КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наблюдение. Й этап. Определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата
Опрос Й этап. Определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа. Данный этап контент-анализа непосредственно связан с составлением программы исследования. Он носит характер качественного анализа, который подготавливает перевод смыслового содержания текста в цифровое выражение для его последующего количественного анализа. В этих целях на основе задач и теоретического контекста осуществляется выбор объекта исследования и определяются конкретные единицы анализа. Выбор объекта исследования. При контент-анализе документов, специально составленных для целей исследования (например, текстов ответов на открытые вопросы анкеты, тексты интервью и т. д.), анализируются обычно все данные документы. Если же речь идет о документах, независимых от исследователя (например, тексты газет, журналов и т. д.), то возникает необходимость в выборке. При контент-анализе текстов массовой коммуникации вначале, как правило, выбирается орган массовой коммуникации, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений (например, рубрики, типы публикаций и т. п.). Единицы контент-анализа можно разделить на две большие группы: качественные и количественные. Здесь качественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, что надо считать в тексте. Количественные единицы отвечают на вопрос, как надо считать. К качественным (смысловым) единицам можно отнести категории и их индикаторы в тексте. Категории контент-анализа. Ими служат ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования. В качестве категорий могут выступать, например, различные виды деятельности, социально-демографические или другой группы, социально-психологические характеристики коммуникатора, персонажа («героя») сообщения, аудитории и т. д. Категории контент-анализа могут относиться как к содержанию, так и к форме текста. Категории могут подразделяться на более мелкие единицы – подкатегории. Так, например, категория «индивидуальные характеристики» может подразделяться на такие подкатегории, как внешние и внутренние характеристики и т. д. Индикаторы категории. Это те элементы текста, те единицы содержания, которые служат качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий. В зависимости от специфики исследования индикаторы категорий могут выражаться в виде отдельных слов, словосочетаний, суждений, тем и т. д. Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета. Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий. Единицей контекста может служить предложение, статья, ответ на вопрос анкеты, интервью и т. д. Единицы счета выражают количественную меру соотношения различных элементов текста. Они необходимы для осуществления статистических процедур. Эти единицы имеют непосредственное отношение к определению частоты и объема упоминаний категорий контент-анализа. Объем упоминаний категорий контент-анализа может измеряться различными способами: подсчетом числа строк, печатных знаков, квадратных сантиметров площади, посвященных данной категории и т. д. Для радио и телевидения обычно подсчитывается время, отведенное освещению определенного события, или метраж израсходованной магнитной пленки. Следует иметь в виду, что контент-анализ может быть многосторонним и поэтому одновременно могут быть использованы различные количественные единицы. Одно из основных предъявляемых к ним требований заключается в том, чтобы они поддавались объективному, надежному и проверяемому измерению. 2-й этап. Составление кодировочной инструкции. На этом этапе осуществляется соотнесение категорий и подкатегорий контент-анализа с конкретными содержательными элементами текста, т. е. происходит отыскание в тексте индикаторов выбранных категорий исследования. Здесь либо составляется соответствующий словарь индикаторов категорий, либо дается развернутое описание категорий в терминах исследуемых текстов. Все категории и подкатегории контент-аналитического исследования кодируются, т. е. им даются определенные цифровые или буквенные обозначения, что составляет код данного исследования. 3-й этап. Пилотажная (пробная) кодировка текста. На данном этапе осуществляется кодировка части исследуемого массива текстов с целью апробации методики, изложенной в кодировочной инструкции. После проведения пилотажного исследования в кодировочную инструкцию обычно вносятся соответствующие изменения для устранения выявленных помех. 4-й этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов. На данном этапе осуществляется процесс квантификации, т. е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов. Регистрация частоты и объема упоминания категорий и подкатегорий контент-анализа может производиться либо в заранее подготовленных таблицах, либо в отдельных карточках или перфокартах. 5-й этап. Статистическая обработка полученных количественных данных. Эта обработка осуществляется вручную или на ЭВМ. Нередко оба эти способа используются одновременно в сочетании. Статистическая обработка цифрового материала, полученного в процессе кодировки, не отличается фактически по своим методам от статистической обработки данных, полученных в других видах социально-психологических исследований. Здесь обычно используются процентные и частотные распределения, разнообразные коэффициенты корреляций и т. д. 6-й этап. Интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования. На данном последнем этапе исследования, так же как и на первом, связанном с составлением программы, особенно ярко выступает качественная сторона контент-анализа, в отличие от количественного аспекта, преобладающего на промежуточных втором, третьем, четвертом и пятом этапах. Здесь особенно большое значение имеет учет более широкого теоретического и социального контекста для адекватной интерпретации результатов и их соотнесения с данными, полученными с помощью других методов. Так, например, при контент-аналитическом исследовании определенной тематики или «героя» в газете или журнале весьма важно иметь данные о целях и задачах, преследуемых коммуникатором (редакцией) в данном вопросе, а также об ожиданиях аудитории и ее восприятии соответствующих сообщений (текстов), полученных, например, при помощи опроса, и соотнести результаты контент-анализа с данными опроса. Контент-анализ является весьма трудоемким методом, но он дает особенно ценные результаты при исследовании сообщений массовой коммуникации, включая анализ фотографий в печати (Фомичева, Марковский, 1986), телевизионных и радиопередач (Тимак, 1986; Рийт, Тимак, 1987).
Примеры текста для осуществления контент-анализа:
Текст 1. Проанализировать с помощью контент-анализа рубрику «Новости», в одном из федеральных печатных изданий. Для этого составить кодировочную инструкцию на основе выделения единиц, категорий и индикаторов текста. Провести пилотажную кодировку текста.
Текст 2. Проанализировать с помощью контент-анализа рубрику «Новости», в одном из местных печатных изданий. Для этого составить кодировочную инструкцию на основе выделения единиц, категорий и индикаторов текста. Провести пилотажную кодировку текста.
Задание 2. Составить анкету и план интервью с целью изучения особенностей массовой коммуникации с помощью применения процедуры опроса.
Проблема исследования: предпочтения телевизионных программ подростковой и молодежной аудиторией.
Опрос является распространенным методом политико-психологического исследования массовой коммуникации. Процедура его заключается в том, что исследователь задает ряд вопросов респондентам (участникам исследования) с тем, чтобы получить в их ответах интересующую его информацию, например отношение к тем или иным передачам, мотивы обращения к различным каналам массовой коммуникации и т. д. При интерпретации полученных данных весьма остро встает вопрос о надежности полученных данных. Проблема доверия к высказываниям респондентов является весьма сложной, но, как показывают многочисленные исследования, надежность полученной в опросах информации тем выше, чем искреннее в своих ответах респондент и чем выше его осведомленность о существе интересующего исследователя предмета. В зависимости от способа получения информации различают два основных вида опроса: анкета и интервью. В основе обоих методов лежит вопросник, с помощью которого и осуществляется сбор необходимой исследователю информации. Анкета – это определенным образом организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкеты обычно раздаются или рассылаются опрашиваемым в письменном виде, и респонденты сами заполняют их, т. е. письменно отвечают на содержащиеся в ней вопросы. Таким образом, анкетирование относится к письменной форме опроса. По форме вопросы обычно разделяются на открытые и закрытые. Вопрос называется открытым, или свободным, если ответ на него может быть дан в любой форме. Например: «Чем Вам нравится та газета, которую Вы обычно читаете?» Ответы здесь могут быть самые различные по форме и содержанию. Задача исследователя – провести такой анализ этих ответов, который бы выявил в них какие-то общие тенденции. В этих целях, как правило, широко используется контент-анализ, который дает возможность провести необходимую систематизацию ответов и выявить соответствующие параметры отношения аудитории к данной газете. Закрытый вопрос задается в такой форме, что его формулировка предполагает выбор из ответов, указанных в анкете. Например, тот же вопрос об отношении к газете в закрытой форме мог бы выглядеть следующим образом:
«Чем Вам нравятся сообщения той газеты, которую Вы обычно читаете? а) информативностью, б) оперативностью, в) аргументированностью, г) доходчивостью, д) проблемностью, е) дискуссионностью. Подчеркните тот ответ, с которым Вы согласны».
Иначе говоря, в закрытом вопросе респонденту как бы заранее дают альтернативу возможных ответов. Часто исследователи практикуют полузакрытые вопросы, в которых после перечисления возможных ответов задается дополнительный вопрос: «А что еще?», т. е. вопрос, который бы дал возможность респонденту высказать какое-либо дополнительное мнение, если оно у него имеется. Для фиксации не только содержания мнения, но и его интенсивности в формулировку вопроса обычно включают различные шкалы интенсивности оценок. Например:
«Хотелось ли бы Вам быть похожим на ведущего передачу? – Да, это так. – Вероятно, это так. – Вряд ли это так. – Это совсем не так».
Интенсивность суждений может быть выражена и в так называемых «биполярных шкалах» семантического дифференциала (Osgood, 1955; 1957; Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Петренко, 1988). Например, когда коммуникатора предлагается оценить по какому-либо качеству, то в анкету включают положительное и соответствующее отрицательное качество (скрытый – открытый, пассивный – активный и т. д.) и просят отметить их выраженность у данного коммуникатора с точки зрения реципиентов по определенной шкале. Если это 7-балльная шкала (+3, +2, +1, 0, –1, –2, -3), то цифра 3 означает высшую степень выраженности данного качества, 2 – среднюю, 1 - слабую, 0 – нейтральную (не знаю). Шкалы могут быть разными по фиксации степени выраженности различных признаков. Чаще всего в социально-психологических и политико-психологических исследованиях используют 5-балльные (+2, +1, 0, –1, –2) и 7-балльные шкалы. При исследовании массовой коммуникации широко используется такой вид анкетирования, как дневниковый опрос телезрителей. Участники опроса отмечают либо в специальном, подготовленном для них дневнике-анкете, либо в недельной телепрограмме время просмотренных ими передач, число членов семьи, смотревших их, возраст, пол, наилучшую и наихудшую программу недели, отвечают на некоторые другие вопросы. Интервью – метод получения необходимой исследователю информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Это устная форма опроса. Направление беседы определяется той проблемой, которая является предметом исследования. Респондент отвечает на вопросы исследователя устно, и сам исследователь фиксирует его ответы в самой различной форме: либо по памяти после интервью, либо с помощью магнитофона (в этом случае обязательно необходимо предварительное согласие респондента), либо каким-либо другим удобным для исследователя способом. В процессе интервью, особенно большое значение имеет способность исследователя установить контакт с респондентом и вызвать его доверие. У исследователя здесь обязательно имеется либо заранее разработанный вопросник, которому он следует в процессе интервью (стандартизированное интервью), либо план интервью, который в ходе беседы с респондентом может меняться, но в целом соответствовать основным целям исследования (нестандартизированное интервью). Исследователи массовой коммуникации довольно часто используют телефонное интервью, особенно с телезрителями. Этот метод дает возможность ежедневно получать информацию о просмотренных передачах у определенных представителей аудитории. Психологические сложности, которые имеются в работе интервьюеров, требуют их специального обучения и подготовки. Интервью может служить как самостоятельным целям исследования, так и использоваться в предварительном (пилотажном) исследовании для проверки, например, того, как воспринимается респондентами сконструированная анкета, и т. д. Тексты анкет в процессе подготовки к исследованию, как правило, подвергаются «экспертной оценке», т.е. оценке круга лиц, компетентность которых в изучаемом вопросе общепризнанна. Задание 3. Составить схему наблюдения за поведением участников телевизионной передачи «К барьеру» с целью оценки и сравнения таких параметров поведения и особенностей личности как: владение вниманием аудитории, эффективность убеждения в правоте собственной точки зрения (убедительность аргументации), экспрессивность речи, уровень вербальной агрессии, уровень скрытой (латентной) агрессии, умение слушать собеседника (активное слушание).
Метод наблюдения играет важную роль в получении данных о реальном, открытом поведении людей, об их конкретных действиях. Наблюдение используется в первую очередь тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественный процесс поведения, когда стремятся получить целостную картину происходящего, отразить как осознаваемые, так и неосознаваемые, речевые (вербальные) и невербальные формы поведения Например, применительно к массовой коммуникации можно осуществлять наблюдение за действиями коммуникатора (политика, лидера, руководителя, оратора и т.д.) и аудитории читателей, слушателей и телезрителей. При кажущейся простоте метод наблюдения, как, впрочем, и все остальные социально-психологические методы исследования массовой коммуникации, имеет свои сложности. Главная из них заключается в том, чтобы должным образом выделить и систематизировать конкретные действия участников массовой коммуникации, а также фиксировать их в процессе наблюдения. При исследовании массовой коммуникации метод наблюдения достаточно широко используется в отечественной и зарубежной социологии, политической и социальной психологии. Примером использования этого метода может служить наблюдение за непосредственным процессом контакта аудитории с тем или иным каналом или конкретным источником массовой коммуникации. Здесь могут выявляться частота контактов аудитории с коммуникатором или с передачей, объем времени, уделяемого каналу массовой коммуникации, выступает ли восприятие массовой информации основной или фоновой деятельностью и т. д. Такого рода исследования носят скорее социологический характер, но их данные весьма важны для выяснения отношения к тем или иным каналам или коммуникаторам и имеют прямое отношение к исследованию социально-психологических и политико-психологических процессов массовой коммуникации. Во многих исследованиях метод наблюдения используется как одно из средств выявления отношения аудитории, например, к просмотру различных передач. Наблюдатели фиксируют по определенным схемам речевые и моторно-эмоциональные проявления в поведении аудитории, т. е. такие, как тишина, возгласы одобрения, аплодисменты, движения тела, рук и т. д.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |