КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ния его деградации в условиях интенсивного развития малоэтажного строительства
Не менее острой проблемой, с точки зрения эстетики и устойчивости среды, является применение ландшафтного дизайна в организации въездных пространств на границе города. Среди многочисленных функций городской периферийной зоны именно с этими территориями связано формирование представления о своеобразии города. Характер эмоци-оначьного воздействия фрагментов ландшафта вдоль транспортных коммуникаций может способствовать созданию индивидуального образа города. Представление об образе в данном случае складывается из серии впечатлений, возникающих у человека по мере приближения к городу. От того, насколько они логичны в своей последовательности, разнообразны по отношению к качествам среды и имеют позитивную окраску как отражение полноценных свойств окружения, зависит общее впечатление от первого визуального контакта с ландшафтом города. Основными компонентами ландшафта, обладающими большими возможностями для идентификации въездных зон, являются открытые пространства. Их переменная глубина и конфигурация имеют не меньшее значение, чем рисунок рельефа и колористика поверхности земли. Обозначение границ таких пространств с помощью характерных рядов деревьев или зданий с выразительным силуэтом позволяет создавать в перспективных раскрытиях различной глубины ключевые символы ландшафта. Напротив, отсутствие зрительных разграничений может приводить к образованию контрастных пространств повышенной глубины, композиционным смыслом которых становится внесение пауз в прерывистые контуры застройки и озелененные участки вдоль дороги. Достаточно обратиться к одному из примеров формирования въезда в город для понимания возможностей ландшафтного дизайна в изменении эстетических качеств подобных пространств. Так, въезд в Санкт-Петербург вдоль Пулковского шоссе относится к числу репрезентативных, поскольку у большинства прибывающих гостей по дороге из аэропорта складывается первое впечатление от города.
Неизбежное для крупного города размещение на въезде нарастающего числа заправочных станций претендует в этом случае на преобладающий компонент ландшафта, так как большинство пространств около станций не разграничено высокой растительностью. Целям визуального разделения территории на серию последовательно воспринимаемых участков содействует пересечение шоссе несколькими транспортными путепроводами. Отсутствие визуальных акцентов в виде оформленных контуров растительности или характерных цветочных композиций невольно упрощает эстетику пространства, делая ландшафт невыразительным и раздробленным. В то же время, даже откосы насыпей железной дороги могут быть превращены в активные элементы пространственной композиции за счет размещения на их основании либо рядов кустарника с читаемой линейной геометрией, либо фрагментов из декоративных трав и многолетних цветов с характерным рисунком плана. Каждый из участков территории может обладать своей цветовой гаммой и необычным силуэтом растительности, создавая композиционную игру цвета и формы в различных сочетаниях. Достаточно вспомнить серию искусственных холмов с ря- дами кустарника на въезде в Париж со стороны аэропорта Руасси или характерные очертания линий вдоль дороги из аэропорта Фью-мичионо в Риме для воссоздания зрительного образа пространства как одного из первых впечатлений от этих городов. Рельефное профилирование поверхности земли, дополненное размещением цветовых акцентов, может способствовать внесению разнообразия в обширные горизонтальные плоскости вдоль въездных транспортных направлений. Вопрос реального восприятия таких элементов с уровня земли заставляет более внимательно подходить к выбору их оптимальных размеров и средств выявления.
Так, существующие в композиции уже упомянутого въездного пространства Санкт-Петербурга фрагменты измененного рельефа перед контуром тепличного хозяйства вносят заметное оживление в ландшафт при восприятии с близкого расстояния, но остаются менее различимы с полосы автомобильной дороги. Увеличение вертикальных параметров "архитектуры земли" с закреплением боковых откосов посадками кустарника или деревьев помогает не только сделать подобные элементы более заметными, но также позволяет рассматривать их в качестве средств масштабного разграничения пространства. Наибольший эффект, с точки зрения эмоционального воздействия, может быть достигнут при использовании интенсивной колористики отдельных въездных участков, в частности, за счет посадок цветущих деревьев. Пластическая разработка пространства с применением групп растительности характерной формы кроны и чередованием преобладающей колористики природных материалов является не менее актуальной для формирова- ния въездов в город вдоль железнодорожных направлений. Заполнение многих ближайших подступов к городу "ковровой" застройкой в виде сплошных площадей из гаражей-боксов редко создает положительный эмоциональный настрой у человека. Частичному снятию проблемы эстетической непривлекательности данных участков может способствовать возвращение компонентов природы в пространства между гаражами и на их покрытия. При таком решении столь важные для создания устойчивости среды материалы живой природы способны разрушить унылую монотонность въездных пространств, внося в них как разнообразие вертикальных акцентов в виде деревьев, так и мозаичность озелененных травой крыш. Восприятие городских периферийных пространств с вылетных транспортных направлений может подчиняться более сложным сценариям, особенно если такие коммуникации проходят на эстакадах над открытыми территориями с невыразительным природным ландшафтом. Пример создания Телепорт Парка в Амстердаме на территории, пересекаемой линиями скоростного поезда, относится к подобным ситуациям [83]. Полная свобода в выборе средств ландшафтного дизайна определялась отсутствием какой-либо растительности и перепадов рельефа на проектируемом участке. Значительная затененность территории трассами нескольких скоростных линий осложнила размещение на ней традиционной для парков растительности в виде деревьев и кустарников. В этих условиях акцент был сделан на активный контраст поверхностей из асфальта и травяного газона, границы которых имеют откровенно декоративный рисунок. Определенные ассоциации со стволами деревьев были до-
стигнуты за счет размещения в контуре парка бетонных колонн — символов растительности. Подчиняясь функциональной логике пространства, периферийные участки парка оборудованы в виде автостоянок, а поверхности из асфальта используются для езды на велосипедах и для пеших прогулок. Подобный компромисс в оформлении открытого пространства, когда оно рассматривается в качестве визуально активного поля, в основном для движения через него, представляет пример создания ландшафта с образной интерпретацией парковых элементов. Выполняя роль буферного пространства, парк создает в периферийной зоне города один из композиционных узлов, оригинальный по своему облику и обладающий графическим выражением движения. Тесное переплетение функционального, экологического и эстетического аспектов применения ландшафтного дизайна характерно не только для большинства из рассмотренных примеров организации пространств на границе города и пригородного окружения, но и отражается непосредственно на подходах к преобразованию городского ландшафта с позиций повышения его устойчивости. ♦ /См. цветную вклейку, стр. № 167-175/
Создание копмпенсирующей природы в городе. 1.3 Оптимизацию городской среды сегодня трудно представить без преобразования территорий, которые остаются источником экологической напряженности. Резервы качественных изменений в ландшафте города относятся ко многим техногенным территориям, включая транспортные, промышленные, нарушенные и заброшенные после прекращения интенсивной производственной деятельности. Восстановление природной составляющей на таких участках принадлежит к одному из перспективных направлений ландшафтного дизайна, с которым связано не только достижение новой эстетики городской среды, но и существенное влияние на ее устойчивость.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |