КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Город и природное окружение поиск разумного компромиса:1•/иТрансформация ландшафта в городском окружении Динамичность процесса городского развития не проходит бесследно для природного окружения. Даже короткого взгляда на панораму многоэтажной застройки в периферийной части города бывает достаточно для понимания того, как трудно совместить продолжение крупномасштабного, гипертрофированного освоения территорий с реальными ценностями природы. Может ли участие ландшафтных архитекторов как-либо повлиять на качество среды в той части города, которая противоречиво сочетает близость природного окружения с удаленностью городского центра? В чем заключается смысл происходящих перемен в ландшафте городских окраин и возможно ли предотвратить необратимые последствия для его состояния? Сложное переплетение экономических, социальных и экологических мотивов осложняет ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с ландшафтной организацией периферийной части города. Разумеется, при выборе того или иного планировочного решения по развитию города человек преимущественно руководствуется здравым смыслом, но удовлетворяет ли результат реализации проекта большинство живущих в новом пространстве людей? Поиск ответов на перечисленные вопросы становится невозможным без обращения к области ландшафтной архитектуры, подтверждающей в современной международной практике свою существенную роль в создании городской среды, достойной человека. Преобразование ландшафта в зоне влияния крупного города имеет цикличный, волнообразный характер. Как правило, волна экстенсивного освоения территории оставляет на неопределенное время не только резервные "пустоты" в застройке в расчете на последующее уплотнение, но и нерешенные вопросы ландшафтного дизайна в окружающем здания пространстве. Переплетаясь с островками сохраняемой природы, городская ткань стремительно следует за контурами транспортных коммуникаций. Природное окружение постепенно все более подчиняется функциональной логике вновь осваиваемых территорий, болезненно реагируя на возрастающую антропогенную нагрузку. Характерными особенностями этого процесса становятся экстенсивное "потребление" пространства, функциональная раздробленность территории, преобладающая стандартизация пространств и утрата природного своеобразия. Одной из форм проявления нерационального использования окружающих город территорий стала так называемая "городская эрозия" — "рассеивание" в пригородном пространстве отдельных строений, не связанных функционально и планировочно. Не менее противоречивым характером отличаются процессы развития дачных поселков, расширения площадей коллективных садоводств и огородничеств, распространения зон малоэтажного индивидуального строительства. Подобное освоение территории, как правило, осуществляется без привлечения ландшафтных архитекторов и заключается лишь в закреплении землепользования. Достаточно редким явлением в зонах нового индивидуального строительства вблизи города остается согласованное оформление ландшафта, создание коллек-тивпых пространств для отдыха и занятий спортом. Уровень ландшафтного планирования, на котором регулируется пространственное взаимодействие городских (жилая застройка, хозяйственные и коммунальные зоны, инженерные сооружения) и внегородских (лесные массивы, сельскохозяйственные угодья, производственные зоны) структур, при всей концептуальной обоснованности предлагаемых решений оказывается недостаточным для достижения образной индивидуальности осваиваемых пространств. В результате многие идеальные модели создания единого природно-экологического каркаса города и его ближайшего окружения не всегда находят подтверждение в решении отдельных фрагментов периферийных зон в виде выразительных ландшафтных композиций. Отсутствие характерной образности приводит к преобладанию "рыхлых" пространств в периферийных частях города, в которых компоненты застройки часто не могут "возместить" по своим эстетическим качествам утраченное своеобразие природной среды. Не случайно, что жители периферийных районов города в качестве наиболее привлекательного места в своем районе в основном называют элементы не городского характера — зеленые массивы [58]. Развитие транспортной инфраструктуры, внося очевидные преимущества в возможности свободного перемещения в пределах и за пределами города, обусловило избыточную концентрацию функций вдоль коммуникационных коридоров. В результате этого участки более ценного ландшафта, оказавшиеся в зоне влияния таких магистралей, испытывают дополнительную нагрузку и подвержены ускоренному разрушению. Обращение к одному из примеров современного развития Санкт-Петербурга в северном направлении вдоль Выборгского шоссе в районе Суздальских озер дает представление о характере воздействия крупномасштабных жилых образований на уникальный ландшафт периферийной части города. Узкая полоса природного ландшафта между контурами озер и фронтом многоэтажной застройки все более теряет способность к самовосстановлению, не выдерживая возросшей антропогенной нагрузки. Аналогичные процессы происходят в большинстве крупных городов, отражая либо переоценку защитной реакции природы, либо запаздывание реальных действий по ее поддержанию. Распространение влияния города на обширные территории требует поиска путей упорядоченного формирования урбанизированного ландшафта, в котором современной тенденции к расширению городских границ без оптимального заполнения была бы найдена достойная альтернатива. Необходимость в таком поиске подтверждает и современная практика интенсивного освоения территорий вдоль вылетных автомагистралей. Имея очевидные экономические объяснения, волна подобного распространения городских функций существенно изменила облик периферийных зон многих городов за рубежом. "Трансляция" функций торговли и обслуживания вдоль коммуникационных направлений за пределы города привела к появлению множества торговых центров, складов, офисных зданий, станций обслуживания и других объектов, подкрепляемых визуальными акцентами рекламы. Зачастую маловыразительные или отталкивающие по своей архитектуре объекты заполняют транспортные подходы к городу, оттеснив на въездных направлениях участки сохраняемой естественной среды и не создав альтернативы в виде искусственной природы. Города продолжают терять природные компоненты ландшафта в качестве средства идентификации места; постоянное увеличение дисбаланса естественных и искусственных составляющих среды становится все более традиционным. Осознание того, что состояние устойчивости города как экологической системы зависит отрешения проблем его взаимодействия с природным окружением, дает основание рассматривать ландшафтный дизайн (в его широком смысле — как ландшафтное проектирование) в качестве средства частичного смягчения, а в будущем, возможно, и относительного урегулирования конфликтных ситуаций в периферийных зонах городов. Изменение подхода к развитию этих зон с позиций устойчивости среды не означает лишь распространение экологического конструирования долговечных и саморегулируемых при-родно-антропогенных систем. Без расширенного вовлечения в этот процесс архитекторов, ландшафтных архитекторов и дизайнеров трудно ожидать, что кроме устранения источников экологической напряженности в периферийной части города будут решены вопросы эстетических качеств среды. В этом случае неблагополучие экологического положения является одним из мотивов обращения к проблемам не менее острым, лежащим в области эстетической выразительности, социальной обусловленности и функциональной потребности в использовании городского окружения. Становится очевидным, что осуществление гуманизации периферийных зон города не может ограничиваться лишь преобразованием "внеархитектурных" пространств с использованием возможности ландшафтной архитектуры, а непосредственно затрагивает качества самой архитектуры и приемы планировочной организации территории. Внегородские открытые пространства могут сохранить свою экологическую устойчивость и эстетическую привлекательность в случае выбора оптимального градостроительного решения их согласованного развития с застройкой. Представление о возможности ответа на многие существующие вопросы взаимодействия города и его природного окружения за счет создания зеленого защитного пояса постепенно отодвигается современной практикой го- родского развития в область теории. Сохраняя определенное регулирующее значение для сдерживания непрерывного расширения городских территорий, зеленое кольцо вокруг города распадается на множество взаимосвязанных пространств с различным характером использования и эстетической выразительности. Основные резервы в достижении новых эстетических качеств периферийной части города заключаются в изменении структуры и образной характеристики незастроенных пространств. Отмечаемое А. П. Вергуповым [9] в качестве главного условия органического развития города и природного окружения обеспечение тесной взаимосвязи внутренних и внешних открытых участков, составляет основу для понимания их роли в создании многоуровневой и непрерывной системы открытых пространств. Формирование такой системы позволяет решать вопросы совершенствования качеств городской среды, включая экологическую устойчивость и эстетическую выразительность, с последовательным переходом от уровня ландшафтного планирования к уровню ландшафтного дизайна. При этом, следуя мировой практике перехода от политики освоения свободных территорий на окраинах города к комплексной реконструкции уже освоенных территорий, становится все более очевидной необходимость "возвращения" к возможностям ландшафтного дизайна на уже застроенных участках города. Изучение современного состояния большинства открытых пространств в контактных (с природным окружением) зонах в крупных городах свидетельствует не только о проблемах с их соответствием высоким эстетическим требованиям, но и об отсутствии необходимых условий для самоподдержания природы. Такие пространства, обладая немалыми возможностями для превращения в факторы идентификации и повышения устойчивости среды, на практике не реализуют природного потенциала и зачастую подвержены ускоренной деградации. Оценка состояния территорий, непосредственно примыкающих к крупному городу, дает основания предполагать, что многие противоречия в их развитии могут быть решены путем повышения интенсивности использования, причем ландшафтный дизайн может выступать одновременно и как средство повышения атт-рактивности отдельных фрагментов природного окружения, и как способ регулирования их экологической устойчивости. Ориентация на поэтапное обновление таких участков позволяет реагировать на динамичное нарастание антропогенной нагрузки с минимальными последствиями для окружающего ландшафта. Создание небольших благоустроенных пространств в этом случае может обеспечить большую степень разнообразия и социальной эффективности, чем просто сохранение традиционных зеленых разрывов в застройке. Дифференциация степени преобразования природных ландшафтов в искусственные, в зависимости от характера функционального использования территории и продолжительно- 3 3121 сти антропогенного воздействия, составляет определенную закономерность обращения к ландшафтному дизайну. Изменение целевых установок ландшафт-ной архитектуры, связанное с переходом от пассивного сохранения природы к ее активному поддержанию для обеспечения устойчивости среды, проявляется в периферийной части города в нескольких аспектах, характеризующих многофакторную обусловленность этого процесса.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |