КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зависимое поведение
Все люди в процессе своей жизни зависимы, но в отдельных случаях личность начинает злоупотреблять чем-либо или кем-то на фоне нарушения удовлетворения потребностей. Зависимое поведение – отклоняющееся поведение человека, связанное с злоупотреблением каким-либо веществом или какой-либо специфической активностью в целях изменение психического состояния [10]. Для обозначения зависимого поведения также используется термин «аддиктивное поведение». Изучая природу зависимого поведения, исследователи анализируют различные аспекты. Известны шесть концептуальных моделей, объясняющих механизмы формирования и специфику работы с аддиктами. 1. Моральная модель. Зависимое поведение возникает как следствие бездуховности и морального несовершенства. 2. Модель болезни, где зависимость – это заболевание. 3. Симптоматическая модель предполагает изучение зависимого поведения как отдельных симптомов, привычек. 4. Психоаналитическая модель, рассматривающая зависимое поведение как проявление нарушенной личностной динамики. 5. Системно-личностная модель. Аддиктивное поведение рассматривается как дисфункциональное, связанное со сбоем жизненно важных функций в системе значимых отношений личности. 6. Биопсихосоциальная модель описывает аддикцию как следствие нарушения функционирования системы «социум-личность-организм» [4, 10, 15, 18]. Основным мотивом зависимого (аддиктивного) поведения является активное изменение человеком не удовлетворяющего его психического состояния [23], жажда острых ощущений [28]. Э. Берн указывает, что у человека отмечается шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции; по признанию; по структурированию времени; по инцидентам; по контакту и физическому поглаживанию; сексуальный голод. В рамках зависимого поведения каждый вид обострятся, человек стремится снять его посредством различных аддиктивных проявлений деятельности [23, 28]. У зависимых индивидов отмечается снижение активности в повседневной жизни и ее повышение в аддиктивной деятельности. Они тяжело приспосабливаются к требованиям повседневной жизни, его тяготят обязанности и запрограммированность. Это приводит к возникновению скрытого «комплекса неполноценности», который затем гиперкомпенсируется идеями превосходства, инакости. У зависимой личности появляется «стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо» [23, С. 81]. Н. Пезешкиан выделяет четыре вида ухода от реальности: * «бегство в тело» (увлечение оздоровительными мероприятиями, сексоголизм и др.); * «бегство в работу» (трудоголизм); * «бегство в контакты или одиночество» (избегание контактов, гиперкоммуникабельность); * «бегство в фантазии» (сектантство, псевдофилософские изыскания) [27]. Базисной характеристикой аддикта является зависимость. В.Д. Менделевич выделяет признаки зависимой личности:
1) неспособность принимать решения без советов других людей; 2) готовность позволять другим принимать важные для него решения; 3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы; 4) затруднения, когда нужно начать какое-то дело самостоятельно; 5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих; 6) плохая переносимость одиночества – готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать; 7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; 8) охваченность страхом быть отвергнутым; 9) легкая ранимость при малейшей критике или неодобрении со стороны. Наличие у человека пяти из этих признаков позволяет диагностировать у него клиническую зависимость [23]. В качестве объектов зависимости могут выступать: * психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); * пища; * игры; * секс; * религия и религиозные культы [10, 12]. Выбор личностью конкретного объекта зависимости определяется его специфическим действием на организм и психическое состояние, доминирующим голодом. На основе этих объектов Е.В. Змановская выделяет следующие формы зависимого поведения: 1. Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость). 2. Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды). 3. Гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная, азартные игры). 4. Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм). 5. Религиозное деструктивное поведение (фанатизм, сектантство) [10]. Различные формы зависимого поведения часто сочетаются и переходят друг в друга, так как в их основе лежит общий механизм формирования. Они характеризуются рядом признаков: 1. Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния, проявляющееся как утрата самоконтроля, борьба человека с самим собой. 2. Непрерывный процесс формирования и развития зависимости. Аддикция имеет начало (часто безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости. Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта (вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей (возраста, социальных связей, интеллекта). 3. Цикличность зависимого поведения. Человек движется по фазам одного цикла, повторяющегося с индивидуальной частотой и выраженностью. Цикл представлен следующими фазами: * наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению; * усиление желания и напряжения; * ожидание и активный поиск объекта аддикции; * получение объекта и достижение специфических переживаний; * расслабление; * фаза ремиссии (относительного покоя). 4. Зависимое поведениеприводит к личностным изменениям и социальной дезадаптации. Типичными изменениями являются формирование аддиктивной установки, сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции, магическое избирательное мышление, недоверие к окружающим, отрицание болезни [10, 15]. Зависимое поведение возникает под влиянием следующих факторов. 1. Внешние социальные факторы: * технический прогресс; * ослабление межличностных связей; * субкультура; * влияние референтной группы. 2. Семейный фактор: * неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности; * психологическая травма в раннем возрасте; * эмоциональные расстройства у членов семьи; * отсутствие границ между поколениями; * семейная предрасположенность к зависимому поведению. 3. Индивидуальные особенности: * гендерная избирательность зависимого поведения; * возрастной фактор; * психофизические особенности человека; * характерологические особенности; * невротическое развитие личности; * сниженная стрессоустойчивость [4, 10, 12, 15, 23]. Зависимое поведение интенсивно формируется с подросткового возраста. Для дошкольников и младших школьников оно нехарактерно, но может наблюдаться курение и токсикомания. У подростков аддикция обусловлена групповыми ценностями и выполняет ряд функций: * поддерживает ощущение взрослости, автономности; * формирует чувство принадлежности к группе; * помогает регулировать эмоциональное состояние; * дает возможность выражать негативные эмоции, не направляя их на людей; * реализуют креативный потенциал через экспериментирование с различными формами аддиктивного поведения.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 8613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |