Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контент-анализ




Методические рекомендации

Лабораторное занятие.

Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ МАСС В ПОЛИТИКЕ

Осуществить анализ данных выраженности этнической идентичности у студентов на разных этапах обучения в Вузе.

Обсуждение результатов направленно на выявление сходств и различий в особенностях этнической идентификации у студентов в зависимости от этапа обучения в Вузе.

 

 

Литература

 

1. Богомолов Б.А. Глобализация: некоторые подходы к осмыслению феномена // Вестник Московского университета. – Серия 12. Политические науки – 2004. – №3.

2. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хаттингтона. – М., 2004.

3. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2005. – 281 с.

 

Цель: Освоить методы изучения влияния массовой коммуникации на массовое сознание.

Ход работы: Студенты разбиваются на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается задание на карточках, которое включает конструирование метода оценки структурных компонентов массовой коммуникации и эффективности определенного канала массовой коммуникации с использование одного из методов - контент-анализа, опроса, наблюдения.

В конце занятия проводится обсуждение результатов с целью определения наибольшей адекватности применения модели исследования для решения поставленной задачи.

Практическое задание:

Задание 1. Изучить структурные компоненты массовой коммуникации и способы исследования эффективности массовой коммуникации с помощью применения процедуры контент-анализа;

 

Контент-анализ (буквально – анализ содержания) явля­ется одним из методов изучения документов, используемых в различных социальных исследованиях. Под документом в данном случае понимается любая инфор­мация, зафиксированная в печатном тексте или рукописи, а также на фотографии, магнитной ленте, кинопленке или каким-либо другим способом. Специфика контент-анализа по сравне­нию с другими методами исследования содержания документов заключается в том, что его процедура предусматривает под­счет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц ис­следуемого текста. Полученные при помощи контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сде­лать выводы о качественном, в том числе латентном (не яв­ном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анали­за нередко обозначается как качественно-количественный ана­лиз документов.

Главная сложность при применении процедуры контент-анализа заключается в нахождении таких процедур, при помощи которых можно было бы обнаружить в тексте соответствующие индикаторы исследуемых явлений и характеристик, замерить их и затем адекватно интерпретировать.

Этапы подготовки процедуры контент-анализа:

а) сформулировать ключевые, концептуальные поня­тия исследования, которые принято называть категориями кон­тент-анализа; б) надежно и систематически зафиксировать ча­стоту и объем упоминания этих категорий в отдельных элемен­тах текста и во всей совокупности текстов анализируемых до­кументов.

Полученные таким образом количественные данные подвергаются статистической обработке и результаты интер­претируются в соответствии с целями исследования.

Происхождение контент-анализа связано с исследованиями в области массовой коммуникации, и это не случайно. Имен­но в массовой коммуникации наиболее четко выражены те два основных условия, без соблюдения которых применение контент-анализа нецелесообразно. Эти условия следующие:

1) изучаемые качественные характеристики, в том числе со­циально-психологические, должны носить однопорядковый ха­рактер и появляться в тексте с достаточной частотой;

2) изучаемого текстового материала должно быть столь много, что его невозможно охватить без суммарных оценок, осо­бенно когда он носит несистематизированный характер.

 

Применение контент-анализа зависит от цели исследования. так как основные понятия, вытекающие из це­лей и теоретической основы исследования, одновременно яв­ляются и категориями контент-анализа, с которыми исследова­тель соотносит отдельные элементы анализируемого текста и затем статистически обрабатывает выявленные соотношения.

Главная задача, которая решается посредством контент-ана­лиза, состоит в том, чтобы выяснить связь текста с некоторой «внетекстовой реальностью», так или иначе продуцирующей этот текст. Под «внетекстовой реальностью» понимаются не только реальные события, факты, отношения, о которых идет речь в тексте, но и настроения, чувства, установки, позиции, интересы и другие социально-психологические характеристики коммуни­катора, реципиента и сам процесс коммуникации, а также социально-психологические феномены групповой активности, В процедуре контент-аналитического исследования можно вы­делить несколько этапов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.