Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скрытыеони или явные?




2. Какие цели каждый член предлагает группе? Существуют ли различные представления о целях?

3. Связаны ли личные цели с общими? Должен ли каждый добиваться достижения общих целей для осу­ществления своих личных целей?

4. Кто из членов группы больше всего стремится к достижению общей цели? Кто из них стремится к достижению только своих личных целей?

5. Хотят ли некоторые члены монополизировать общую цель? Сосредоточены ли некоторые члены на ее достижении настолько, чтобы сделать это своим лич­ным делом?

6. Играют ли некоторые члены особую роль в следующих случаях:

– фиксация общих целей,

– фиксация средств или ближайших целей,

– фактическое осуществление цели,

– поддержание в группе стремления к осуществле­нию данной цели?

7. Сосредоточены ли усилия формального лидера на достижении общей цели? Монополизирует ли он цель? Играет ли он особую роль на уровне фиксации отдаленных или ближайших целей или же на уровне осуществления данной цели или поддержания в группе стремления к ее осуществлению? См. VI.

8. Существует ли в группе конфликт целей? См. IV.

9. Происходит ли в группе перестройка в резуль­тате конфликта целей? См. V.

 

 

III. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ДАВЛЕНИЯ, ПРИНУЖДЕНИЯ

И КОНТРОЛЯ В ГРУППЕ

 

1. Существуют ли в группе давление и принужде­ние, принимающие форму норм поведения? Оказывают ли эти нормы реальное влияние на поведение членов группы? Есть ли у них чувство, что следует вести себя «именно так» и ведут ли они себя в самом деле «именно так»?

2. Являются ли эти нормы выражением культуры (соответствуют ли они общим нравам и обычаям)? Существуют ли нормы, специфические для данной группы (возможно, противоречащие культурным мо­делям поведения)?

3. Зависят ли принятые и переживаемые нормы в группе от:

-преследования целей (какие нормы?), -сохранения группы, ее престижа, -подражания влиятельным членам, -страха перед санкциями?

4. Существуют ли в группе более конформные члены и члены очень чувствительные к принуждению в группе? Кто это? Каково их положение в группе? Зависит ли такая установка от личных факторов?

5. Существуют ли в группе девианты, нечувстви­тельные к принуждению? Кто это? Каково их по­ложение? В какой степени группа привлекательна для них? Участвуют ли они в достижении общей цели?

6. Есть ли в группе члены, осуществляющие контроль за поведением других членов? Кто это? Ка­кова их роль: официальная или стихийная?

Какова ориентация некоторых контролирующих ролей: на достижение целей или же скорее на со­хранение группы?

Выражают ли эти контролирующие роли также личные потребности тех, кто их выполняет? Есть ли роли «фанатика», «сектанта», «крайнего ортодокса»?

7. Кто осуществляет контроль: несколько членов (или в случае необходимости вся группа), или только сам руководитель, или только руководящий состав?

 

 

IV. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТА В ГРУППЕ

 

1. Кроются ли источники конфликта в индивиде, члене группы? Выливается ли его личное напряжение в коллективный конфликт?

Какова природа этого внутриличностного напря­жения?

Каково положение этого члена в группе, какие роли он играет в группе?

Каким образом его собственное напряжение по­родило конфликт внутри группы (чрезмерная власть, чрезмерная зависимость, самобичевание, затрагиваю­щее группу, бегство из группы и т. д.)?

2. Не является ли источником конфликта увели­чение или уменьшение численности группы? Или замена одного члена другим?

3. Произошли ли изменения в отношениях между членами? Изменения в отношениях между несколь­кими членами? Общее изменение членов группы (например, изменение возраста)? Общее изменение кли­мата в группе?

Стала ли группа менее привлекательной?

Возникают ли проблемы при фиксации и дости­жении целей?

Не кажется ли, что средства не соответствуют целям? Потеряла ли группа веру в свои возможности достигнуть целей?

4. Вступила ли группа в конфликт с другой группой? Вылился ли этот внешний конфликт во внутренний? Ощущает ли группа, что она стала объектом или жертвой нападения?

Возникают ли проблемы членства в этих двух конфликтующих группах?

Рассматривает ли группа некоторых индивидов как «шпионов»?

5. Кроется ли причина конфликта в общих внешних условиях (социально-экономические изменения на со­циальном фоне группы, ведущие к конфликту статусов, идеологий, целей и т.д. в группе)?

 

 

V. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ГРУППЫ

 

1. Вызван ли конфликт разделением на подгруппы?

Какова структура этих подгрупп? Устойчива ли эта структура?

Кто из членов группы сыграл особую роль в этом разделении? Кто контролирует каждую из подгрупп?

Каковы отношения между подгруппами? Скрытый конфликт? Улаживание отношений? Существуют ли связующие звенья между подгруппами? Каково по­ложение и роль этих членов в своих подгруппах?

Есть ли в числе подгрупп меньшинство? Какой тип отношений устанавливается между меньшинством и большинством?

2. Закончился ли конфликт устранением одного или нескольких членов?

Было ли это устранение стихийным (уход или бегство) или спровоцированным (отвержение или исключение)? Какие члены оказали в этом случае наибольшее давление?

Являлись ли изгнанные важными членами группы? Идет ли речь о формальных или неформальных ли­дерах? Способствовало ли это изгнание решению во­проса о лидерстве? Или, напротив, изгнанные члены занимали низкое положение?

3. Закончился ли конфликт назначением «козла от­пущения»?

Кто этот «козел отпущения» - индивид или под­группа меньшинства? Лидер или просто один из чле­нов группы?

Какую форму принимает агрессивность группы по отношению к «козлу отпущения»? Явную или скры­тую? Какую роль заставляют играть «козла отпу­щения»?

Как реагирует индивид, назначенный козлом от­пущения? Бегством? Самобичующим согласием?

Кто больше всего обвиняет «козла»? Кто стремится его оправдать?

Как реагирует группа, если кто-то приходит на помощь «козлу»?

4. Разрешается ли конфликт путем изменений в организации группы?

Происходит ли смена целей (другая цель, более конкретная, более общая)? Более точная, более ясная, более приемлемая?

Наблюдаются ли изменения в плане действий или в программе?

Происходит ли смена ролей или функций? Их из­менение? Перемещение? Определение? Уточнения гра­ниц? Каков уровень принятия этих изменений? Про­исходит ли изменение формальной структуры (цент­рализация, децентрализация, усиление управления или его единства, составление органиграммы)?

5. Окончился ли конфликт появлением или сменой руководителя или способа управления? См. VI.

6. Был ли распад группы результатом конфликта? Как происходил этот распад? Постепенно или внезап­но? Какую роль играли члены группы и руководители? Какой уровень удовлетворения наблюдается у каждого из бывших членов после распада группы? Удовлетво­рение? Сожаление?

 

 

VI. НАБЛЮДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ЛИДЕРСТВА

 

1. Кто в наблюдаемой группе фактически оказы­вает влияние на процесс принятия решения и сплочения группы?

Только руководитель? Только члены? Вся группа (то есть руководитель и члены)?

2. В каком плане в основном действует руково­дитель?

В плане фиксации и достижения целей? В плане сохранения группы и ее привлекатель­ности?

В обоих планах одновременно?

3. Как на деле руководитель выполняет свою роль лидера?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.