Возраст
| Движения, статика
| Общение и навыки
| Речь – понимание и становление
|
Первый год жизни (1мес – 12 мес)
|
1 мес
| Вздрагивание при резком звуке
| Первая улыбка
| Кричит. Начинает прислушиваться к голосу взрослого
|
2 мес
| Удерживает головку
| Зрительное сосредоточение на лицах. Улыбка при виде матери.
| Издает неопределенные гласные звуки.
|
3 мес
| Поворачивает головку в направлении звука.
| Сосредоточение на лице говорящего, на игрушке.
| Издает неопределенные сочетания звуков.
|
4 мес
| Приподнимается на животе, опираясь на локти.
| Проявляет радость – «комплекс оживления». Смеется.
| Начинает гулить.
|
5 мес
| Переворачивается со спины на живот.
| Узнает близких и чужих людей. Ест с ложки густую пищу. Держит в руках бутылочку.
| Различает интонации голоса взрослого. Подолгу и певуче гулит.
|
6 мес
| Сидит без поддержки, переворачивается с живота на спину.
| Может пить из блюдца.
| Произносит отдельные слоги без смыслового значения.
|
7 мес
| Хорошо ползает.
| Долго занимается игрушками.
| Лепечет.
|
8 мес
| Встает, держась за опору.
| Выполняет некоторые действия (ладушки). Ест корочку хлеба.
| Начинает произносить «мама, папа».
|
9 мес
| Делает шаги с поддержкой за руки.
| Плясовые движения под музыку. Учится пить из чашки.
| Откликается на свое имя. Реагирует на вопрос «где?».
|
10 мес
| Стоит 2-3 секунды. Хорошо ползает.
| Выполняет действия с предметами по просьбе взрослых (открывание, закрывание и т.п.).
| Реагирует на слово «дай».
|
11 мес
| Стоит самостоятельно, делает первые шаги.
| Накладывает кубики, снимает и одевает кольца.
| Знает 2-3 слова из 2 слогов.
|
12 мес
| Ходит без опоры.
| Узнает близких по фотографии. Пьет из чашки самостоятельно.
| Понимает значение слова «нельзя». Произносит до 10 облегченных слов. Знает названия нескольких предметов.
|
Второй год жизни (13-24 мес)
|
1г1мес
1г3мес
| Ходит длительно, приседает, наклоняется, пятится.
| Пользуется ложкой (для густой пищи). Кормит куклу. Собирает пирамиду.
| Произносит облегченные сокращенные слова.
|
1г4мес
1г6мес
| Легко подражает новым действиям. Перешагивает через палку.
| Знает место хранения игрушек, одежды. Ест ложкой жидкую пищу.
| Наряду с облегченными появляются правильные слова.
|
1г7мес
1г9мес
| Частично снимает одежду (трусы, ботинки, шапку). Нанизывает кольца на пирамиду по величине.
| Приучается к горшку.
| Облегченные слова заменяет правильными. Знает около 20 слов.
|
1г10мес
2 года
| Частично одевает одежду. Бегает, прыгает.
| Любит развлечения на детской площадке.
| Начинает употреблять местоимения и прилагательные. Знает около 50 слов.
|
Третий год жизни
|
2г2мес
2г4мес
| Перешагивает через приподнятую палку. Учится координации движений пальцев, кистей рук.
| В игре объединяется с другими детьми. Моет, вытирает руки.
| Предложения становятся многословными, но не совсем правильными.
|
2г6мес
| Шагает вверх по лестнице. Может танцевать под музыку.
| Самостоятельно одевается, но не застегивается. Согласовывает действия с другими детьми.
| Использует сложные придаточные предложения.
|
2г7мес
2г9мес
| Может учиться ездить на трехколесном велосипеде. Держит карандаш, рисует простые фигуры, лепит. Может застегиваться, завязывать шнурки.
| Благодарит после еды. Активно участвует в играх с детьми.
| Правильно произносит все звуки, кроме «р», «л», шипящих. Задает вопросы «где?» «куда?».
|
3 года
| Закрепляются все достигнутые действия.
| Ест аккуратно. Просится в туалет.
| Называет свое имя, фамилию, пол. Знает 250 слов.
|