Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика девиантного поведения




Профилактика отклоняющегося поведения – это сис­тема общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, обще­ственном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом [10].

Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов:

* комплексность;

* адресность;

* массовость;

* позитивность информации;

* минимизация негативных последствий;

* личная заинтересованность и ответственность участников;

* максимальная активность личности;

* устремленность в будущее [10].

Выде­ляется первичная, вторичная и третичная профилактику [13, 14].

Первичная профилактика это комплекс превентивных мероприятий,проводимых чаще среди детей и под­ростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения. Первичная профилактика направлена на:

* устранение неблаго­приятных факторов, вызывающих девиацию;

* повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика предполагает:

* раннее выявление нервно-психических нарушений;

* реабилитацию;

* работу с «груп­пами риска».

Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение. Она предполагает:

* лечение нервно-психических рас­стройств, сопровождающихся нарушениями поведения;

* предупреждение рецидивов.

Психолого-педагогические мероприятия могут входить в структуру всех трех уровней, но больший эффект они дают при первичной и вторичной профилактике. Существуют различные формы психолого-педагогической профилактиче­ской работы [10, 14, 33].

1. Организация социальной среды предполагает воздействие на социальные факторы для предотвращения нежелательного поведения. Это воздействие может быть направлено на общество в целом (создание негативного общественного мнения по от­ношению к отклоняющемуся поведению), на конкретную социальную группу (семья, школа, класс) или на конкрет­ную личность. Организация социальной среды может включать:

* создание социальной рекламы в средствах массовой информации, направленной на форми­рование установок на здоровый образ жизни;

* работу с субкультуройчерезорганизацию молодежных движений, проведение акций, пропагандирующих здоровый образ жизни.

* волонтерское движение, предполагающее привлечение молодежи непосредственно к самой профилактической работе.

Недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением.

2. Инфор­мирование о сущности девиантного поведения и специфике его влияния на соматическое и психологическое здоровье. Информирование осуществляется в форме лекций, бесед, распростране­ния специальной литературы, фильмов. «Суть под­хода заключается в попытке воздействия на когнитивные процес­сы личности с целью повышения ее способности к принятию кон­структивных решений» [10, С. 163]. Информирование не должно носить запугивающий характер и содержать подробную детализацию, так как это может стимулировать интерес и увеличивать мотивацию к проявлению девиации (особенно у подростков, которые в силу возрастных особенностей находятся в состоянии аппозиции с взрослым). Информация должна быть направлена на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Важно чтобы информация давалась своевременно, в соответствии с возрастными, гендерными и пр. особенностями. Информирование может быть эффективной работой со взрослыми, воспитывающими детей и подростков с девиантным поведением.

3. Актив­ное социальное обучение социально-важным навыкам, реализуемое преимущественно в форме групповой работы. Это может быть тренинг устойчивости к негативному соци­альному влиянию, тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков и др. В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

4. Организация деятельности, альтер­нативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с пред­ставлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности являются познание, путешествия, походы, спорт, значимое общение, любовь, творчество, профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная деятельность и др.

Данная форма реализуется в семейном воспитании как раннее воспитание устойчивых интересов,раз­витие способности любить и быть любимым, формирование уме­ния себя занять и грудиться. Также организация альтернативной деятельности широко используется при работе с уже сформированными девиациями.

5. Организация здорового образа жизни исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение че­ловека достигать оптимального состояния и успешно противосто­ять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регуляр­ные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль осно­ван на экологическом мышлении и существенно зависит от уров­ни развития общества.

6. Активизация личностных ресурсов. В качестве таких ресурсов могут выступать ак­тивные занятия спортом, творческое самовыраже­ние, участие в группах общения и личностного роста и пр. Они обеспе­чивают активность личности, ее здоровье и устойчивость к не­гативному внешнему воздействию.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения используется в слу­чаях уже сформированного отклоняющегося поведения и на­правлена на профилактику рецидивов или их негативных послед­ствий. Примерами может быть получение девиантами необходимой информации, свое­временной медицинской помощи, аутрич-работа [10].

В целом несомненна необходимость и результативность психолого-педагогической профилактики девиантного поведения. Но она обязательно должна быть экологичной, учитывать интересы участников, активизировать личностные ресурсы, быть систематической и последовательной. Профилактическая работа может осуществляться в групповой и индивидуальной форме, использоваться при работе с различными возрастными категориями и социальными группами. Для ее реализации часто используются активные методы социально-психологического обучения: дискуссии, тренинги, ролевые игры, модели­рование эффективного социального поведения, психотерапевти­ческие методики. В зависимости от используемых методов работа может осуществляться в форме массовых акций, тренингов, образова­тельных программ, психологи­ческого консультирования, кризисной помощи и психотерапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 22119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.