Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторное занятие. Цель: Сформировать умение использовать психологические механизмы для формирования и сплочения команды-лидера как коллектива




Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП В ПОЛИТИКЕ

Цель: Сформировать умение использовать психологические механизмы для формирования и сплочения команды-лидера как коллектива.

Ход работы: Студентам предлагаются методические рекомендации для применения психодиагностических методов с целью выявления более оптимальных способов диагностики и анализа сплоченности команды-лидера.

Практическое задание:

1. Освоить психодиагностический метод «Оценка ценностно-ориентационного единства коллектива» и методику «Оценка ролевого поведения в управленческой команде» (В.Н. Машков Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента-СПб.: Речь, 2005.- 304 с.).

2.Освоить схему наблюдения за динамическими процессами в малой группе, выполняя следующее упражнение.

 

Методические рекомендации:

С помощью жеребьевки выбирают шесть участ­ников, которые получают следующие задания.

 

Задания для участников:

Ваша маленькая группа была создана путем жеребьевки. Со­брание продлится 45 минут. Вам даются следующие задания:

Проанализируйте, что происходит в вашей группе здесь и сейчас. Обменяйтесь мнениями устно. С самого начала участники совершенно равноправны. Группа не должна интересоваться тем, что не относится к ее задаче (быть в группе здесь и сейчас), участникам предлагается высказать, что они думают или чувствуют в действительности по отношению к совместно переживаемой си­туации. Наблюдателям дается другое задание, и они не участвуют в вашей группе.

Остальная часть класса должна встать вокруг участников данного упражнения и выполнять следую­щие задания.

Задания для наблюдателей:

Понаблюдайте за тем, что происходит в этой маленькой группе, составленной путем жеребьевки. Возможно, вам придется сделать кое-какие записи, чтобы сохранить в памяти свои наблюдения. Не вступайте в обсуждение, которое ведет группа, даже если члены ее попросят вас об этом. Сеанс продлится 45 минут.

Очень важно, чтобы вы попытались понять то, что «пере­живает» эта группа, а не только логическое «содержание» произ­носимых слов. Вы задаете себе вопрос, на который вам могут предложить ответить в любую минуту: «Что сейчас переживает группа, как она реагирует на внутреннюю (отношения между членами группы) и внешнюю (на то, что не является частью группы) ситуацию?»

По истечении 45 минут участники и наблюдатели сообщают о том, что они наблюдали и испытали. Они пытаются раскрыть значение слов, а также различных жестов, разговоров, молчания, вставания с места, закрывания или открывания окон, шуток, предложе­ний темы, правил, исполнения какой-либо роли и т. д.

Чтобы сделать выводы из этого упражнения, нужно понять, что деятельность маленькой группы во время ее собрания проходит на двух уровнях: на уровне «осознаваемого» и на уровне «переживаемого».

а) «Осознаваемое» включает в себя:

– «содержание», то есть те идеи, которыми об­менивались участники.

Секретарь может стенографически записать это содержание. Члены группы следуют за этим «содер­жанием», когда они выступают, отвечают на вопросы, принимают решения и т. д.;

формальные аспекты: формальные структуры и роли, процедуры и т.д.

б) «Переживания» группы привлекают меньше вни­мания и проявляются в менее явной форме. Чтобы постичь групповую динамику собрания, нужно понять обмен мнениями на уровне того, что переживает группа здесь и сейчас. Нужно задаться вопросом, какую ситуацию переживает группа и какой смысл имеет для нее эта ситуация.

Встав на уровень переживаний группы, наблюда­тель поймет, что можно составить отчет о собрании, совершенно отличный от «формального» отчета, ко­торый обычно делается.

Обсуждение результатов осуществляется коллегиально и ориентировано на формирование у студентов представления о том, что команда-лидера может характеризоваться степенью развития групповой активности: рабочая группа; псевдокоманда; потенциальная команда; реальная команда, высокоэффективная команда (Дж. Катценбах, Д. Смит). В ходе работы студенты овладевают способами диагностики уровня групповой активности и способами психологического влияния на динамику развития малой группы – команды-лидера.

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ И

ДИАГНОЗА ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ

 

Ниже представлен план наблюдения, позволяющий диагностировать динамику отдельной группы.

Наблюдения сгруппированы в шесть рубрик:

I. Привлекательность группы для каждого из ее членов.

II. Фиксация и преследование общих целей.

III.Феномены давления, принуждения и контроля.

IV. Причины возможных конфликтов.

V. Последствия конфликтов в группе.

VI. Действия руководителя и их последствия в группе.

Можно провести частичное обследование по од­ному из названных пунктов.

При проведении общего обследования следует делать основной упор на те пункты, которые являются наиболее информативными в данном случае и по­степенно переходить от одного пункта к другому.

 

 

I. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ЕЕ ЧЛЕНОВ

 

(Вопросы, которые нужно задать о каждом члене группы)

1.Какое личное удовлетворение получает участник от своего присутствия в группе? Что он лично стре­мится найти в группе?

2.Какое общее удовлетворение получает участник от группы? (потребность в социальной принадлеж­ности, уважении, власти, зависимости и т.д.)? Удов­летворен он или нет в этом отношении?

3. Способствовала ли жизнь в группе развитию новых потребностей у этого участника (потребности в престиже группы, длительности, расширении сферы деятельности и т.д.)? Удовлетворены или нет его потребности по отношению к группе?

4. Играет ли этот член группы какую-то особую роль в процессах, делающих эту группу привлека­тельнее для ее членов? Делает ли он что-нибудь, чтобы другие получали общее или дичное удовлетворение? Насколько он «доброжелателен» по отношению к дру­гим и к группе в целом?

5. Если этот член является руководителем группы, направлено ли его поведение на то, чтобы увеличить привлекательность каждого? Насколько важна эта роль в его деятельности как руководителя? Как он стремится - недостаточно или, наоборот, очень актив­но - «поощрить» всю группу и ее членов?

 

 

II. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ФИКСАЦИИ И ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ В ГРУППЕ

 

1. Есть ли в этой группе общие цели?

Каковы они: чисто формальные или реальные? Ока­зывают ли они реальное влияние на поведение каждого члена?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.