КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агрессивное поведение
Агрессия является неотъемлемой частью жизни человека. Для детского возраста агрессивное поведение выступает «обычным» явлением. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) [5]. Агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта. Детская агрессивность является следствием беззащитности и страхов, которые ребенок компенсирует агрессивной защитой или аутоагрессией [10]. Следует различать термин «агрессия», обозначающий действие, и «агрессивность», понимаемый как свойство личности [35]. Агрессивнее поведение связано с негативными эмоциями, мотивами и установками. Чаще агрессия проявляется как конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, физическое воздействие; или как скрытые формы – уход от контактов, бездействие, самоповреждения и пр. [10]. Представления о механизме возникновения агрессии зависят от точки зрения ученых. Агрессия рассматривается как врожденное инстинктивное поведение (К. Лоренц, З. Фрейд), как ситуативно-обусловленное поведение (Д.Доллард, Н. Миллер), как результат социального научения (А. Бандура), как когнитивную модель (Л. Берковец) и др. Факторами, обусловливающими появление и реализацию агрессивного поведения, являются: 1. Социальное окружение. Данный фактор очень широк, включает все аспекты жизни: эмоциональный климат в семье, нарушения семейного воспитания, адаптация к образовательному учреждению, особенности неформальной детской группы, влияние средств массовой информации и пр. Именно социальным условиям отводится ведущая роль в формировании агрессивного поведения. А из них приоритет отдается семейным факторам [2, 10, 20, 40]. 2. Возрастные особенности. Адаптация к возрастным требованиям часто сопровождается агрессивными проявлениями, особенно в период возрастных кризисов, где конфликт (внешний и внутренний) является закономерным. Маленькие дети демонстрируют агрессию в виде плача, негативизма, отказов. Они могут кусаться, драться, обзываться, биться головой, обкусывать ногти и пр. У младенцев такое поведение является условно агрессивным, вызывается неудовлетворением потребностей. В раннем детстве преобладают конфликты из-за обладания каким-либо предметом. Для дошкольников и младших школьников характерны потасовки. В младшем школьном возрасте агрессивное поведение чаще проявляется по отношению к более слабым детям. Треть агрессивных актов детей – это ответные реакции. Для подростков агрессивное поведение является, практически, возрастным новообразованием. Оно обеспечивает достижение автономии. Прямо зависит от специфики подростковой группы. Пик немотивированной агрессии у девочек отмечается в 11-13 лет, у мальчиков – в 12-14 лет. Подростки оценивают себя как наиболее агрессивные в 11 лет [2, 10, 13, 20]. 3. Индивидуальные особенности, обусловливающие появление агрессивного поведения. Такими особенностями являются раздражительность, подозрительность, тревожность, низкая самооценка, стрессоустойчивость, демонстративность и др. Если агрессивное поведение способствует удовлетворению фрустрированной потребности, то происходит подкрепление этого поведения и закрепление личностной характеристики, его запускающей. [7, 10, 35]. 4. Гендерный фактор. Исследователи отмечают, что мужчины в большей степени демонстрируют прямую, физическую агрессию, а женщины склонны более к косвенной, вербальной агрессии и психологическому давлению. В последнее десятилетие отмечается рост физической агрессии у девочек-подростков [2, 10, 13, 33]. Существует огромное количество форм проявления агрессии. Обобщив различные критерии классификации, можно выделить следующие виды агрессии [7, 10, 13, 23, 19, 20]. 1. По объекту агрессии выделяется внешняя агрессия, направленная на других людей, и внутренняя (аутоагрессия), направленная на причинение вреда себе. Если внешняя агрессия направлена на конкретного человека, вызывающего негативные чувства, то она называется прямой. Если же внешняя агрессия безлична, направлена на вещи, обстоятельства, социальное окружение, то это смещенная или косвенная агрессия. Внутренняя агрессия может выражаться в виде обвинений, требований, обращенных к самому себе, в причинении себе физического вреда, боли, в суицидальных действиях. 2. По наличию произвольности агрессия может быть произвольной и непроизвольной. Для произвольной характерно желание человека воспрепятствовать, навредить, оскорбить другого. Непроизвольна агрессия импульсивна, это аффект. 3. По конечной цели агрессия подразделяется на инструментальную (конструктивная), которая выступает как средство достижения цели, действия при этом носят часто позитивный характер. Инструментальная агрессия может основываться на индивидуальных и социальных мотивах. Индивидуально-мотивированная агрессия может быть своекорыстной и бескорыстной. Социально-мотивированная агрессия делится на асоциальную и просоциальную. Также выделяется враждебная агрессия (насилие). Она основывается на негативных действиях, ее цель – нанести другому вред. 4. По способу выражения агрессия может быть физическая, вербальная, косвенная (направлена окольным путем, на другое лицо, ненаправленная), негативизм (против взрослого, руководства). Виды агрессивного поведения представлены на схеме 2. Проявляя агрессивное поведение, ребенок может преследовать следующие цели. 1. Привлечение внимания. 2. Стремление к власти. 3. Месть. 4. Избегание неудач. 5. Стремление к лидерству. 6. Получение желанного предмета. 7. Манипулирование. При рассмотрении возрастного фактора мы уже говорили о различиях в проявлении агрессии в отдельные возрастные этапы. Для дошкольного и младшего школьного возраста характерны следующие диагностические критерии агрессивного поведения: * ребенок часто теряет контроль над собой; * часто спорит, ругается с детьми и взрослыми; * намеренно раздражает взрослого, отказывается выполнять просьбы; * часто винит других в своих ошибках, поведении; * завистлив и мстителен; * часто сердится и прибегает к дракам [20]. Диагностические критерии в подростковом возрасте: * ребенок угрожает другим людям (вербально, взглядом, жестом); * инициирует физические драки; * использует в драке предметы, которыми можно ранить; * физически жесток по отношению к людям и животным; * воровство по отношению к человеку, который не нравится;
* намеренная порча имущества; * отсутствует ночью дома без разрешения родителей; * побег из дома; * шантаж, вымогательство; * не ходит в школу, выгнали из школы [13, 20]. Готовностью к агрессии обладают дети и подростки, у которых есть 3 и более критерия, которые наблюдаются шесть и более месяцев[20].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |