Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения по теме. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст




В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре РФ прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры.

В систему прокуратуры РФ входят:

- Генеральная прокуратура Российской Федерации, главные управления, управления, отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах;

- прокуратуры субъекта Федерация;

- прокуратуры городов и районов;

- специализированные прокуратуры: военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, прокуратуры закрытых административно-территориальных образования (войсковых частей). Основные направления их деятельности;

- Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации; главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; следственные управления и следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по федеральным округам; следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

- научно-исследовательские и образовательные учреждения; институты повышения квалификации работников органов прокуратуры Российской Федерации; редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Система органов прокуратуры представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой органов и составляющих целостное единство. При этом для системы прокуратуры характерны связи между элементами структуры как по вертикали, для внутреннего управления системой по подчиненности, так и по горизонтали, для взаимодействия равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и системами. Вертикальный и горизонтальный тип взаимосвязей определяет линейную и функциональную структуру построения органов прокуратуры РФ.

Сущность линейной структуры заключается в построении аппарата управления, состоящего из взаимоподчиненных органов и подразделений. При этой структуре каждый прокурорский работник непосредственно (линейно) подчинен только одному руководителю и с вышестоящими органами и руководителями связан только чрез него. В свою очередь, функциональная организационная структура состоит из органов и подразделений, которые специализируются на определенных видах деятельности, выполняют обособленные функции. К числу таких структур относятся природоохранные, транспортные и другие прокуратуры, деятельность которых ограничивается специальными объектами или отдельными отраслями прокурорского надзора.

Высшим звеном в системе прокуратуры РФ является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений и отделов (на правах управлений) по функциональным полномочиям одновременно являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов (в составе управлений) - помощники Генерального прокурора РФ. Кроме того, в структуре этого звена у Генерального прокурора РФ имеются советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. В Генеральной прокуратуре РФ образована также на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.

К числу специализированных прокуратур относятся природоохранные прокуратуры, прокуратуры ЗАТО и на особо режимных объектах, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, военные прокуратуры гарнизонов и приравненные к ним прокуратур.

В соответствии с Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2007 № 1004, Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (далее – Следственный комитет) является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. Следственный комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, в том числе военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам РФ, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам. В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством РФ могут образовываться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета. Следственные комитет возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Основные направления деятельности Следственного комитета: разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности следственных органов Следственного комитета; организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ производство предварительного следствия по уголовным делам и экспертно-криминалистическую деятельность, а также процессуальный контроль и проверку деятельности следственных органов Следственного комитета; организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета; организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета; организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленные законодательством РФ срок; а также осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консуль­тативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с орга­низацией и деятельностью органов прокуратуры. При Генеральной прокуратуре РФ состоит Научно-исследова­тельский институт проблем укрепления законности и правопо­рядка Академии Генеральной прокуратуры РФ. Это ведущий научный центр, призванный разрабатывать и совершенствовать доктрину прокурорского надзора Российской Федерации, а также вопросы правопорядка и организации борь­бы с преступностью. Институт является головным научным уч­реждением в Российской Федерации по проблемам криминоло­гии и прокурорского надзора. В г. Москве эффективно действует Институт повышения ква­лификации руководящих кадров Академии Генеральной прокуратуры РФ. В нем проходят обучение прокуроры субъектов Федерации, их заместители, члены коллегий, начальники отделов и управле­ний, руководящий состав военных, транспортных прокуратур, прокуратур по надзору за исправительными учреждениями, природоохранных прокуратур. К числу образовательных учреждений следует отнести Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации». Деятельность Академии направлена на повышение квалификации работников прокуратуры, подготовку кадров для органов и учреждений прокуратуры, научное и учебно-методическое обеспечение деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. В целях исследования актуальных проблем борьбы с преступностью и прокурорского надзора в рамках Содружества Независимых Государств, создан Научно-методический центр Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ (далее - НМЦ). Основными задачами НМЦ являются объединение усилий и обеспечение творческого сотрудничества научно-исследовательских и образовательных учреждений прокуратур государств-участников СНГ в проведении научно-исследовательских работ по актуальным проблемам борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка; обобщение и разработка предложений по сближению национальных законодательств в сфере защиты прав человека и гражданина, борьбы с преступностью, прокурорского надзора; обобщение и разработка предложений по совершенствованию договорно-правовой базы Содружества Независимых Государств.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Какое место занимает прокуратура в системе законодательной, исполнительной и судебной властей?

2. Из каких звеньев состоит система органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации?

3. Генеральная прокуратура Российской Федерации как высшее звено прокурорской системы.

4. Каковы структура и компетенция прокуратуры федеральных округов и субъектов Российской Федерации?

5. Какова структура и полномочия прокуратуры городов и районов?

6. Назовите основные разграничения полномочий между территориальными и специализированными прокуратурами.

7. Каковы основные направления деятельности специализированных прокуратур?

8. Какова структура и основные направления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации?

9. В чем состоят особые полномочия прокуроров войсковых частей?

10. Назовите полномочия военных прокуроров.

11. Какие объекты поднадзорны транспортным прокурорам?

12.В чем состоит сущность линейной и функциональной структуры построения органов прокуратуры Российской Федерации?

13. Каковы основные направления деятельности научно-исследовательских учреждений органов прокуратуры Российской Федерации?

Темы докладов:

1. Место и роль прокуратуры в государственном механизме России.

2. Пути совершенствования системы и структуры органов прокуратуры Российской Федерации.

Рекомендуемая литература:

I. Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации (текст по состоянию на 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон от 17. 01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 20.11.1995. - № 47. Ст. 4472.

3. Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.08.2007 № 1004 // Собрание законодательства РФ. - 06.08.2007. - № 32. Ст. 4122.

4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 06.04. 2007 № 44-ш «О создании федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // Законность. - 2007. - № 5.

6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12.03.2008 № 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением» // Законность. - 2008. - № 5.

7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

8. Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 17.03.2008 № 33 «Об установлении компетенции специализированных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

II. Основная литература

1. Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О. А. Галустьяна,

А. В. Ендольцевой, И. И. Сыдорука. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. - 471 с.

2.Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, И.А. Андреева. - М.:ЮНИТИ: Закон и право, 2007. - 399 с.

3.Авдеев В.Н. Прокурорский надзор: Курс лекций. - М.: ИМЦ ГУК МВД РФ, 2004.- 278 с.

4.Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под науч. ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2004. - 543 с.

III. Дополнительная литература

1.Томин В.Т. Комментарий к УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ». - М.: Юрайт, 2008.

2. Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития. - М., 2002.

3. Организация работы городской (районной) прокуратуры: методическое пособие. - М., 2001.

4. Вертухин А. Военная прокуратура и ФСБ: взаимодействие в борьбе с преступностью // Законность. - 2003. - № 10.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.