Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогики




Лекция 3

 

Таблица 3

Науки Связь педагогики с другими науками
Философия – это фундамент педагогики Часть философии, которая специально занимается проблемами воспитания, называется философией воспитания. Основные педагогические концепции, опирающиеся на философские направления,это: § прагматизм (философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности); § неопрагматизм (сущность – самоутверждение личности); § неопозитивизм (философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией, задача воспитания – формирование рационально мыслящего человека); § экзистенциализм (философское направление, признающее личность высшей ценностью мира, характерно недоверие к целям и возможностям воспитания, религиозный подтекст); § неотомизм (религиозное философское учение, согласно которому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала); § бихевиоризм (рассматривает человеческое поведение как управляемый процесс). Методологическая (направляющая) функция философиипо отношению к педагогике проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.
Социология Взаимодействуя с социологией, педагогика учитывает влияние социальной среды на человека и отношения между людьми. В результате интеграции этих наук возникла социальная педагогика.
Этика Связь с этикой помогает решению педагогических задач нравственного воспитания учащихся.
Эстетика Взаимосвязь с эстетикой предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности.
Анатомия и физиология Это основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Психология Психология изучает закономерности развития психики человека, а педагогика – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Интеграция этих наук привела к возникновению педагогической психологии – отрасли психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.
Кибернетика Педагогика как наука об управлении связана с кибернетикой, которая изучает закономерности оптимального управления сложными динамическими процессами.
Экономика Педагогика тесным образом связана с экономикой, в частности, с экономикой образования, данные которой необходимы для решения таких педагогических задач, как: определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни; стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений; затрат на учительские кадры, на строительство, оборудование, наглядные пособия и пр.
История Воспитание имеет исторический характер. Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки: исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованным прогноз.
  Таким образом, выделяют 4 основные формы связи педагогики с другими науками: ü использование педагогикой основных идей, теоретических положений других наук (так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории); ü творческое заимствование методов исследований других наук: психологии, социологии, математики (обогащает педагогику статистическими методами исследования); ü использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и др. наук; ü участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Таблица 4

Отрасли педагогики Предмет исследования
Общая педагогика Изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Разделы общей педагогики: r общие основы педагогики r дидактика (теория обучения) r теория воспитания r школоведение (основы управления и организации деятельности образовательных учреждений).
История педагогики Рассматривает вопросы исторического развития педагогической науки и практики в первобытном обществе, в древнем мире и античную эпоху, в эпоху Средневековья и Возрождения, в Новое и Новейшее время.
Социальная педагогика Наука о педагогическом регулировании взаимодействия человека и социальной среды. Социальная педагогика решает проблему педагогической работы в социуме.
Сравнительная педагогика Изучает педагогическую теорию и практику зарубежных стран и возможности использования зарубежного опыта в отечественной педагогике.
Возрастная педагогика Наука, изучающая закономерности воспитательно-образовательной работы с детьми преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов и создающая программы осуществления этой работы в условиях учебно-воспитательных учреждений: r преддошкольная педагогика r дошкольная педагогика r педагогика школы В настоящее время начинают оформляться: r педагогика взрослых(акмеология) r теория обучения взрослых (андрагогика) r педагогика старости (герогогика).
Отраслевая педагогика Изучает проблемы профессионального образования (закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности: педагогической, инженерной, военной, юридической, спортивной и пр.). Включает: r педагогику профессионально-технического образования (изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации) r педагогику среднего специального образования r педагогику высшей школы r производственную педагогику (изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации и переподготовки) r военную педагогику r исправительно-трудовую педагогику (педагогику пенитенциарных учреждений).
Специальная педагогика (коррекционная педагогика, (дефектология) Наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические и психические недостатки: r олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей и детей с задержками умственного развития) r сурдопедагогика(работа со слабослышащими детьми) r тифлопедагогика(работа со слабовидящими и незрячими детьми) r логопедия(работа по исправлению дефектов речи).
Лечебная педагогика Система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений.
Педагогика дородовая Изучает управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).
Частные методики преподавания отдельных дисциплин Исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплинво всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен владеть каждый педагог.

Вопросы и задания для повторения темы

1. Проследите эволюцию цели воспитания в период Античности.

2. Какие педагогические идеи зародились в Античности?

3. Как изменился идеал воспитания в период Средневековья?

4. В чем выразились изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения?

5. Назовите предпосылки становления педагогики как самостоятельной науки.

6. Укажите роль Ф. Бэкона в становлении педагогики как самостоятельной науки.

7. Раскройте вклад Я. А. Коменского в становление педагогики как самостоятельной науки.

8. Почему К. Д. Ушинского считают «отцом» русской педагогики?

9. Укажите признаки педагогики как науки.

10. Можно ли считать педагогику искусством? Ответ обоснуйте.

11. Сформулируйте определение педагогики как науки, ее объект, предмет.

12. Перечислите педагогические термины.

13. Раскройте основные педагогические категории, их взаимосвязь.

14. С какими науками связана педагогика?

15. Укажите формы связи педагогики с другими науками.

16. Каковы отрасли педагогики?

Литература

1. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М., 1988.

2. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. – М., 2008.

3. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – М., 2003.

4. Джуринский А. Н. История педагогики. – М., 1999.

5. Ефремов О. Ю. Педагогика: Краткий курс. – СПб., 2009.

6. История педагогики и образования / под ред. З. И. Васильевой. – М., 2008.

7. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. / под ред. А. И. Пискунова. – М., 1997.

8. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / под ред. А. И. Пискунова. – М., 1997.

9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – М.; Ростов н / Д, 2005.

10. Коменский Я. А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой Дидактики»). – М., 1940.

11. Константинов Н. А. и др. История педагогики. – М., 1982.

12. Латышина Д. И. История педагогики и образования. – М., 2008.

13. Медынский Е. Н. Воспитание в средние века // Очерки по истории педагогики / под ред. Н. А. Константинова. – М., 1952. – С. 28–31.

14. Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко. – М., 2007.

15. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998.

16. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1998.

17. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. – М., 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

18. Рожков М. И. Теоретико-методологические основы педагогики: Конспекты лекций. – Ярославль, 2000.

19. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2003.

20. Успенский В. Б. История образования. – Ярославль, 1996.

21. Ушинский К. Д. Переиздание. – М., 2002.

22. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А. И. Пискунов. – М., 1971.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.