КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скрытыеони или явные?
2. Какие цели каждый член предлагает группе? Существуют ли различные представления о целях? 3. Связаны ли личные цели с общими? Должен ли каждый добиваться достижения общих целей для осуществления своих личных целей? 4. Кто из членов группы больше всего стремится к достижению общей цели? Кто из них стремится к достижению только своих личных целей? 5. Хотят ли некоторые члены монополизировать общую цель? Сосредоточены ли некоторые члены на ее достижении настолько, чтобы сделать это своим личным делом? 6. Играют ли некоторые члены особую роль в следующих случаях: – фиксация общих целей, – фиксация средств или ближайших целей, – фактическое осуществление цели, – поддержание в группе стремления к осуществлению данной цели? 7. Сосредоточены ли усилия формального лидера на достижении общей цели? Монополизирует ли он цель? Играет ли он особую роль на уровне фиксации отдаленных или ближайших целей или же на уровне осуществления данной цели или поддержания в группе стремления к ее осуществлению? См. VI. 8. Существует ли в группе конфликт целей? См. IV. 9. Происходит ли в группе перестройка в результате конфликта целей? См. V.
III. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ДАВЛЕНИЯ, ПРИНУЖДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В ГРУППЕ
1. Существуют ли в группе давление и принуждение, принимающие форму норм поведения? Оказывают ли эти нормы реальное влияние на поведение членов группы? Есть ли у них чувство, что следует вести себя «именно так» и ведут ли они себя в самом деле «именно так»? 2. Являются ли эти нормы выражением культуры (соответствуют ли они общим нравам и обычаям)? Существуют ли нормы, специфические для данной группы (возможно, противоречащие культурным моделям поведения)?
3. Зависят ли принятые и переживаемые нормы в группе от: -преследования целей (какие нормы?), -сохранения группы, ее престижа, -подражания влиятельным членам, -страха перед санкциями? 4. Существуют ли в группе более конформные члены и члены очень чувствительные к принуждению в группе? Кто это? Каково их положение в группе? Зависит ли такая установка от личных факторов? 5. Существуют ли в группе девианты, нечувствительные к принуждению? Кто это? Каково их положение? В какой степени группа привлекательна для них? Участвуют ли они в достижении общей цели? 6. Есть ли в группе члены, осуществляющие контроль за поведением других членов? Кто это? Какова их роль: официальная или стихийная? Какова ориентация некоторых контролирующих ролей: на достижение целей или же скорее на сохранение группы? Выражают ли эти контролирующие роли также личные потребности тех, кто их выполняет? Есть ли роли «фанатика», «сектанта», «крайнего ортодокса»? 7. Кто осуществляет контроль: несколько членов (или в случае необходимости вся группа), или только сам руководитель, или только руководящий состав?
IV. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТА В ГРУППЕ
1. Кроются ли источники конфликта в индивиде, члене группы? Выливается ли его личное напряжение в коллективный конфликт? Какова природа этого внутриличностного напряжения? Каково положение этого члена в группе, какие роли он играет в группе? Каким образом его собственное напряжение породило конфликт внутри группы (чрезмерная власть, чрезмерная зависимость, самобичевание, затрагивающее группу, бегство из группы и т. д.)? 2. Не является ли источником конфликта увеличение или уменьшение численности группы? Или замена одного члена другим? 3. Произошли ли изменения в отношениях между членами? Изменения в отношениях между несколькими членами? Общее изменение членов группы (например, изменение возраста)? Общее изменение климата в группе?
Стала ли группа менее привлекательной? Возникают ли проблемы при фиксации и достижении целей? Не кажется ли, что средства не соответствуют целям? Потеряла ли группа веру в свои возможности достигнуть целей? 4. Вступила ли группа в конфликт с другой группой? Вылился ли этот внешний конфликт во внутренний? Ощущает ли группа, что она стала объектом или жертвой нападения? Возникают ли проблемы членства в этих двух конфликтующих группах? Рассматривает ли группа некоторых индивидов как «шпионов»? 5. Кроется ли причина конфликта в общих внешних условиях (социально-экономические изменения на социальном фоне группы, ведущие к конфликту статусов, идеологий, целей и т.д. в группе)?
V. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ГРУППЫ
1. Вызван ли конфликт разделением на подгруппы? Какова структура этих подгрупп? Устойчива ли эта структура? Кто из членов группы сыграл особую роль в этом разделении? Кто контролирует каждую из подгрупп? Каковы отношения между подгруппами? Скрытый конфликт? Улаживание отношений? Существуют ли связующие звенья между подгруппами? Каково положение и роль этих членов в своих подгруппах? Есть ли в числе подгрупп меньшинство? Какой тип отношений устанавливается между меньшинством и большинством? 2. Закончился ли конфликт устранением одного или нескольких членов? Было ли это устранение стихийным (уход или бегство) или спровоцированным (отвержение или исключение)? Какие члены оказали в этом случае наибольшее давление? Являлись ли изгнанные важными членами группы? Идет ли речь о формальных или неформальных лидерах? Способствовало ли это изгнание решению вопроса о лидерстве? Или, напротив, изгнанные члены занимали низкое положение? 3. Закончился ли конфликт назначением «козла отпущения»? Кто этот «козел отпущения» - индивид или подгруппа меньшинства? Лидер или просто один из членов группы? Какую форму принимает агрессивность группы по отношению к «козлу отпущения»? Явную или скрытую? Какую роль заставляют играть «козла отпущения»? Как реагирует индивид, назначенный козлом отпущения? Бегством? Самобичующим согласием?
Кто больше всего обвиняет «козла»? Кто стремится его оправдать? Как реагирует группа, если кто-то приходит на помощь «козлу»? 4. Разрешается ли конфликт путем изменений в организации группы? Происходит ли смена целей (другая цель, более конкретная, более общая)? Более точная, более ясная, более приемлемая? Наблюдаются ли изменения в плане действий или в программе? Происходит ли смена ролей или функций? Их изменение? Перемещение? Определение? Уточнения границ? Каков уровень принятия этих изменений? Происходит ли изменение формальной структуры (централизация, децентрализация, усиление управления или его единства, составление органиграммы)? 5. Окончился ли конфликт появлением или сменой руководителя или способа управления? См. VI. 6. Был ли распад группы результатом конфликта? Как происходил этот распад? Постепенно или внезапно? Какую роль играли члены группы и руководители? Какой уровень удовлетворения наблюдается у каждого из бывших членов после распада группы? Удовлетворение? Сожаление?
VI. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ЛИДЕРСТВА
1. Кто в наблюдаемой группе фактически оказывает влияние на процесс принятия решения и сплочения группы? Только руководитель? Только члены? Вся группа (то есть руководитель и члены)? 2. В каком плане в основном действует руководитель? В плане фиксации и достижения целей? В плане сохранения группы и ее привлекательности? В обоих планах одновременно? 3. Как на деле руководитель выполняет свою роль лидера?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |