КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На девиантное поведение
Формы психолого-педагогических воздействий ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Поскольку девиантное поведение регулируется социальными нормами, тесно связано с социальными процессами, то большой сегмент работы по его исправлению отводится социальным институтам. Многообразие видов девиантного поведения предполагает привлечение широкого круга специалистов (педагогов, психологов, психиатров, наркологов, социальных педагогов, социальных работников, юристов) и использование комплекса методов и форм воздействий: профилактики, коррекции, психотерапии, медикаментозной терапии, реабилитации, консультирования и др. Рассмотрим основные формы психолого-педагогических воздействий на девиантную личность с целью исправление отклонений в ее поведении. Е.В. Змановская указывает, что в девиантологии существует два ведущих направления психолого-педагогической помощи: 1) превенция, предполагающая предупреждение, профилактику; 2) интервенция, включающая непосредственно коррекцию и реабилитацию [10]. Осуществление психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление поведенческих девиаций, строится с учетом основных принципов. 1. Принцип добровольности подразумевает добровольное согласие девианта на проведение профилактических и коррекционных мероприятий. 2. Принцип осознанности предполагает осознание человеком своего поведения несоответствующим нормативному и необходимости его изменить. «Девиант должен представлять, какого именно поведенческого статуса он стремится достичь в процессе терапии» [23, С. 253]. 3. Принцип соответствия (адекватности) – выбор специалистом методик в соответствии с механизмами возникновения поведенческой девиации. 4. Принцип целесообразности рассматривает необходимость и обоснованность исправления поведенческой девиации. Так как отклоняющееся поведение отражает структуру девиантной личности, то купирование одной девиации еще не означает исправления поведения и реабилитации личности. На ее месте может возникнуть другое отклонение, так как именно девиация необходима личности для поддержания ее гомеостаза. Некоторые формы девиаций являются общественно одобряемыми (трудоголизм, творчество) и не требуют вмешательства. 5. Принцип допустимости (экологичности) предполагает необходимость применения в процессе коррекции девиантного поведения лишь тех методик, которые способствуют личностному росту человека, этически и эстетически обоснованы и не могут вызвать психических расстройств. 6. Принцип гуманности базируется на признании за человеком права на свободу выбора и уважение [10, 23, 26, 40].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |