политических проблем. Идеалистическая спекулятивная попытка постижения мира через числа. Сущность мира – число. Законы мира скрыты в числе, линии, плоскости, фигуре. Между вещами существуют количественные закономерные отношения. Религию и мораль Пифагор считал атрибутами упорядочения общества. Учение о богах, о бессмертии души и ее перевоплощениях. «Число владеет вещами». Душа – гармония чисел. Священные числа: 36:1,2,3,4. Вселенная выражается числом 10.

Гераклит из Эфеса (ок. 540/4-480/3 до н.э.) «Темный», т.е. трудный, метафоричный. Сохранилось около 130 фрагментов из его труда о природе и государстве. Пантеист. Сенсуалист. Сущностью всего считал сакральный огонь, подобный Зевсу. Мир не создан богами. Мир, вещи и души возникают из огня и в него возвращаются. Предвосхитил некоторые идеи диалектики, учения о всеобщей изменчивости и противоречивости. «Все течет» (панта реи). «В одну реку нельзя войти дважды». Одна материя «живет смертью» другой. Человек стремится познать сущность, необходимость, закон, логос. Мудрость не есть многознание.

Ксенофан из Колофона (565-470 до н.э.). Античный антидиалектик. Идейный предшественник элейской школы. Бытие нематериально, едино, неделимо, неподвижно, неизменно, непротиворечиво, подобно сплошь заполненному шару. Противоречиво не бытие, а мысли о нем. Чувства не дают истинного знания, а только мнения, кажимость. Истинное бытие познается только разумом.

Парменид из Элеи (540-470 до н.э.). Элейская школа антидиалектики. Идеализм. Рационализм. Существует только духовное бытие вне пространства и времени, небытия нет. Бытие (сущее) есть всюду, во всех местах, поэтому нет пустоты и нет движения. Парменид различает рациональную подлинную истину о бытии (алетейя) и мнение (докса), основанное на чувствах. Истина постигается разумом. «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». Небытие, материя и движение существуют во мнении, в чувствах. Элеаты: Мелисс Самосский и Зенон Элейский (апории).

Анаксагор (500-428 до н.э.). Ученик Анаксимена. Учитель Перикла. Считал основой всех вещей бесконечное качественное многообразие малых материальных частиц (плюрализм «семян вещей», гомеомерий). Из их различных сочетаний образуются вещи. Причиной объединения частиц является «нус» (ум). Материя вечна, несотворима и неуничтожима, но качественно дифференцирована. Солнце и Луна движутся не богами, а законами природы.

Зенон из Элеи (490-430 до н.э.). Последователь Парменида. Идеалист, антидиалектик. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет». Создал около 40 апорий (парадоксов), которые доказывали постоянство истинного умопостигаемого бытия и ложность диалектики мнения («Ахилл и черепаха», «Стрела покоится», «Дихотомия» и др.). Движение, противоречия, пустота, делимость и множественность вещей существуют только в мнимом, кажущемся бытии.

Эмпедокл – (ок. 484-424 до н.э. Сицилия). Был учеником Пифагора. Его философия близка к стихийному материализму. Выдвигает идею о четырех первоэлементах, корнях всякого бытия. С четырьмя стихиями связаны имена четырех богов: Зевс – огонь, Гера – воздух, Гадес – земля, Нестида – вода. Соединяют и разделяют элементы две борющиеся силы: «дружба и вражда».

Демокрит (ок. 460-370 до н.э. Абдеры). Ученик атомиста Левкиппа и Анаксагора. Атом – неделимая, невидимая, мельчайшая частица материи, имеющая величину и тяжесть. Атомы – это бытие, движущееся в пустоте. Душа смертна и состоит из атомов. Демокрит сторонник строгой необходимости: все детерминировано движением атомов. Случайность существует только в сознании как незнание причин явления. Демокрит, по мнению Аристотеля, доверял чувственному познанию: «истинно суть то, что нам является». Другие считают, что он разделял гносеологические подходы элеатов. Атомы даны нам не в чувственном, а в рациональном созерцании. Атомы даны «в действительности», а чувственное – «в общем мнении». В этике – эвдемонизм.

Сократ (469-399 до н.э.). «Познай самого себя. Знание есть добро. Все подвергай сомнению. Знаю, что ничего не знаю». Учился у софистов. Прежде всего, надо научится мыслить. Перенес интерес с природы на человека: предметом познания может быть только то, что во власти человека – его душа. Сущность человека — это душа, по возможности благая и совершенная. Душа это способности сознания и совести. Тело человека является инструментом души. Душа бессмертна. Главные добродетели: мудрость, справедливость, умеренность, храбрость. Гармония добродетелей дает свободу и счастье. Цель – познание истины, блага, добра. Пороки проистекают из невежества. Знание всеобщего – основа морали. Методы: майевтика, ирония, беседа. «В споре рождается истина».

Осужден к остракизму (изгнанию) или к чаше с ядом (цикута). Казнен в демократических Афинах за подрыв морали, веры и государства.

Платон (427-347 до н.э.). «В род богов никому не позволено попасть, если он не занимается философией». Объективный идеалист. Ученик Сократа. Платон (т.е. широкоплечий) — это псевдоним Аристокла. Занимался борьбой. Пытался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз на Сицилии, но был продан им в рабство. По освобождении основал Академию в Афинах. Разработал учения об «идеях», об идеальном утопическом государстве, о переселении душ, о познании через воспоминания души, этику, эстетику и др. Истинное бытие это мир неизменных бестелесных форм вещей, «идей», «видов» (эйдосов), а мир вещей – вторичный, мнимый и изменчивый. Вещи занимают срединное положение между «идеями» и материей (небытием). «Идеи» вечны, вещи преходящи. Философия Платона записана в виде более 30 диалогов.

Диоген из Синопа (ок. 400-325 до н.э.) и другие киники (Антисфен) вслед за Сократом обратились к проблеме человека. Киники или циники от слова «кино» – псы, что отражало стремление жить по природе, естественно, вне культуры. Человек должен быть освобожден от всего ложного, наносного, искусственного (богатства, условностей морали). Аскет, якобы жил в бочке, ходил в лохмотьях, днем с огнем искал «человека». Критик Платона и религии.

Аристотель (384-322 до н.э.) из Стагира во Фракии. «Искать истину — и легко и трудно, ибо никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы».

Учился в Академии Платона 20 лет. Был наставником Александра
Македонского. Основал в Афинах Ликей. Обладал энциклопедическими познаниями. Идеалистический критик «идей» Платона. Идеи не могут порождать вещи. Идея вещи находится в ней самой. «Платон мне друг, но истина дороже». Учение о 4-х причинах: форма, материя, источник движения и цель (энтелехия). Форма - динамическая сущность единичных вещей. Материя – возможность осуществления идеи, формы. Природа это постоянные переходы от материи к форме и обратно. Превратил в науку логику и этику. Истина есть соответствие знания вещам. «Аподейктика» – знание достоверное, а «диалектика» - вероятное. Соединил индукцию и дедукцию. Бог – высшая форма, источник движения, моральный идеал. За геоцентрическую модель Вселенной. Провел обобщение философских и научных воззрений античных авторов.

Эпикур (341-270 до н.э.). «Пусть никто не откладывает философии
в юности...». Философией начал заниматься с 14 лет, приобщал к ней рабов. Основал собственную школу «сад Эпикура». По преданию перед смертью лег в ванну с горячей водой, выпил вина, пожелал друзьям не забывать его учений и скончался. Материалист, атомист, атеист, сенсуалист. Боги не вмешиваются в жизнь людей. На основе атомизма разработал этическую концепцию гедонизма – избавления от страха смерти, страданий, достижения разумного наслаждения и покоя души - атараксии. Покой предпочтительнее деятельности.

Плотин из Египта(204/5-270). «Старайтесь воссоединиться с Божественным, которое внутри вас, с Божеством, которое есть универсум». Объективный идеалист, неоплатоник - мистик. В Риме открыл философскую школу. Был добр и легкодоступен для окружающих. Мечтал создать для философов специальный город — Платонополис. Учил своих учеников аскетизму.

Начало всего – непостижимый, невыразимый Бог, который проявляется как мировой ум, как душа мира, затем как единичные души, как тела, вплоть до материи (т.е. небытия). Разработал учение о Едином-Благе (Боге) и достижении его в чувстве экстаза. Цель жизни – восхождение к Первоединому. Аскетизм.

Августин Аврелий (Блаженный, святой) (354-430). «Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая». «Хочу понять Бога и душу. И ничего более». Его: «Исповедь», «О Граде Божьем». Жизнь это «духовное бегство от мира» к Граду Божьему через церковь и ее учение. В философии опирался на идеи Платона и Плотина. Верил в провидение и предопределение. Теоцентризм. Креационизм.

Будучи воспитанным в христианском духе, Августин вплоть до 30-летнего возраста все же не понимал Библию. Когда же она стала доступна пониманию Августина, то в его умонастроении произошли решающие изменения. Он реализует один из ярчайших вариантов философствования в христианской вере. Монотеизм. Патристика. Теология. Ортодоксия.

Фома Аквинский (1221-1274). Средневековый теолог, монах-доминиканец. Католический святой. «Божественная истина есть мера всякой истины...». Дал пять рациональных доказательств бытия Бога: Бог как источник движения, первопричина, абсолютное совершенство (истина, добро, красота), высшая целесообразность, абсолютная необходимость. Предметом философии являются истины разума, теологии – истины откровения. Конечным объектом и источником истины как теологии, так и философии является Бог. Бытие есть, и оно есть Истина. Предельной полнотой бытия обладает Бог. Он пребывает вне пространства и времени. Теоцентризм. Креационизм. Схоластика. «Реализм».

Обладал поразительной способностью к учению и целеустремленностью. Умел соединять различные знания в подчинении религии. Истины веры и истины разума не противоречат друг другу. Объединил учение Аристотеля и религию. Его философия (неотомизм) считается официальной доктриной католической церкви. Незадолго до своей смерти Фома назвал свои многотомные теоретические работы «трухой» в сравнении с глубиной Библии.

 

Оккам Вильям (ок. 1285-1349). Английский теолог и философ-схоласт. Номиналист. «Не следует умножать сущности сверх необходимого». Реально единичное, а общее (понятие) – слово, имя. «Бритва Оккама»: надо отсечь все лишнее, «общее», абстрактное, что мешает конкретному познанию. Важны факты, а не слова. Истина двойственна: есть истина факта, науки и истина веры, религии. Религиозные догматы не могут быть доказаны с помощью разума. Был в оппозиции к папству и томизму.

 

НиколайКузанский (1401-1464). Из Кузы на Мозеле. Немецкий философ, ученый и богослов времен перехода от схоластики к гуманизму. Идеалистический, неоплатонический диалектик. Пантеист. Бог – это максимум бытия, стоящий выше противоположностей, мыслимых рассудком. В Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, единого и многого и т.д. Мир не бесконечен, но, отождествленный с Богом, он и не конечен. Мир – это открытый познанию образ Бога, мир это и есть Бог. Божественная «душа мира» – универсальная форма, заключающая в себе все формы, что есть в действительности.

Макиавелли Никколо (1469-1527). Флоренция. Социальный мыслитель эпохи Возрождения. Основной труд – «Государь». Идея циклов в истории. Общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин, материального интереса, баланса сил. Выступал за создание сильного национального государства. Макиавеллизм: «для достижения благих целей в политике все средства хороши». Политический аморализм.

Мор Томас (1478-1535). Утопический социализм. Гуманист, рационалист эпохи Возрождения. Лорд-канцлер Британии. Казнен за верность католицизму по приказу короля. Причислен к лику святых. «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516). Утопия – «место, которого нет». За демократию, равенство, развитие личности и общественную собственность.

Бруно Джордано (1548-1600). «Сжечь — не значит опровергнуть!». Возглас Бруно на костре инквизиции в Риме. Ренессанс. Последователь Н.Коперника. Гелиоцентризм. Пантеизм. Гилозоизм. Поэт, мистик, спиритуалист. Все состоит из воды, земли, воздуха, огня и эфира. В его воззрениях причудливым образом сочеталась христианская вера, астрология, магия, поэзия и философия. Бруно широко известен благодаря его концепции множественности миров, их населенности и отсутствия у Вселенной какого-либо центра. За отход от христианства Бруно был приговорен к сожжению.

 

Кампанелла Томмазо (1568-1639). Итальянский монах доминиканец. Утопический коммунизм. Критик схоластики. Сочетал религиозный мистицизм, астрологию, магию с деизмом и сенсуализмом. Инквизиция. За попытку восстания против испанских оккупантов был посажен в тюрьму на 27 лет. Там в 1602 г. написал «Город Солнца» – утопию о теократическом папском государстве без частной собственности. Изобилие на основе всеобщности труда и строгой дисциплины. Свои идеи обосновывал велением разума и законами природы.

 

Бэкон Фрэнсис (1561-1626). Английский политический деятель, писатель, философ Нового времени. Его труды: «Новая Атлантида», «Новый Органон». Основатель экспериментальной науки, близкой материализму. Сочетал эмпиризм с теологией, натурализм с индукцией. Задача философии – методология. Наука усиливает власть над природой. Скептицизм в отношении к старому знанию, схоластике. Надо очистить ум от заблуждений («идолов»). Ученый должен уподобляться пчеле, а не пауку или муравью. Эмпирик – все знание из чувственного опыта. Основной метод – индукция (наведение) от частного к общему знанию, закону. Различал истины веры (теологии) и истины разума (науки).

 

Гоббс Томас (1588-1679). Развил материалистические идеи Бэкона в период английской буржуазной революции до атеизма. Механицизм. Сознание – тонкая материя. Эмпиризм. Все идеи из ощущений, нет врожденных идей. Знание единичного дает вероятные истины. А имена, понятия становятся знаками общих идей. Признает роль теории, анализа и синтеза. Человек эгоистичен. Его естественное состояние – «война всех против всех» («Левиафан»). Защищал теорию договорного происхождения государства и общества. Против принципа разделения властей и народного суверенитета. За абсолютную власть (монархию или диктатуру), стоящую над гражданскими законами.

Декарт Рене (1596-1650). Франция. «Мыслю, следовательно, существую».

Картезий (лат.) развивал философию, математику, физику, космологию, физиологию. В философии — метод научных размышлений. Анализ. Синтез. Механицизм. Детерминизм. Дедукция. «Ясность», очевидность истины гарантированна Богом, вложившим в человека разум. Смутные идеи – от человека, ясные – от Бога. Рационализм: разум – источник знания и критерий его истинности. Врожденные идеи – основа объективности, всеобщности знания. Самые общие идеи открывает интуиция. Декарт признавал Бога как творца и высшую субстанцию. Деизм. Но в мире мы имеем дело с двумя субстанциями (дуализм): мыслящей (душа), данной непосредственно, и материальной (протяжение), данной через ощущения. Их существование поддерживает Бог. Иные явления нуждаются в содействии других творений и называются качествами и атрибутами. Наука конструирует гипотетический мир, объясняя данные опыта исходя из способностей разума.

Спиноза Барух или Бенедикт (1632-1677). Последователь Декарта (картезианство). «Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!». Свобода есть поведение, основанное на познании необходимости. Спиноза был исключен из иудейской общины за вольнодумство. Заработок ему давала шлифовка линз. «Этика» Спинозы — это книга, в которой изложение так же строго, как в геометрии. Рационалист. Критерий истинности – ясность. Интуиция. Материализм под видом пантеизма. Творящая природа есть субстанция или Бог. Протяженность и мышление – неотъемлемые свойства субстанции, т.е. атрибуты. Преходящие свойства – акциденции. Отдельные вещи, люди, явления и некоторые свойства – модусы. Свободомыслие. Критика религии и церкви. Религия, вера нужны для воспитания нравов.


Локк Джон (1632-1704). Политик, педагог, философ эпохи буржуазной революции и Реставрации в Англии конца XVII в. Основоположник буржуазного либерализма. Развивал теории естественного права, общественного договора и разделения властей.

«Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, благодаря воспитанию». Автор концепции чувственного познания - сенсуализма. Различал первичные (объективные) и вторичные (субъективные) качества. Знание основано на опыте внешнем (о природе) и внутреннем (рефлексия о душе и Боге). Внешний опыт дает простые идеи, ощущения. Внутренний опыт формирует сложные идеи на основе простых. Сознание новорожденного – чистый лист. В сознании нет ничего, что не прошло бы через чувства. Близок материализму, но оставался верующим – деист.

 

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716). Немецкий философ, физик, математик, техник, языковед, логик. Независимо от Ньютона открыл дифференциальное исчисление. «Монадология» – плюрализм, рационализм, деизм. Врожденные идеи – смутные общие принципы, предрасположения.

Учение о монадах - единичных сущностях, обладающих духовной и творческой энергией (энтелехия). Монада – единица бытия, простая, замкнутая, активная, вечная духовная субстанция (простые души и духи). Это духовные атомы природы, основа, «элементы вещей». Лейбниц полагал, что нельзя уничтожить одну пылинку, не уничтожив при этом весь мир: монады и материя связаны и неуничтожимы. «Каждая субстанция точно выражает сущность всех остальных в силу существующих между ними связей».

 

Беркли Джордж (1685-1753). Ирландский писатель, католический священник, миссионер в Америке. Борец с атеизмом и материализмом. «Материя» – пустое понятие (из номинализма), т.к. не может быть общих абстрактных идей, а могут быть идеи частные («яблоко»). Качества вещи существуют только в нашем сознании. Мир – совокупность ощущений субъекта. Существовать – значит быть воспринимаемым. Субъективный идеализм, сенсуализм. Чтобы избежать солипсизма (учения о том, что существование мира зависит от сознания данного индивида), Беркли утверждал, что мир существует как сумма идей в уме Бога. Бог – источник наших впечатлений. Позже вернулся к объективному идеализму. Епископ.

Юм Дэвид (1711-1776). Последователь Беркли. Шотландский историк, психолог, философ-сенсуалист, близкий субъективному идеализму, агностик. Исследовал субъективный мир человека, его образы, восприятия – «перцепции». Достоверна только математика, остальное - из опыта, чувств, субъективно. Против понятия «субстанция», т.к. мир – лишь поток «впечатлений», причины и сущность которых непостижимы. Вопрос о существовании объективного мира считал неразрешимым. Отрицал объективную причинность. В практике мы опираемся не на теоретическое знание, а на веру в собственный полезный опыт. В этике – утилитарист.

Руссо Жан Жак (1712-1778). Женева – Париж. Деист. Романтик. Социальный мыслитель, эстетик, писатель, моралист, педагог. Критик идей Просвещения, прогресса и урбанизации. Признавал Бога, бессмертную душу и два начала – дух и материя. Сенсуалист. Критик феодализма и деспотизма. За буржуазную демократию, равенство и свободу. Причина неравенства – частная собственность, до ее появления был «Золотой век». За сельскую общину - «назад к природе». Сторонник теории общественного договора. В случае его нарушения народ имеет право на восстание. Вся власть в руках суверенного народа. Народ достоин того правительства, какое у него есть.

Гольбах Поль (1723-1789). Просветитель, материалист и атеист. Немецкий барон, живший во Франции. В 1770 г. его «Система природы» была сожжена по решению парижского парламента. Критик идеализма и религии. Материя – «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Детерминизм. Механицизм. Капитализм – царство разума. Сторонник конституционной монархии или просвещенного абсолютизма. (Другие представители метафизического материализма: Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций).

Кант Иммануил (1724-1804). Основатель немецкой классической философии. Элементы объективного и субъективного идеализма. Агностик. Исследовал границы познания. Двойственность «вещей в себе» (их сущность непознаваема) и «вещей для нас» (феноменов, явлений). Категорический нравственный императив: руководствоваться долгом, правилом, которое может быть всеобщим законом поведения. «Обязанность говорить правду это безусловная обязанность во всяких отношениях». Акцентировал активную роль субъекта и его особенностей в познании. Разум по природе антиномичен, т.е. раздвоен в противоречиях (субъективных): мир конечен и бесконечен. Вера в Бога необходима.

Кант всю свою жизнь прожил в Кенигсберге, был равнодушен к богатству и славе. Но в вопросах науки и морали был максимально щепетилен. Кант утверждал, что совершил коперниканскую революцию в философии, имея в виду созданную им критическую (трансцендентальную) философию априорных (доопытных) принципов (форм познания).

Фихте Иоганн (1762-1814). Немецкая классическая философия. В основном субъективный идеалист. Отбрасывает кантовскую «вещь в себе». Все знание по форме и содержанию должно быть выведено из «чистого Я», самосознания. «Я», у Фихте, с одной стороны, - это конкретный индивид, а с другой стороны – «абсолютное Я». Они то совпадают, то различаются. В этом движущий принцип системы Фихте. Из внутренней самодеятельности «Я», которая им не осознается, порождается и объясняется вся реальность – «не-Я». Природа становится творением субъекта и средством для осуществления его свободы. «Я» осознает себя и развертывает свои способности через преодоление «природы», «не-Я». Познание – созерцание истины умом, т.е. «интеллектуальная интуиция». Националист. Доброволец в борьбе против наполеоновской оккупации. Умер в госпитале от тифа.

Гегель Георг (1770-1831). «Философия - есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Объективный идеалист. Диалектический метод познания и развития (законы единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания и система категорий). Мир познаваем. Тождество бытия и мышления (духа и материи). Гегель сжато изложил свою систему в «Энциклопедии философских наук», главное содержание которой составляет диалектика идей. Он создал всеохватывающую метафизическую систему абсолютного идеализма, описывающую самопознание абсолютной идеи в процессе ее саморазвертывания в сферах логики (идей, понятий), природы (механики, физики, химии) и духа (субъективного, объективного и абсолютного) в истории человека и общества (личности, морали, права, семьи, государства, искусства, религии и философии).

Считал развитие философии законченным. Был профессором и ректором Берлинского университета. Жизнь Гегеля оборвала эпидемия холеры.

Шеллинг Фридрих (1775-1854). Профессор ряда университетов. Немецкая классическая философия – объективный идеалист. Разрабатывал натурфилософию, философию тождества, философию свободы и философию откровения. Внес идею развития в понимание природы (от низших форм – к высшим, к сознанию). Шеллинг воссоединил разорванный кантовский мир. Главная идея – тождество объекта и субъекта, единого разума с самим собой. В абсолюте происходит процесс самоосознания тождества: мысль мыслит о самой себе, представляемое совпадает с представляющим, субъективное и объективное едины. Понимал свободу как познанную необходимость, которая зависит не от личности, а от развития общества и Бога. Свобода связана и с происхождением зла: свободная воля может выбирать между добром и злом. Метод нерационального познания, близкий искусству, - «интеллектуальная интуиция». Это непосредственное созерцание, доступное немногим избранным. Позже Шеллинг переходит к философии религиозного откровения, к неоплатоническому мистицизму.

Шопенгауэр Артур (1788-1860). Берлинский университет. Идеализм. Критик диалектики. «Мир как воля и представление» - в 1819. Иррационализм: бытие неразумно, бессмысленно, дисгармонично. Вселенский пессимизм. Волюнтаризм: сущностью мира является слепая, неразумная, ничем не ограниченная Мировая воля. Воля это «абсолютно свободное хотение». Иерархия воль. Каждая сила – воля. Телесность есть «объективность воли». Мир это манифестация воли. В природе и обществе нет порядка и закономерности, поэтому они не могут быть познаны разумом. Разум – фикция. Созерцательная интуиция в познании и искусстве. Идеал – абсолютная безмятежность, убивающая «волю к жизни» (нирвана).

Фейербах Людвиг (1804-1872). Представитель немецкого домарксовского метафизического «антропологического» материализма. Начинал как гегельянец. Атеист. Отрицал диалектику Гегеля. Первична природа, т.е. объективный, чувственно воспринимаемый материальный мир. Человек – высшая часть природы, главный объект философии. Он есть бытие свободы, бытие личности, бытие права. Человек Фейербаха – биологическое, абстрактное существо, рассматриваемое вне зависимости от социальной и политической среды. Стремление к счастью и свободе – основа морали и движущая сила человеческой воли. Любовь это сущность и цель человеческой жизни. Фейербах пытался создать религию любви. Человек человеку – бог.

Маркс Карл (1818-1883). «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить». Философ-материалист, экономист, политик-коммунист, атеист. Критик вульгарного материализма и утопического казарменного коммунизма. Разрабатывал теории отчуждения и практики. Смена способов производства. История как пять общественно-экономических формаций. Базис и надстройка. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Распространил материализм на понимание общества.

С юных лет решил посвятить свою жизнь установлению справедливого общественного порядка. Создал международную организацию рабочих (Интернационал) и возглавлял ее. Его соратник – Ф. Энгельс. Идеи классовой борьбы и социальной революции.

Вклад Маркса в философию определяется трансформацией гегелевской философии в диалектический и исторический материализм. Опирался на диалектику Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха.

 

Пирс Чарлз (1839-1914). Наряду с Уильямом Джемсом и позже Джоном Дьюи развивал философию действия – прагматизм. Практицизм. Форма развития позитивизма и иррационализма в США. Философия должна стать общим методом решения практических проблем. «Значение идеи состоит в ее практических последствиях» (ощущениях, вере, пользе). Для приспособления нет разницы между теорией и практикой, образом и реальностью. Субъективный идеализм, эмпиризм, релятивизм. Универсальным средством адаптации к среде является не ее преобразование, а изменение привычек, выработка более полезного убеждения, отношения, навыка, веры. Все, что лучше служит действию, пользе, объявляется истинным, будь то наука или религия. Идеи религии истинны в меру их пригодности для жизни. Истина подменяется утилитарной выгодой для жизни субъекта. Познание – это прагматическая вера. «Инструментализм».

 

Ницше Фридрих (1844-1900). Представитель постклассической «философии жизни». «Жить – это значит быть жестоким и беспощадным ко всему, что становится слабым в нас и не только в нас». «Воля к власти» – доминанта истории, основа права сильного, атрибут всего живого. «Жизнь» – центральное и многозначное понятие, единственная реальность, данная человеку. «Воля» – бессознательная основа жизни человека и всего мира. Иррационализм. Волюнтаризм. Атеизм. Ницше подверг критике все общепризнанные ценности, от науки до христианства. Культура, мораль и религия подавляют волю человека. В Ницше соединились филологическая утонченность, философский скепсис и талант музыкальной импровизации. Все это вылилось в пропаганду «сверхчеловека», которого Ницше ставит на место Бога. «Бог умер, и мы хотим, – пусть живет сверхчеловек». Последние 11 лет жизни Ницше был душевнобольным. Нацисты использовали воззрения Ницше в пропаганде. Этому способствовало знакомство его сестры Элизабет с Гитлером.

Фрейд Зигмунд (1856-1939). Австрийский врач, основатель психоанализа. Акцентировал роль бессознательного в жизни человека. Психика имеет три уровня: сознание формирует «Я» (эго); бессознательное – «Оно» (Id) – влечения, инстинкты, иррациональные движущие силы души; «Сверх–Я» (супер-эго) – культурные нормы, мораль, запреты, воздействующие на Я. Решающее влияние оказывает половое влечение, стремление к наслаждению – «либидо». Эта энергия в обществе переключается на более высокие цели (сублимация), что объясняет генезис культуры. Фрейд стремился рационально объяснить иррациональность психики. Его последователь К.Г. Юнг описал коллективное бессознательное, опыт человечества, скрытый в архетипах. В. Райх создал фрейдомарксизм.

Бергсон Анри (1859-1941). Представитель «философии жизни», французский иррационалист, интуитивист, идеалист. Основа сущего – нематериальная «чистая длительность», в которой действует «жизненный порыв» – поток инстинктов. Материя – форма проявления «длительности» в нашем представлении. Материя – косное начало, сопротивляясь, подчиняется «жизни». Мир развивается спонтанно и непредсказуемо. «Жизнь» - непрерывный поток, становление нового. Существование, как поток переживаний, образует подлинную реальность, предмет философии. Самоанализ психики – метод философии. Охватить целостность и уникальность «жизни» может лишь духовное узрение – интуиция. В ней «акт познания совпадает с актом, порождающим действительность». Интуиция идет вглубь психики, к безличному сознанию, Духу - сущности жизни и всей Вселенной. Разум же идет вовне, к наполняющим пространство телам, к материи. Философия – интуитивное знание, похожее на искусство.

Витгенштейн Людвиг (1889—1951). Австрийский неопозитивист, логик, преподававший в Англии. Лингвистический поворот в философии.

Витгенштейн участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, там пишет философский труд, отказывается от наследства, строит сестре по своему проекту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфонического оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает в школе математику.

В философии Витгенштейн прославился анализом языка (аналитическая философия, логика, семантика, формальный анализ элементов языка, смыслов, высказываний, связей внутри знаковых систем). Язык – это главное средство позитивного (положительного) познания мира. Язык – это данная реальность. Концепция «логически совершенного» или «идеального» языка, прообразом которого является язык математической логики.

 

Гуссерль Эдмунд (1859—1938). «Философия должна всегда выполнять свою функцию — архонта (высшего должностного лица)всего человечества». Преподавал во Фрейбургском университете. После прихода к власти нацистов Гуссерль из-за еврейского происхождения был лишен работы. После смерти Гуссерля были обнаружены его рукописи объемом 47 000 страниц. По дипломатической почте архив Гуссерля был вывезен в Бельгию.

Гуссерль — основатель феноменологии (субъективно идеалистического учения о «чистых» явлениях сознания, об идеальном мире феноменов, сущностей (эйдосов) как «данности», обладающей «значением» и лишенной произвольного истолкования). Он мечтал сделать философию строгой наукой, для чего надо выделить в чистом виде категориальные основы научного знания, феномены. Его метод – «феноменологическая редукция», посредством которой можно очистить «данное» от наслоений, привносимых культурой, историей, личными качествами. «Интенциональность» - направленность сознания на объект, его обнаружение и создание.

Рассел Бертран (1872-1970) — выдающийся британский философ, логик, математик, политик, лауреат Нобелевской премии по литературе. Всю жизнь бунтовал против несправедливости, дважды сидел в тюрьме. Выступал против милитаризма. «Ты не должен следовать толпе в ее злых делах». Этой заповеди Рассел следовал всю жизнь. Рассел — неопозитивист, основатель аналитической философии (логический анализ языка, понятий, принципов). Структура языка отражает структуру реальности. Логика и грамматика часто противоречат друг другу. Надо исправить грамматику логикой. Субъективный идеализм: человек имеет дело с чувственными, но не психическими и не физическими данными – с нейтральными «фактами», сочетающими обе стороны.

 

Ясперс Карл (1883-1969) - один из основателей немецкого экзистенциализма (пограничные ситуации, вина, боль, страх смерти), психиатр, юрист. Идеализм, иррационализм. В 1937-1945 гг. был отстранен нацистами от преподавания.

Философия не наука, она дает ориентиры в мире, она способна осветить «экзистенцию» (существование) и приблизить человека к смыслу бытия, к трансценденции, к безусловному бытию (Богу). Философия не познает бытие, но удостоверяет нас в его существовании. Результат – философская вера, основанная не на божественном откровении, а на человеческом размышлении (рационализация мира и ее истолкование). Философия создает «коммуникацию». Ввел понятие «осевой эпохи» - периода духовного становления современного человека (VШ-II вв. до н.э.). Это этап становления мировой истории, цивилизации через которую человечество придет к новому «осевому времени», способному породить гуманное общество.

Хайдеггер Мартин (1889—1976) один из основоположников немецкого экзистенциализма. («Временность» существования как переживание, «настроение», заброшенность, априорный страх, забота, тревога, беспокойство, ответственность составляют субъективное «бытие-в-мире»). Иррационализм. Идеализм. «Возможно, что человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил».

В 1933 г. был избран ректором Фрейбургского университета. Вступает в нацистскую партию. Хайдеггеру понадобилось 10 месяцев, чтобы разочароваться в нацизме. Не порвал связей с философами евреями. Добровольно ушел с ректорского поста.

Философию Хайдеггер понимал как радикальное вопрошание, лекарство против легкомыслия, которое нельзя купить, а можно достичь в результате глубоких раздумий. Хайдеггер — основатель герменевтики (понимание, толкование, разъяснение смысла текстов, исходя из их объективных и субъективных оснований). Человек это язык, это понимающее бытие. Язык – «дом бытия-в-мире», средоточие культуры.

Карнап Рудольф (1891—1970) — австрийский философ неопозитивист, участник знаменитого Венского кружка. Последователь Л.Витгенштейна. В 1935 г. эмигрировал в США. Один из основателей логического позитивизма (не метафизика, мировоззрение, а анализ языка науки). В основе научного знания лежат достоверные протокольные предложения, выражающие чувственные переживания субъекта. Все остальные предложения науки должны быть верифицированы. Принцип верификации – сравнение утверждений науки с фактами опыта. Мечтал о создании такой логической системы, которая представляла бы если не все, то, как можно больше эмпирических фактов.

Гадамер Ганс Георг (1900-2002). Немецкий философ. «Кто хочет мыслить, должен спрашивать». «Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий затронут преданием и слышит его зов». Близость к неопозитивизму.

Гадамер — ученик М.Хайдеггера. Работал в Лейпцигском университете, переехал в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу «Истина и метод». Гадамер основоположник герменевтической школы (философии понимания). Человеческий опыт передается через тексты, толкование, осмысление которых становится ведущим направлением философствования. Понимание – это метод познания и практика, способ существования познающего, оценивающего и действующего человека. Он - это понимающее бытие на основе традиций, здравого смысла, «пред-рассудка».

Поппер Карл Раймунд (1902-1994). Логик, социолог, философ (его критический рационализм в противовес логическому позитивизму). «...Свобода важнее равенства».

Поппер родился в Вене, спасаясь от нацизма, переехал в Новую Зеландию, а знаменитым философом стал в Англии. Был учителем и лишь
в 35-летнем возрасте занялся философией профессионально. Считал себя социалистом реформистом, критически оценивая социализм в России, подвергал теорию Маркса критике.

Поппер считается основателем постпозитивизма. Методолог науки: рост научного знания происходит эволюционно. За единство теоретического и эмпирического уровней знания. Научное знание носит гипотетический характер. Принцип фальсификации: научностью обладают только такие высказывания, которые в принципе могут быть фальсифицированными, т.е. опровергнутыми опытом. Объективный идеализм. Теория трех миров: физического, ментального, информационного.

Сартр Жан-Поль (1905-1980). Французский экзистенциалист. «Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем». Человек проектирует себя.

Сартр не только философ, но и писатель (в 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался). Был участником французского сопротивления фашизму, поддерживал в мае 1968 года бунт парижской молодежи. В философии Сартр был сторонником жизненной непосредственности. Он хотел создать философию не всеобщих, а конкретных земных дел. Сартр боролся за разоружение, посетил СССР и другие страны.

Сартр известен как один из основателей атеистического экзистенциализма (философии индивидуального существования и переживания жизни). Сознание порождает свое особое бытие – «бытие-для-себя», противостоящее «бытию-в-себе». Разрыв, дуализм бытия и сознания. Поиск среднего пути между идеализмом и материализмом. «Существование предшествует сущности (эссенции)». Большое внимание уделил темам свободы и смысла жизни. Субъективизм, иррационализм, эклектика. Попытка соединить марксизм, экзистенциализм и фрейдизм.

Куайн Уиллард ван Орман (1908-2000) — американский философ-аналитик, логик, ученик английского философа Б. Рассела. Профессор Гарвардского университета. Согласно Куайну, философия должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную логическую форму. Проверке в науке подлежит не отдельное предложение, а система взаимосвязанных предложений теории. Что и как существует, человек может понять только на основе теории, законов, которые формулируются в виде уравнений с переменными. «Быть — значит быть значением связанной переменной».

Леви-Строс Клод (1908-2009). Французский этнолог, антрополог, культуролог, социолог. Структуралист. Основная задача – исследование структуры сложных объектов, их состояний и свойств. Структурализм изучает первичную организацию фактов, описывает внутреннюю структуру объекта и создает его теоретическую модель. Леви-Строс отмечал важное влияние формальных структур на отношения между людьми, роль языка, традиций, ритуалов и других символических форм в поведении людей. Важным в структурной антропологии является толкование мифа как фундамента коллективного сознания и действия.

Рикёр Поль (1913-2005). Французская религиозная феноменологическая герменевтика. Вариант экзистенциалистской философии. Начинал как персоналист. Понятие личности фундаментальное в философии. Личность есть место рождения значений, дающих начало культурным смыслам. Надо познать субъективность как творца мира культуры. Явления познаются в трех измерениях: прошлого, настоящего и будущего. Рикёр выявляет «археологию» субъекта, т.е. его укорененность в прошлом и его «телеологию» - движение в будущее. Начальное условие человеческого опыта – его языковой характер: восприятия, желания, воображение и т.п., по его убеждению, «проговариваются». Следовательно, культурное творчество всегда символично.

Лакатос Имре (1922-1974). Английский теоретик науки, философ- постпозитивист. Разработал концепцию развития науки на основе конкуренции научно-исследовательских программ. В науке новая теория отвергает старую. Сравнивать следует и сами теории, и их научно-исследовательские программы. Такая программа содержит «твердое ядро» и «защитный пояс». «Твердое ядро» сохраняется в теориях данной программы, а «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез, может частично разрушаться.

Кун Томас (1922-1996). Американский постпозитивист. Один из лидеров историко-эволюционистского течения в философии науки. В развитии науки главную роль играет научное сообщество. Решающее значение он придает не методологии, а парадигме (пример, образец, модель, принцип). Это совокупность убеждений, ценностей, методов, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Парадигма – шире теории и научно-исследовательских программ. Смена парадигмы ведет к научной революции. Каждая парадигма обладает своими критериями рациональности. Основное сочинение: «Структура научных революций».

Лиотар Жан-Франсуа (1924). Французский философ. Разоблачение дискурса «всеобщего» как дискурса «власти». Разные дискурсы (например, наррация, рассказ) в истории сосуществуют. Но возникает тип дискурса, который претендует на особый статус. Это «дискурс легитимации», т.е. такая речевая практика, которая ставит все остальные в подчинение. Появление такого «метадискурса» или апелляция к новой «большой наррации» знаменует наступление эпохи «модерна» или «современности» (тоталитарный импульс). Закат стиля «большой наррации», распад дискурса легитимации означает закат «модерна» и наступление «постмодерна».

Фуко Мишель (1926-1984). Французский историк, культуролог. Его три периода: период изучения «археологии знания», период «генеалогии власти», период внимания к «эстетикам существования». Его «археология» выявляет условия возникновения медицины, биологии, гуманитарных наук. Роль языка, соотношение «слов и вещей». Снятие слоев истории в поисках основ. Власть не имеет чисто негативного характера: власть порождает и саму реальность, и объекты познания, и «ритуалы» их постижения. Третий период: как возможно «свободное» поведение субъекта, позволяющее «стать собой» и преодолеть заданные коды и стратегии поведения. Социальная заданность опыта. Этика как связь с самим собой.

Делёз Жиль (1926-1995).Французский философ, историк философии. Разработка философии становления. Называет художников «клиницистами цивилизации», т.е. диагностами. Философ либо реагирует на диагноз, либо диагностирует сам. Надо брать на себя риск творца, войти в событие, мыслить этим опытом, а не созерцать. Вместо ориентации на рациональность здравого смысла Делёз опирается на безличное поле, которое нельзя определить как сознание. Его эмпиризм отвергает метафизическое. Мир постоянно меняется – это сфера перехода через акты творчества. Эти сингулярности (произвольные единичности, неопределимые «события», «переходы»), будучи неличностными, коренятся в стихии нейтрального, проблематичного. Сингулярность бесцельна, нелокализуема. Старая философия, как дерево. Делёз – за корень, ризому – множество переплетенных корешков.

Хабермас Юрген (род. 1929) — самый известный философ, социолог Германии, что объясняется не только его философскими работами, но и откликами на важнейшие события. Идеолог «новых левых». Неоднократно был награжден престижными премиями. Сближается с социал-реформистами. Последователь Франкфуртской школы. «Модерн — незавершенный проект».

В философии Хабермас известен благодаря разрабатываемой им теории коммуникативного общества. Он считает, что современность всегда требует работы по наращиванию открытости общества, налаживанию продуктивного диалога, по критике различного рода идеологий и бюрократий. Коммуникативное поведение (для взаимопонимания) ведет к интеграции общества, а стратегическое (преследующее «интересы») ведет к обману, отчуждению личности, манипулированию, деградации культуры, аномии.

Деррида Жак (1930-2004). Париж, Сорбонна и другие университеты. «...Что же происходит сегодня в нашем мире и нашей «современности»... Все мои усилия — это усилия разобраться с этим необъятным вопросом».

Деррида — был лидером современной французской философии. Постструктуралист. Ставит вопрос об исчерпанности ресурсов разума в формах классической и современной философии. Объект исследования – тексты. Для преодоления старой метафизики разработал метод деконструкции, анализа текста. Философский текст многослоен, в нем есть опорные понятия и метафоры, взятые из других текстов (культур, эпох). Чтобы нечто понимать, надо различать: в настоящем есть след прошлого, и набросок будущего. Следовательно, настоящее не тождественно самому себе. Прошлое и будущее создают возможность для настоящего. Надо анализировать элементы структуры текста и их значение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.