Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рованного состояния многих саморегулирующих­ся локальных подсистем на основе выполнения ими определенных функций




Последствия техногенного воздействия рас­пространяются на всю территорию города и при всей неоднородности экологической си­туации в отдельных его частях, и не мо1уг быть компенсированы без использования природ­ных ресурсов на уровне города и его окруже­ния. В этом смысле все существующие положе­ния о необходимости создания в городских гра­ницах непрерывной системы озелененных тер­риторий, своего рода "природного каркаса", сохраняют свою актуальность.

В то же время, обострение экологических проблем крупного города в условиях современ­ного несбалансированного развития делает це­лесообразным рассмотрение новой модели дос­тижения более устойчивого состояния отдель­ных фрагментов городской структуры на осно­ве создания средствами ландшафтного дизайна и архитектуры компенсирующих элементов ис­кусственной природы вблизи источников эко­логическом напряженности. В этом случае про­цесс стабилизации локальной подсистемы с преобладающей функцией (транспортная, про­мышленная и др.) будет заключаться в ландшафтно-экологичной реконструкции террито­рии с увеличением ее природного потенциала. Задача заключается в том, чтобы с помощью компонентов "второй" природы контролировать и эффективно регулировать степень разрушаю­щего воздействия каждого из техногенных объектов на городскую среду в источнике воз­никновения дополнительных напряжений.



Актуальность подобного подхода на совре­менном этапе развития большинства крупней­ших городов подкрепляется необходимостью обеспечения техногенной безопасности при осуществлении позитивного технологического реформирования отечественного производства и транспорта.

Наиболее масштабные изменения в подхо­дах к обеспечению жизнепригодности город­ской среды должны произойти в модерниза-нионном направлении деятельности по оздо­ровлению биосферы. Значительная часть задач в этом плане связана с расширением исполь­зования средств ландшафтного дизайна для ка­чественного изменения большинства типов го­родских пространств. Дополнительно к созда­нию участков искусственного ландшафта ком­пенсационного и стабилизационного назначе­ния модернизационное направление может включать достаточно радикальный пересмотр концепций формирования ландшафта совре­менного города в целом.

♦ /См. цветную вклейку, стр. № 165/

«Дух места» и поиск средств достижения разнообразия

При всей важности экологизации ландшаф­тного дизайна многие попытки включения природы в городскую среду могут оказаться неудачными, если не будут способствовать до­стижению пространственного разнообразия лан­дшафта современного города.


Разнообразие и узнаваемость относятся к тем качествам городских пространств, обеспе­чение которых составляет одну из целей ланд­шафтного проектирования. Специфичность со­четания характерных природных форм может обеспечить индивидуальность каждого фраг­мента городской среды, выступая в качестве средства преодоления безликости многих го­родских пространств, в которых материал жи­вой природы присутствует, но не приводит к их узнаваемости.

Устранение психологического дискомфор­та, возникающего у человека в процессе вос­приятия городской среды с маловыразитель­ным или многократно повторяющимся набо­ром природных элементов, составляет эстети­ческий смысл ландшафтного дизайна. Проти­вопоставление "безликой", "холодной" среде выразительного городского пространства за счет функционально осмысленного и композиционно оформленного включения элементов искусствен­ной природы позволяет преодолеть фактор от­чужденности человека от природы в городе, снять ощущение определенной враждебности го­родской среды.

Утрата своеобразия городских пространств является одним из результатов пренебрежения проектировщиков к понятию "дух места". Включение в городскую среду все более мас­штабных архитектурных комплексов неизбеж­но приводит к стиранию изначальных разли­чий, обусловленных своеобразием природы. Территориально растущий город подменяет природную основу ландшафта искусственным оформлением поверхности земли с островка­ми естественного характера. Чем большие по



своим размерам пространства приходится ос­ваивать архитекторам и градостроителям, тем острее ощущается необходимость поиска ра­зумного компромисса между тем, что создано природой по законам гармонии, и тем, что формируется человеком преимущественно из соображений функциональной необходимости. Интенсивное освоение в крупном городе сла­бо освоенных территорий, как правило, со­провождается преобразованием природной структуры, изменением характера ландшафта.

Одновременно с обретением нового каче­ства пространства, отвечающего одной или не­скольким градостроительным функциям, фор­мируется новое состояние природной среды. Ландшафтный дизайн может стать полезным средством в предотвращении полной утраты природного своеобразия осваиваемой терри­тории. В отличие от преобладающего в отече­ственной практике "типового благоустрой­ства" территории, способствующего стиранию различий в облике формируемых открытых пространств, ландшафтный дизайн позволяет создать искусственную природную среду за счет пластического "обострения" характерис­тик ландшафта и внести в каждый из фраг­ментов городской среды "ощущение места".

В исследованиях норвежского архитектора, теоретика и историка архитектуры Кристиана Норберг-Шульца (МогЪег§-8спи1г), наиболее полно раскрыт философский аспект воздей­ствия на человека его окружения [81]. Обра­щаясь к понятию "дух места", автор раскры­вает процесс переживания человеком значе­ния своего окружения через ориентацию в нем


и отождествление с ним. По его мнению, че­ловек живет, когда может установить связь со своим окружением, осознать его границы и почувствовать привязанность к конкретно­му месту.

Ландшафтный дизайн непосредственно свя­зан с формированием пространственной струк­туры места, необходимой человеку для ориен­тации. Создание устойчивых признаков мес­та, выделяемых им из множества других осо­бенностей окружающего пространства, облег­чает адаптацию человека в искусственной среде и становится для него одним из факторов пси­хологической комфортности. Человек воспри­нимает свое окружение как индивидуальное в значительной мере благодаря "непохожес­ти" природных и искусственных компонен­тов среды.

Воздействие на эмоциональное состояние людей обретает особый смысл в ландшафт­ном дизайне тех городских пространств, где результаты радикальной градостроительной де­ятельности "стерли" зримые признаки места. Возвращение "духа места" может наполнить многие фрагменты городской среды полно­ценной жизнью, помочь выйти за пределы стандартного набора пространств для труда, быта и отдыха.

♦ /См. цветную вклейку, стр. № 166/






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.