КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профилактика девиантного поведения
Профилактика отклоняющегося поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом [10]. Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов: * комплексность; * адресность; * массовость; * позитивность информации; * минимизация негативных последствий; * личная заинтересованность и ответственность участников; * максимальная активность личности; * устремленность в будущее [10]. Выделяется первичная, вторичная и третичная профилактику [13, 14]. Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий,проводимых чаще среди детей и подростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения. Первичная профилактика направлена на: * устранение неблагоприятных факторов, вызывающих девиацию; * повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная профилактика предполагает: * раннее выявление нервно-психических нарушений; * реабилитацию; * работу с «группами риска». Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение. Она предполагает: * лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения; * предупреждение рецидивов. Психолого-педагогические мероприятия могут входить в структуру всех трех уровней, но больший эффект они дают при первичной и вторичной профилактике. Существуют различные формы психолого-педагогической профилактической работы [10, 14, 33]. 1. Организация социальной среды предполагает воздействие на социальные факторы для предотвращения нежелательного поведения. Это воздействие может быть направлено на общество в целом (создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению), на конкретную социальную группу (семья, школа, класс) или на конкретную личность. Организация социальной среды может включать: * создание социальной рекламы в средствах массовой информации, направленной на формирование установок на здоровый образ жизни; * работу с субкультуройчерезорганизацию молодежных движений, проведение акций, пропагандирующих здоровый образ жизни. * волонтерское движение, предполагающее привлечение молодежи непосредственно к самой профилактической работе. Недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. 2. Информирование о сущности девиантного поведения и специфике его влияния на соматическое и психологическое здоровье. Информирование осуществляется в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы, фильмов. «Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений» [10, С. 163]. Информирование не должно носить запугивающий характер и содержать подробную детализацию, так как это может стимулировать интерес и увеличивать мотивацию к проявлению девиации (особенно у подростков, которые в силу возрастных особенностей находятся в состоянии аппозиции с взрослым). Информация должна быть направлена на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Важно чтобы информация давалась своевременно, в соответствии с возрастными, гендерными и пр. особенностями. Информирование может быть эффективной работой со взрослыми, воспитывающими детей и подростков с девиантным поведением. 3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам, реализуемое преимущественно в форме групповой работы. Это может быть тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию, тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков и др. В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных. 4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности являются познание, путешествия, походы, спорт, значимое общение, любовь, творчество, профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная деятельность и др. Данная форма реализуется в семейном воспитании как раннее воспитание устойчивых интересов,развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и грудиться. Также организация альтернативной деятельности широко используется при работе с уже сформированными девиациями. 5. Организация здорового образа жизни исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровни развития общества. 6. Активизация личностных ресурсов. В качестве таких ресурсов могут выступать активные занятия спортом, творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста и пр. Они обеспечивают активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию. 7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения и направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Примерами может быть получение девиантами необходимой информации, своевременной медицинской помощи, аутрич-работа [10]. В целом несомненна необходимость и результативность психолого-педагогической профилактики девиантного поведения. Но она обязательно должна быть экологичной, учитывать интересы участников, активизировать личностные ресурсы, быть систематической и последовательной. Профилактическая работа может осуществляться в групповой и индивидуальной форме, использоваться при работе с различными возрастными категориями и социальными группами. Для ее реализации часто используются активные методы социально-психологического обучения: дискуссии, тренинги, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов работа может осуществляться в форме массовых акций, тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи и психотерапии.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 22119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |