Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения по теме. В оперативно-розыскной деятельности




В оперативно-розыскной деятельности

Тема 6. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и

Время занятия: 2 часа.

Учебно-воспитательные цели: закрепление знаний, полученных слушателями на самостоятельной подготовке по обозначенной теме; проверка умения использовать полученные знания при подготовке научных докладов и выступлений; сформировать у слушателей представление о прокурорском надзоре за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

 

Форма проведения занятия: проверка теоретических знаний слушателей по теме, дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

1.Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

2.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

3. Организация работы по надзору за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

4. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и в оперативно-розыскной деятельности.

5. Порядок и сроки рассмотрения прокурором жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, представляет собой урегулированную нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленную на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам и в оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания, предварительного следствия, а также оперативно-розыскную деятельность не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меру к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

В соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре РФ предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами дознания и предварительного следствия.

Задачи прокурорского надзора: обеспечениеверховенства Конституции РФ; защита прав и свобод граждан; осуществление надзора за правильным соблюдением закона, позволяющим эффективно проводить уголовное преследование.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования как в форме дознания, так и предварительного расследования, служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств. Проверка общих условий предварительного расследования и порядка производства отдельных следственных действий составляют существенный объем прокурорской деятельности. При этом прокурору следует обращать внимание на следующие обстоятельства:

- компетенцию лица, осуществляющего процессуальные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия);

- соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, обыск, выемка и т.д.);

- наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия;

- наличие условий для проведения следственного и иного процессуального действия;

- соблюдение правил собирания доказательств.

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие: о задержании подозреваемого; об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о привлечении в качестве обвиняемого; о временном отстранении обвиняемого от должности; о производстве обыска и выемки и другие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия закреплены в ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Реализация полномочий прокурора направлена на то, чтобы органами дознания и органами предварительного следствия были приняты все предусмотренные законом меры по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры по защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.

Определяя характер полномочий уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, нельзя не учитывать сущность оперативно-розыскной деятельности. При осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности прокуроры обладают как общими для всей надзорной функции полномочиями, так и специфическими полномочиями, присущими только для осуществления надзора в этой сфере деятельности. При этом следует констатировать, что при использовании общих полномочий должна учитываться специфика надзора в оперативно-розыскной деятельности.

К числу общих полномочий прокурора относится:

- право прокурора при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и помещения органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор;

- право прокурора на доступ к документам и материалам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность с учетом ограничений, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- проверка исполнения законов в оперативно-розыскной деятельности;

- требование к руководителям и другим должностным лицам соответствующих органов о представлении ими необходимых документов, материалов и иных сведений применительно к надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности с учетом ограничений, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- требование к руководителям и другим должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность о выделении специалистов для выяснения возникших вопросов;

- требование к руководителям и другим должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность о проведении проверок либо ревизий деятельности соответствующих оперативно-розыскных органов;

- право вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (за исключением штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, лиц, оказывающих содействие этим органам на конфедициальной основе, при отсутствии их согласия, и если это не требует привлечения их к уголовной ответственности);

- право рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- разъяснять пострадавшим в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности порядок защиты их прав и свобод;

- принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного вреда;

- выносить представление органу (должностному лицу), осуществляющему оперативно-розыскную деятельность;

- опротестовывать правовые акты, принятые органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и противоречащие закону;

- право предостеречь соответствующее должностное лицо органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о недопустимости нарушения закона;

- право возбудить производство об административном правонарушении или незамедлительно передать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган (должностному лицу), который полномочен, рассматривать дела об административных правонарушениях.

Актами прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности являются: письменное требование, протест, заявление, иск, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление. Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются: постановление, письменное требование, письменное указание, представление.

Организация работы по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия включает в себя - планирование, распределение обязанностей по надзору за исполнением законов в досудебном производстве, учет и контроль исполнения и т.д. Прокурор проверяет соблюдение порядка проведения всех следственных и иных процессуальных действий. Особого внимания заслуживают те действия, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина (осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, личный обыск, контроль и запись телефонных и иных переговоров и т.д.). Особую актуальность приобрело обеспечение средствами прокурорского надзора прав участников уголовного судопроизводства.

При организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность должны учитываться следующие обстоятельства:

- оперативно-розыскная деятельность проводится в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, либо она проводится в целях собирания данных, характеризующих личность граждан;

- оперативно-розыскная деятельность проводится по уголовному делу или такая деятельность осуществляется по другим основаниям.

При организации надзора требуется:

- в установленном порядке оформить надлежащим образом допуск прокурора;

- обеспечить ведение делопроизводства, исключающего утечку информации;

- обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в случае утечки информации.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия начинается со стадии возбуждения уголовного дела. Наиболее распространенное нарушение – сокрытие преступлений, осуществляемое путем отказа в приеме сообщения о преступлении, либо в нарушении требований закона отказе в возбуждении уголовного дела. При проведении проверки исполнения требований закона в процессе предварительного расследования прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно; выполнил необходимые с учетом конкретной ситуации неотложные следственные действия; по выполнении неотложных следственных действий и не позднее 10 суток направил дело руководителю следственного органа; после направления дела руководителю следственного органа, в случаях неустановления лица, совершившего преступление, продолжал принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления. Прокурор проверяет соблюдение порядка проведения всех следственных и иных процессуальных действий. В частности, это касается, прежде всего, тех действий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина. Особое внимание уделяется прокурором обеспечению средствами прокурорского надзора прав участников уголовного судопроизводства. Прокурор должен принимать меры к защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, проверять законность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и продления сроков содержания под стражей. На завершающем этапе надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокурор проверяет материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением и по результатам изучения уголовного дела, в течение 10 суток принимает одно из решений, предусмотренных ст. 221 УПК РФ. По уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, прокурор принимает в течение 2 суток одно из решений, предусмотренных ст. 226 УПК РФ, а по уголовному делу, поступившему с постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, принимает одно из решений, предусмотренных ч. 5 ст. 439 УПК РФ. В случае признания постановления следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор вносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о прекращении уголовного дела.

Рассматривая особенности прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, следует отметить, что в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дан перечень государственных органов, которым предоставлено право выполнять оперативно-розыскную деятельность, за законностью которой прокуроры осуществляют надзор. Этот перечень является исчерпывающим, он может быть изменен только федеральным законом. Согласно ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», по требованию прокурора руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представляет ему оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, прокурор должен обеспечить защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Одной из особенностей надзора является определение оснований для проведения проверок исполнения законов в оперативно-розыскной деятельности. В частности, основаниями для прокурорских проверок служат не только жалобы или иные сведения о нарушениях законности, но и в определенных случаях - собственная инициатива прокурора. Для предупреждения, выявления или устранения нарушений законности в сфере оперативно-розыскной деятельности прокурором используются методы надзора. Указанные методы надзора имеют свою специфику в зависимости от того, осуществляются оперативно-розыскные мероприятия для раскрытия преступления либо розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, или розыска без вести пропавших граждан и т.д.

Порядок и сроки рассмотрения прокурором жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа регулируются ст. 123-124 УПК РФ.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Определите предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность?

2. Каковы задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность?

3. Какими полномочиями наделены прокуроры по надзору за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность?

4. Каковы пределы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности?

5. Каковы методы, используемые прокурором для выявления, устранения и предупреждения нарушений законов органами дознания, предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность?

6. Как организуется работа в прокуратуре города, района, области по надзору за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность?

 

Темы докладов:

1. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя.

2. Процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве.

3. Трудности предоставления прокурору и органам расследования результатов оперативно-розыскной деятельности.

 

Рекомендуемая литература:

I. Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации (текст по состоянию на 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. Ст. 445.

2. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010.

3. Федеральный закон от 17. 01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 20.11.1995. - № 47. Ст. 4472.

4. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 14.08.1995. - № 33. Ст. 3349.

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21.12.2007 № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // Законность. - 2008. - № 2.

7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» // Законность. - 2008. - № 3.

8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 06.09.2007 № 136
«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. - 2007. - № 11.

9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // Законность. - 2007. - № 11.

10. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10.09.2007 № 140
«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность. - 2007. - № 11.

11. Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. - 16.05.2007. - № 101.

II. Основная литература

1. Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О. А. Галустьяна,

А. В. Ендольцевой, И. И. Сыдорука. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. - 471 с.

2.Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, И.А. Андреева. - М.:ЮНИТИ: Закон и право, 2007. - 399 с.

3.Авдеев В.Н. Прокурорский надзор: Курс лекций. - М.: ИМЦ ГУК МВД РФ, 2004.- 278 с.

4.Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под науч. ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2004. - 543 с.

III. Дополнительная литература

1. Соловьев А.Б. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России. - М., 2006.

2. Тумандейкин Е. Надзор за организацией розыска без вести пропавших // Законность. - 2006. - № 3.

3. Халиулин А. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Законность. - 2007. - № 9.

 

Тема 7. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений ФСИН, судебными приставами

Время занятия: 2 часа.

Учебно-воспитательные цели: закрепление знаний, полученных слушателями на самостоятельной подготовке по обозначенной теме; проверка умения использовать полученные знания при подготовке научных докладов и выступлений; сформировать у слушателей представление о прокурорском надзоре за исполнением законов администрациями органов и учреждений ФСИН, судебными приставами.

 

Форма проведения занятия: проверка теоретических знаний слушателей по теме, дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, судебными приставами.

2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений ФСИН, судебными приставами.

3. Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, судебными приставами.

4. Особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы.

5. Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

6. Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.