КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторное занятие. Цель: Сформировать умение использовать психологические механизмы для формирования и сплочения команды-лидера как коллектива
Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП В ПОЛИТИКЕ Цель: Сформировать умение использовать психологические механизмы для формирования и сплочения команды-лидера как коллектива. Ход работы: Студентам предлагаются методические рекомендации для применения психодиагностических методов с целью выявления более оптимальных способов диагностики и анализа сплоченности команды-лидера. Практическое задание: 1. Освоить психодиагностический метод «Оценка ценностно-ориентационного единства коллектива» и методику «Оценка ролевого поведения в управленческой команде» (В.Н. Машков Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента-СПб.: Речь, 2005.- 304 с.). 2.Освоить схему наблюдения за динамическими процессами в малой группе, выполняя следующее упражнение.
Методические рекомендации: С помощью жеребьевки выбирают шесть участников, которые получают следующие задания.
Задания для участников: Ваша маленькая группа была создана путем жеребьевки. Собрание продлится 45 минут. Вам даются следующие задания: Проанализируйте, что происходит в вашей группе здесь и сейчас. Обменяйтесь мнениями устно. С самого начала участники совершенно равноправны. Группа не должна интересоваться тем, что не относится к ее задаче (быть в группе здесь и сейчас), участникам предлагается высказать, что они думают или чувствуют в действительности по отношению к совместно переживаемой ситуации. Наблюдателям дается другое задание, и они не участвуют в вашей группе. Остальная часть класса должна встать вокруг участников данного упражнения и выполнять следующие задания. Задания для наблюдателей: Понаблюдайте за тем, что происходит в этой маленькой группе, составленной путем жеребьевки. Возможно, вам придется сделать кое-какие записи, чтобы сохранить в памяти свои наблюдения. Не вступайте в обсуждение, которое ведет группа, даже если члены ее попросят вас об этом. Сеанс продлится 45 минут. Очень важно, чтобы вы попытались понять то, что «переживает» эта группа, а не только логическое «содержание» произносимых слов. Вы задаете себе вопрос, на который вам могут предложить ответить в любую минуту: «Что сейчас переживает группа, как она реагирует на внутреннюю (отношения между членами группы) и внешнюю (на то, что не является частью группы) ситуацию?» По истечении 45 минут участники и наблюдатели сообщают о том, что они наблюдали и испытали. Они пытаются раскрыть значение слов, а также различных жестов, разговоров, молчания, вставания с места, закрывания или открывания окон, шуток, предложений темы, правил, исполнения какой-либо роли и т. д. Чтобы сделать выводы из этого упражнения, нужно понять, что деятельность маленькой группы во время ее собрания проходит на двух уровнях: на уровне «осознаваемого» и на уровне «переживаемого». а) «Осознаваемое» включает в себя: – «содержание», то есть те идеи, которыми обменивались участники. Секретарь может стенографически записать это содержание. Члены группы следуют за этим «содержанием», когда они выступают, отвечают на вопросы, принимают решения и т. д.; – формальные аспекты: формальные структуры и роли, процедуры и т.д. б) «Переживания» группы привлекают меньше внимания и проявляются в менее явной форме. Чтобы постичь групповую динамику собрания, нужно понять обмен мнениями на уровне того, что переживает группа здесь и сейчас. Нужно задаться вопросом, какую ситуацию переживает группа и какой смысл имеет для нее эта ситуация. Встав на уровень переживаний группы, наблюдатель поймет, что можно составить отчет о собрании, совершенно отличный от «формального» отчета, который обычно делается. Обсуждение результатов осуществляется коллегиально и ориентировано на формирование у студентов представления о том, что команда-лидера может характеризоваться степенью развития групповой активности: рабочая группа; псевдокоманда; потенциальная команда; реальная команда, высокоэффективная команда (Дж. Катценбах, Д. Смит). В ходе работы студенты овладевают способами диагностики уровня групповой активности и способами психологического влияния на динамику развития малой группы – команды-лидера. ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ И ДИАГНОЗА ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ
Ниже представлен план наблюдения, позволяющий диагностировать динамику отдельной группы. Наблюдения сгруппированы в шесть рубрик: I. Привлекательность группы для каждого из ее членов. II. Фиксация и преследование общих целей. III.Феномены давления, принуждения и контроля. IV. Причины возможных конфликтов. V. Последствия конфликтов в группе. VI. Действия руководителя и их последствия в группе. Можно провести частичное обследование по одному из названных пунктов. При проведении общего обследования следует делать основной упор на те пункты, которые являются наиболее информативными в данном случае и постепенно переходить от одного пункта к другому.
I. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ЕЕ ЧЛЕНОВ
(Вопросы, которые нужно задать о каждом члене группы) 1.Какое личное удовлетворение получает участник от своего присутствия в группе? Что он лично стремится найти в группе? 2.Какое общее удовлетворение получает участник от группы? (потребность в социальной принадлежности, уважении, власти, зависимости и т.д.)? Удовлетворен он или нет в этом отношении? 3. Способствовала ли жизнь в группе развитию новых потребностей у этого участника (потребности в престиже группы, длительности, расширении сферы деятельности и т.д.)? Удовлетворены или нет его потребности по отношению к группе? 4. Играет ли этот член группы какую-то особую роль в процессах, делающих эту группу привлекательнее для ее членов? Делает ли он что-нибудь, чтобы другие получали общее или дичное удовлетворение? Насколько он «доброжелателен» по отношению к другим и к группе в целом? 5. Если этот член является руководителем группы, направлено ли его поведение на то, чтобы увеличить привлекательность каждого? Насколько важна эта роль в его деятельности как руководителя? Как он стремится - недостаточно или, наоборот, очень активно - «поощрить» всю группу и ее членов?
II. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ФИКСАЦИИ И ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ В ГРУППЕ
1. Есть ли в этой группе общие цели? Каковы они: чисто формальные или реальные? Оказывают ли они реальное влияние на поведение каждого члена?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |