Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависимое поведение




Все люди в процессе своей жизни зависимы, но в отдельных случаях личность начинает злоупотреблять чем-либо или кем-то на фоне нарушения удовлетворения потребностей.

Зависимое поведение – отклоняющееся поведение человека, связанное с злоупотреблением каким-либо веществом или какой-либо специфической активностью в целях изменение психического состояния [10]. Для обозначения зависимого поведения также используется термин «аддиктивное поведение».

Изучая природу зависимого поведения, исследователи анализируют различные аспекты. Известны шесть концептуальных моделей, объясняющих механизмы формирования и специфику работы с аддиктами.

1. Моральная модель. Зависимое поведение возникает как следствие бездуховности и морального несовершенства.

2. Модель болезни, где зависимость – это заболевание.

3. Симптоматическая модель предполагает изучение зависимого поведения как отдельных симптомов, привычек.

4. Психоаналитическая модель, рассматривающая зависимое поведение как проявление нарушенной личностной динамики.

5. Системно-личностная модель. Аддиктивное поведение рассматривается как дисфункциональное, связанное со сбоем жизненно важных функций в системе значимых отношений личности.

6. Биопсихосоциальная модель описывает аддикцию как следствие нарушения функционирования системы «социум-личность-организм» [4, 10, 15, 18].

Основным мотивом зависимого (аддиктивного) поведения является активное изменение человеком не удовлетворяющего его психического состояния [23], жажда острых ощущений [28].

Э. Берн указывает, что у человека отмечается шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции; по признанию; по структурированию времени; по инцидентам; по контакту и физическому поглаживанию; сексуальный голод. В рамках зависимого поведения каждый вид обострятся, человек стремится снять его посредством различных аддиктивных проявлений деятельности [23, 28].

У зависимых индивидов отмечается снижение активности в повседневной жизни и ее повышение в аддиктивной деятельности. Они тяжело приспосабливаются к требованиям повседневной жизни, его тяготят обязанности и запрограммированность. Это приводит к возникновению скрытого «комплекса неполноценности», который затем гиперкомпенсируется идеями превосходства, инакости. У зависимой личности появляется «стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, напол­ненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо» [23, С. 81].

Н. Пезешкиан выделяет че­тыре вида ухода от реальности:

* «бегство в тело» (увлечение оздоровительными мероприятиями, сексоголизм и др.);

* «бегство в работу» (трудоголизм);

* «бег­ство в контакты или одиночество» (избегание контактов, гиперкоммуникабельность);

* «бегство в фантазии» (сектантство, псевдофилософские изыскания) [27].

Базисной характеристикой аддикта является зависимость. В.Д. Менделевич выделяет признаки зависимой личности:

 

1) неспособность принимать решения без советов других людей;

2) готовность позволять другим принимать важные для него решения;

3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;

4) затруднения, когда нужно начать какое-то дело самостоятельно;

5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или непри­ятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;

6) плохая переносимость одиночества – готовность предпринимать зна­чительные усилия, чтобы его избежать;

7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;

8) охваченность страхом быть отвергнутым;

9) легкая ранимость при малейшей критике или неодобрении со стороны.

Наличие у человека пяти из этих признаков позволяет диагностировать у него клиническую зависимость [23].

В качестве объектов зависимости могут выступать:

* психоактивные вещества (легальные и не­легальные наркотики);

* пища;

* игры;

* секс;

* религия и религиозные культы [10, 12].

Выбор личностью конкретного объекта зависимости определяется его специфическим действием на организм и психическое состояние, доминирующим голодом. На основе этих объектов Е.В. Змановская выделяет следу­ющие формы зависимого поведения:

1. Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркоза­висимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость).

2. Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, от­каз от еды).

3. Гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная, азартные игры).

4. Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазо­хизм).

5. Религиозное деструктивное поведение (фана­тизм, сектантство) [10].

Различные формы зависимого поведения часто сочетаются и переходят друг в друга, так как в их основе лежит общий механизм формирования. Они характеризуются рядом признаков:

1. Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния, проявляющееся как утрата самоконтроля, борьба человека с самим собой.

2. Непрерывный процесс формирования и развития за­висимости. Аддикция имеет начало (часто безобидное), инди­видуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотива­ция поведения различна на различных стадиях зависимости. Длительность и характер протекания стадий зависят от особен­ностей объекта (вида наркотического вещества) и ин­дивидуальных особенностей (возраста, соци­альных связей, интеллекта).

3. Цикличность зависимого поведения. Человек движется по фазам одного цикла, повторяющегося с индивидуальной частотой и выраженностью. Цикл представлен следующими фазами:

* наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

* усиление желания и напряжения;

* ожидание и активный поиск объекта аддикции;

* получение объекта и достижение специфических переживаний;

* расслабление;

* фаза ремиссии (относительного покоя).

4. Зависимое поведениеприводит к личностным изменениям и социальной дезадаптации. Типичными изменениями являются формирование аддиктивной установки, сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции, магическое избирательное мышление, недоверие к окружающим, отрицание болезни [10, 15].

Зависимое поведение возникает под влиянием следующих факторов.

1. Внешние социальные факторы:

* технический прогресс;

* ослабление межличностных связей;

* субкультура;

* влияние референтной группы.

2. Семейный фактор:

* неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности;

* психологическая травма в раннем возрасте;

* эмоциональные расстройства у членов семьи;

* отсутствие границ между поколениями;

* семейная предрасположенность к зависимому поведению.

3. Индивидуальные особенности:

* гендерная избирательность зависимого поведения;

* возрастной фактор;

* психофизические особенности человека;

* характерологические особенности;

* невротическое развитие личности;

* сниженная стрессоустойчивость [4, 10, 12, 15, 23].

Зависимое поведение интенсивно формируется с подросткового возраста. Для дошкольников и младших школьников оно нехарактерно, но может наблюдаться курение и токсикома­ния. У подростков аддикция обусловлена групповыми ценностями и выполняет ряд функций:

* поддерживает ощущение взрослости, автономности;

* формирует чувство принадлежности к группе;

* помогает регулировать эмоциональное состояние;

* дает возможность выражать негативные эмоции, не направляя их на людей;

* реализуют креативный потенциал через экспериментирование с различными формами аддиктивного поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 8613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.