Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ния его деградации в условиях интенсивного развития малоэтажного строительства




Не менее острой проблемой, с точки зре­ния эстетики и устойчивости среды, явля­ется применение ландшафтного дизайна в организации въездных пространств на гра­нице города.

Среди многочисленных функций город­ской периферийной зоны именно с этими тер­риториями связано формирование представ­ления о своеобразии города. Характер эмоци-оначьного воздействия фрагментов ландшаф­та вдоль транспортных коммуникаций может способствовать созданию индивидуального образа города. Представление об образе в дан­ном случае складывается из серии впечатле­ний, возникающих у человека по мере при­ближения к городу. От того, насколько они логичны в своей последовательности, разно­образны по отношению к качествам среды и имеют позитивную окраску как отражение полноценных свойств окружения, зависит общее впечатление от первого визуального контакта с ландшафтом города.

Основными компонентами ландшафта, об­ладающими большими возможностями для идентификации въездных зон, являются от­крытые пространства. Их переменная глубина и конфигурация имеют не меньшее значение, чем рисунок рельефа и колористика поверх­ности земли. Обозначение границ таких про­странств с помощью характерных рядов дере­вьев или зданий с выразительным силуэтом по­зволяет создавать в перспективных раскрыти­ях различной глубины ключевые символы лан­дшафта. Напротив, отсутствие зрительных раз­граничений может приводить к образова­нию контрастных пространств повышенной глубины, композиционным смыслом которых



становится внесение пауз в прерывистые кон­туры застройки и озелененные участки вдоль дороги.

Достаточно обратиться к одному из приме­ров формирования въезда в город для понима­ния возможностей ландшафтного дизайна в изменении эстетических качеств подобных про­странств. Так, въезд в Санкт-Петербург вдоль Пулковского шоссе относится к числу репре­зентативных, поскольку у большинства при­бывающих гостей по дороге из аэропорта скла­дывается первое впечатление от города.

Неизбежное для крупного города размеще­ние на въезде нарастающего числа заправоч­ных станций претендует в этом случае на пре­обладающий компонент ландшафта, так как большинство пространств около станций не разграничено высокой растительностью. Целям визуального разделения территории на серию последовательно воспринимаемых участков со­действует пересечение шоссе несколькими транспортными путепроводами. Отсутствие ви­зуальных акцентов в виде оформленных кон­туров растительности или характерных цветоч­ных композиций невольно упрощает эстетику пространства, делая ландшафт невыразитель­ным и раздробленным. В то же время, даже откосы насыпей железной дороги могут быть превращены в активные элементы простран­ственной композиции за счет размещения на их основании либо рядов кустарника с читае­мой линейной геометрией, либо фрагментов из декоративных трав и многолетних цветов с характерным рисунком плана. Каждый из уча­стков территории может обладать своей цвето­вой гаммой и необычным силуэтом раститель­ности, создавая композиционную игру цвета и формы в различных сочетаниях. Достаточно вспомнить серию искусственных холмов с ря-


дами кустарника на въезде в Париж со сторо­ны аэропорта Руасси или характерные очерта­ния линий вдоль дороги из аэропорта Фью-мичионо в Риме для воссоздания зрительного образа пространства как одного из первых впе­чатлений от этих городов.

Рельефное профилирование поверхности зем­ли, дополненное размещением цветовых акцен­тов, может способствовать внесению разнооб­разия в обширные горизонтальные плоскости вдоль въездных транспортных направлений. Вопрос реального восприятия таких элемен­тов с уровня земли заставляет более внима­тельно подходить к выбору их оптимальных размеров и средств выявления.

Так, существующие в композиции уже упомянутого въездного пространства Санкт-Петер­бурга фрагменты измененного рельефа перед контуром тепличного хозяйства вносят замет­ное оживление в ландшафт при восприятии с близкого расстояния, но остаются менее раз­личимы с полосы автомобильной дороги. Уве­личение вертикальных параметров "архитекту­ры земли" с закреплением боковых откосов по­садками кустарника или деревьев помогает не только сделать подобные элементы более за­метными, но также позволяет рассматривать их в качестве средств масштабного разграни­чения пространства. Наибольший эффект, с точки зрения эмоционального воздействия, мо­жет быть достигнут при использовании ин­тенсивной колористики отдельных въездных участков, в частности, за счет посадок цвету­щих деревьев.

Пластическая разработка пространства с применением групп растительности характер­ной формы кроны и чередованием преоблада­ющей колористики природных материалов яв­ляется не менее актуальной для формирова-



ния въездов в город вдоль железнодорожных направлений. Заполнение многих ближайших подступов к городу "ковровой" застройкой в виде сплошных площадей из гаражей-боксов редко создает положительный эмоциональный настрой у человека. Частичному снятию про­блемы эстетической непривлекательности дан­ных участков может способствовать возвра­щение компонентов природы в пространства между гаражами и на их покрытия. При таком решении столь важные для создания устойчи­вости среды материалы живой природы спо­собны разрушить унылую монотонность въез­дных пространств, внося в них как разнообра­зие вертикальных акцентов в виде деревьев, так и мозаичность озелененных травой крыш. Восприятие городских периферийных про­странств с вылетных транспортных направле­ний может подчиняться более сложным сце­нариям, особенно если такие коммуникации проходят на эстакадах над открытыми терри­ториями с невыразительным природным лан­дшафтом. Пример создания Телепорт Парка в Амстердаме на территории, пересекаемой ли­ниями скоростного поезда, относится к по­добным ситуациям [83]. Полная свобода в вы­боре средств ландшафтного дизайна определя­лась отсутствием какой-либо растительности и перепадов рельефа на проектируемом участке. Значительная затененность территории трасса­ми нескольких скоростных линий осложнила размещение на ней традиционной для парков растительности в виде деревьев и кустарников. В этих условиях акцент был сделан на актив­ный контраст поверхностей из асфальта и тра­вяного газона, границы которых имеют от­кровенно декоративный рисунок. Определен­ные ассоциации со стволами деревьев были до-


стигнуты за счет размещения в контуре парка бетонных колонн — символов растительности. Подчиняясь функциональной логике простран­ства, периферийные участки парка оборудо­ваны в виде автостоянок, а поверхности из асфальта используются для езды на велосипе­дах и для пеших прогулок.

Подобный компромисс в оформлении от­крытого пространства, когда оно рассматрива­ется в качестве визуально активного поля, в основном для движения через него, представ­ляет пример создания ландшафта с образной интерпретацией парковых элементов. Выпол­няя роль буферного пространства, парк созда­ет в периферийной зоне города один из ком­позиционных узлов, оригинальный по своему облику и обладающий графическим выраже­нием движения.

Тесное переплетение функционального, экологического и эстетического аспектов при­менения ландшафтного дизайна характерно не только для большинства из рассмотренных при­меров организации пространств на границе го­рода и пригородного окружения, но и отража­ется непосредственно на подходах к преобра­зованию городского ландшафта с позиций по­вышения его устойчивости.

♦ /См. цветную вклейку, стр. № 167-175/



 

Создание копмпенсирующей природы в городе. 1.3
Дополнение природного каркаса

Оптимизацию городской среды сегодня трудно представить без преобразования терри­торий, которые остаются источником эколо­гической напряженности. Резервы качествен­ных изменений в ландшафте города относятся ко многим техногенным территориям, вклю­чая транспортные, промышленные, нарушен­ные и заброшенные после прекращения ин­тенсивной производственной деятельности. Вос­становление природной составляющей на та­ких участках принадлежит к одному из перс­пективных направлений ландшафтного дизай­на, с которым связано не только достижение новой эстетики городской среды, но и суще­ственное влияние на ее устойчивость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.