КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
При девиантном развитии и поведении
Коррекция как форма психолого-педагогической помощи Психолого-педагогическая коррекция – это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития с опорой на знаний возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития[37]. Коррекционные мероприятия можно классифицировать по различным основаниям. 1. По характеру направленности выделяется коррекция: * Симптоматическая коррекция – кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии. * Каузальная коррекция (причинная) направлена на источники и причины отклонений. 2. По содержанию различают коррекцию: * познавательной сферы; * личности; * аффективно-волевой сферы: * поведенческих аспектов; * межличностных отношений. * внутригрупповых взаимоотношений; * детско-родительских отношений. 3. По форме работы с клиентом: * индивидуальная; * групповая; * смешанная индивидуально-групповая форма. 4. По наличию программы: * программированную; * импровизированную. 5. По характеру управления корригирующими воздействиями: * директивную; * недирективную. 6. По продолжительности: * сверхкороткая (сверхбыстрая) – длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов; * короткая (быстрая) – длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы; * длительная – продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблем; * сверхдлительная – может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. 7. По масштабу решаемых задач выделяетсякоррекция: * общая; * частная; * специальная [26]. Использование метода психолого-педагогической коррекции в процессе оказания помощи лицам с девиантным поведением направлено на достижение у них позитивных поведенческих изменений и предполагает: * формирование конструктивной мотивации личности; * интеграцию индивидуального опыта; * совершенствование саморегуляции; * повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности; * расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности; * повышение уровня социальной адаптации; * устранение дефицита в поведенческих репертуарах; * ослабление или устранение неадекватного поведения; * снятие эмоционального и физического напряжения (релаксация) [10, 40]. При осуществлении психолого-педагогической коррекции с девиантными личностями следует учитывать ряд принципов построения коррекционных программ, определяющих стратегию и тактику, методы и средства психологического воздействия. 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программапсихологического воздействия должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности. 2. Принцип единства коррекции и диагностики отражает целостность процесса оказания психологической помощи. 3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии. 4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию и признание уникальности конкретного пути развития личности. 5. Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. 6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Система отношения человека с близкими, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития, определяют зону ее ближайшего развития. 7. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Так как развитие гетерохронно, то при составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. 8. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий. 9. Принцип усложнения. Наиболее эффективна коррекция, осуществляемая на максимальном уровне трудности для конкретного человека. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления. 10. Учет объема и степени разнообразия материала. К новому материалу или увеличению его объема необходимо переходить материала только после относительной сформированное того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно. 11. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне [26]. При реализации психолого-педагогической коррекции девиантного поведения особое значение придается поведенческому подходу. Поведенческая терапия – это терапия, использующая принципы и модели теории научения и науки о поведении (бихевиоризма) при определении целей и процедур психотерапии, а также при объективной оценке ее результатов [26]. На современном этапе в основе поведенческого подхода лежит не только бихевиоризм как наука о поведении, но и необихевиоризм, когнтивная психология, теория социального научения, нейропсихология. Также он опирается на данные других направлений психологической помощи. Построение программы поведенческой коррекции опирается на приведенные выше общие принципы, а также требует учета следующих специфичных принципов. 1. Принцип объективности предполагает ориентацию на внешне проявляемые и измеряемые показатели (эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления и симптомы, конкретные действия и поступки). 2. Поведенческая оценка, то есть проведение функционального анализа поведения человека в течение всего процесса коррекции. Поведенческая оценка осуществляется посредством беседы и интервью, наблюдения и самонаблюдения, информации от других специалистов, экспертных оценок и пр. 3. Принцип системности предполагает оценку роли девиантного поведения в личных социальных системах и жизни личности в целом. 4. Принцип сотрудничества предполагает, что клиент не только осознает желание изменения собственного поведения, но и активно участвует в выборе целей и методов последующей работы [10]. Основными методами поведенческой коррекции девиантного поведения и развития являются стимулирование мотивации изменения поведения, коррекции эмоциональных нарушений, методы саморегуляции, методы когнитивного переструктурирования, методы угашения нежелательного поведения, методы формирования позитивного поведения. 1. Стимулирование позитивной мотивации. Поскольку человек с отклоняющимся поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению девиации и сопротивляется позитивным изменениям, необходимо проведение работы по созданию и стимулированию позитивной мотивации на протяжении всего процесса коррекции. Для этого используются такие приемы как построение личного контакта, выяснение причины и цели обращения, конфронтация, оценка негативных последствий, проектирование будущего, заключение договора, помещение личности в другую социальную среду и др. [10]. 2. Методы коррекции эмоциональных состояний необходимы, так как у девианта присутствует широкий спектр негативных эмоций: тревога, страх, гнев, агрессия, вина и др. Без их «вентиляции» невозможна дальнейшая работа. Для этого используются поведенческие приемы: систематическая десенсибилизация (постепенного уменьшения чувствительности человека к объектам, вызывающим тревожность), иммерсионная терапия (угасание реакции при предъявлении стимула без подкрепления). А также могут быть использованы методы других направлений психологической помощи: игровая терапия, арт-терапия, эмоционально-образная терапия и др. 3. Методы саморегуляции предполагаю релаксацию и формирование самоконтроля. Для этого используются аутотренинг, прогрессивная мышечная релаксация (Э. Джекобс), медитативные техники и пр. 4. Когнитивное переструктурирование включает изменение искаженных когнитивных процессов. В процессе работы над иррациональными когнициями используются указание на нелогичность суждений, идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей, расширение вариантов и др. 5. Угашение нежелательного поведения предполагает использование принципа негативного подкрепления. Применяются процедуры: наказание, тайм-аут, жетонная система, методика негативных последствий и т.д. 6. Формирование позитивного поведения основано на принципе позитивного подкрепления необходимых форм поведения. В качестве приемов выступают жетонная система, активное социальное обучение, тренинг ассертивности, уверенности, коммуникативных умений и пр. [10, 26]. Коррекция отклоняющегося поведения – очень сложная область психологической помощи. Из-за выраженной индивидуальной мотивации девиантных проявления и устойчивого подкрепления со стороны социального окружения эффект психолого-педагогической коррекции является труднодостижимым и может быть нестойким. К тому же процесс коррекции часто требует привлечения специалистов из разных областей и их длительного комплексного сотрудничества. Выбор конкретного метода требует тщательного анализа ситуации, индивидуальных особенностей девиантной личности, учет времени существования отклонения и стадии развития данной формы девиации. Для овладении отдельными методами необходимо обращение к специальной литературе и узкоспециализированное обучение по данному направлению работы. Вопросы и задания: 1. Каковы направления психолого-педагогической работы с девиантными личностям? 2. Каковы принципы психолого-педагогических воздействий на девиантное поведение? 3. Охарактеризуйте формы профилактики отклоняющегося поведения. 4. Что такое психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения? 5. Обоснуйте, почему при работе с девиантным поведением используется именно поведенческая коррекция? 6. Назовите общие и специальные принципы построения коррекционных программ для исправления отклоняющегося поведения. 7. Какие методы используются в процессе психолого-педагогической коррекции девиантного поведения?
Рекомендуемая литература: 1. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2008. – 288 с. 2. Лютова, К.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / К.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2005. – 190 с. 3. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов /А.А.Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 510 с. 4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с. 5. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х.Ремшмидта. – М.: Мир, 2000. – 656 с. 6. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Девиантное поведение и развитие является сложным явлением из-за многообразия его форм, возрастных и гендерных особенностей, быстрой трансформации личности девианта на его основе, тотальном подкреплении со стороны ближайшего социального окружения, несмотря на порицания и всяческие ограничения. Формы проявления девиаций в развитии и поведении постоянно изменяются, так как изменяется представление о социальной норме. Также существуют общественно одобряемые формы девиаций, такие как трудоголизм и творчество. Проработка личностных проблем таких девиантов требует особого внимания. Несмотря на то, что пик девиантных проявления приходится на подростковый возраст, необходима тщательная работа по профилактике и реабилитации со всеми возрастными категориями. Поэтому профилактика и коррекция различных форм девиантного развития и поведения требует специальной подготовки специалиста, осуществляющего данную работу. Цель данного учебно-методического пособия заключается в том, чтобы помочь читателям разобраться в основах девиантного развития и поведения, освоить подходы к его пониманию, изучить характеристики форм отклонений и принципы оказания психолого-педагогического воздействия на девиантную личность.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |