КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приведем краткую характеристику указанных факторов. 5 страница
2. Бюджетные организации федерального значения (учреждения Минобороны России, МВД России, Минюст России и другие федеральные органы), финансирование коммунальных расходов которых осуществляется из федерального бюджета. Как показывает опыт последних лет, расчеты за потребленные этими учреждениями и организациями коммунальные ресурсы зависят от многих факторов, количество которых множится по мере прохождения средств из федерального центра к конкретной организации ЖКХ. Кроме того, в условиях тотального неисполнения договорных обязательств традиционно сохраняется остаточный принцип финансирования министерствами и ведомствами потребляемых подведомственными организациями ЖКУ. Возможность взаимозачета здесь более затруднена, так как задействованы федеральные финансовые органы, и по этой причине долги этих организаций, по существу, являются невозвратными уже на протяжении многих лет. Во многих случаях эти долги являются причиной возбуждения дел о несостоятельности и банкротстве коммунальных предприятий на местах. Таким образом, рассматривая платежи организаций в качестве одного из источников функционирования предприятий ЖКХ, следует констатировать, что в условиях переходной экономики, когда еще продолжают действовать административные механизмы управления хозяйственно-финансовой деятельностью, промышленная группа потребителей создает много финансовых проблем для коммунальных предприятий и муниципальных властей по обеспечению устойчивого функционирования систем инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов. Причина этого — недостаточно полное правовое обеспечение регулирования хозяйственно-финансовых, договорных, претензионно-ис-ковых, судебных и других правоотношений в сфере производства и потребления услуг ЖКХ. Объемы потребляемых этими потребителями коммунальных услуг, по всей видимости, будут сохраняться устойчивыми еще долго. В рамках рассматриваемой нами модели с учетом принятых допущений, а также изменения количества организаций в каждой из подгрупп (уменьшения числа крупных потребителей и увеличения числа предприятий малого бизнеса), частичной коммерциализации бюджетной сферы (здравоохранения, образования), и усиления роли учета потребляемых ресурсов, использования альтернативных источников ресурсоснабжения объем финансирования на конечном этапе рассматриваемого периода (2003 г.), ОД при построении диаграммы принимается равным OA (см. рис. 11.1). Более того, необходимо отметить, что проводимое упорядочение законодательной базы и организационно-экономических механизмов взаимоотношений в сфере производства и потребления ЖКУ позволит к концу рассматриваемого периода повысить дисциплину исполнения договорных отношений по поставке потребителям коммунальных услуг, в том числе по их оплате «живыми деньгами» в установленных объемах и в установленные сроки. В перспективе настанет время, когда судебный иск коммунального предприятия к местной администрации за неисполнение договорных обязательств по финансированию поставленных коммунальных услуг для льготных и бюджетных потребителей и положительное решение суда по данному вопросу не будут заканчиваться решением администрации о расформировании коммунального предприятия. Платежи населения. Хотя доля оплаты потребляемых населением услуг ЖКХ в рассматриваемый период (1996 г.) составляла около 20 % от затрат на их производство с учетом предоставленных населению льгот, эта составляющая функционирования жилищно-коммунальной сферы продолжала оставаться наиболее устойчивым источником финансирования производителей ЖКУ. Собираемость платежей за жилье и коммунальные услуги от населения составляет -80 % (и это в условиях, когда жилищно-коммунальное обслуживание не всегда удовлетворяет предъявляемым параметрам качества, а правовая база взаимоотношений между населением и организациями, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание, только формируется в виде договоров найма, договоров технического обслуживания жилья, а в отдельных регионах и договоров на поставку коммунальных услуг). В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами осуществляется поэтапное повышение уровня оплаты населением жилья и коммунальных услуг по годам переходного периода: 1997 г. - 35 % от затрат, 1998 г. - 50, 1999 г. - 60, 2000 г. - 70 2001 г. - 80, 2002 г. - 90 %. В 2003 г. - переход к полной оплате населением издержек по производству жилищно-коммунальных услуг с учетом капитального ремонта и без учета страхования жилья. В то же время, как отмечалось, в рамках реформы ЖКХ должны осуществляться мероприятия организационно-правового и технического характера, направленные на снижение затрат предприятий, производящих услуги ЖКХ, и создаваться механизмы социальной защиты населения при введении новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг. Таким образом, величина платежей населения в доходах ЖКХ, составляющая на начальном этапе рассматриваемого периода (FE на рис. 11.1) около 20%, трансформируется на конечном этапе реформ в полную оплату гражданами (за исключением малоимущих категорий населения) потребляемых ЖКУ. При этом меняется и уровень социальной защиты населения. Если на начальном этапе уровень субсидируемого населения составляет на диаграмме около 1 % (величина BJ), то при переходе на 100%-ю оплату услуг ЖКХ населением субсидии должны будут получать около 25 % населения (величина EJ), проживающего в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Доходы населения по группам, р. 1—1------- 1----- 1------------ 1----------- 1--------------- 1-------------------------- 1___________ I__________ I__________ |___________ |________ ^ 0,2 3,2 10,2 18,7 28,7 49,2 58,2 71,3 80,3 90,5 95,2 100 Население по группам, % Рис. 11.2. Платежеспособность населения за ЖКУ: / — субсидии населению на оплату ЖКУ; 2 — фактическая оплата ЖКУ населением; 3 — доходы на оплату ЖКУ
На рис. 11.2 в качестве примера представлен график платежеспособной возможности населения за жилье и коммунальные услуги [17].
11.5. Дотации и льготы населению
Одной из задач реформы ЖКХ является ликвидация механизма прямого бюджетного дотирования предприятий ЖКХ, как одной из самых неэффективных форм финансирования, и перехода к адресной социальной защите населения через программу жилищных субсидий. Для наглядности восприятия вернемся к графику платежеспособности. При установленном федеральным стандартом уровне оплаты услуг населением в размере 50 % величина дотаций ЖКХ будет обозначена на рис. 11.2 прямоугольником EFHJ. Бюджет дотирует и малоимущее население (область ABCDE) и граждан с высокими доходами (область DGHJ). Обращаясь к рис. 11.2, мы видим, что население с доходами от 100 до 300 р. оплачивает ЖКУ в пределах 18% от совокупного дохода; от 300 до 450 р. — 0,5 % от минимальной заработной платы (в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»); от 450 до 950 р. — вновь 18 %; остальное население с доходами более 950 р. может оплачивать полную стоимость потребляемых ими услуг ЖКХ, так как для них эта величина значительно ниже установленной доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе. Рассматривая нынешнюю структуру дотаций из бюджета необходимо отметить, что помимо разницы в тарифах за услуги ЖКХ, отпускаемые населению предприятиями, зачастую компенсировались убытки, возникающие от нерадивой хозяйственно-финансовой деятельности (хронические неплатежи низкодоходных и неблагополучных семей, расходы на эксплуатацию пустующего по вине городской администрации жилья, расходы по ликвидации аварийных и непредвиденных обстоятельств), а также льготы, предоставляемые населению по оплате жилья и коммунальных услуг. В современных рыночных условиях хозяйствования ликвидация дотирования тарифов для населения и бесхозяйственности совершенно справедлива. Организационно-правовые и экономические механизмы, необходимые для реализации этой задачи включают: образование новых структур по управлению жилищным фондом; формирование договорных отношений на предоставление и потребление ЖКУ; создание конкурентной среды в сфере производства услуг ЖКХ, переход на конкурсный отбор подрядчиков в этом секторе городской экономики и др. При этом предполагается, что величина дотаций на начальном этапе переходного периода {ВС, см. рис. 11.1), составляющая в структуре источников доходов ЖКХ в среднем по России около 20%, в ходе поэтапного перехода населения к полной оплате услуг ЖКХ на конечном этапе реформ должна быть сведена к нулю (величина В'С' = 0, см. рис. 11.1). Для этого уже в период активного реформирования системы оплаты ЖКУ необходимо скорректировать подходы к оплате жилья и коммунальных услуг населением, принятые на начальном этапе реформы. Критерием оценки платежеспособной возможности населения должен служить исключительно федеральный стандарт доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. Федеральный стандарт уровня оплаты ЖКУ от затрат необходимо использовать только для межбюджетных отношений в ходе определения величины трансфертов регионам из Федерального фонда финансовой поддержки регионов. При реализации такого подхода дотации предприятиям ЖКХ ликвидируются полностью как институт финансовых отношений. В то же время появляются дополнительные затраты бюджета по предоставлению субсидий нуждающимся гражданам (область DEFG) и дополнительно собранные финансовые средства с населения (область DGHJ на рис. 11.2). Безусловно, потребуется слаженная работа служб жилищных субсидий, администрации и предприятий ЖКХ по реализации нового экономического механизма в сфере производства, потребления и оплаты услуг ЖКХ на основе взаимной выгоды, обязательств и ответственности сторон. Но главное в том, что это обеспечит заявительный порядок расходования бюджетных средств через программу жилищных субсидий, повысит качество жилищно-коммунального обслуживания населения. Что касается льгот, то эта проблема будет решаться путем изменения механизма их предоставления. Льготы будут подразделены на категории: федеральные, государственные субъектов Федерации и муниципальные. Прекратится практика обращений за предоставлением льгот в жилищные организации (ЖЭК), которая отомрет вместе с этими архаичными структурами эпохи административных методов управления в жилищной сфере. На их смену приходят компании по управлению жильем, товарищества собственников жилья. Впредь все категории населения будут рассчитываться за потребляемые услуги ЖКХ с домовладельцами и коммунальными организациями в полном размере без учета льгот. Льготы гражданам будут предоставляться в зависимости от категории льготников по месту работы или в организациях социальной защиты на местах соответственно за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов. Поэтому, хотя в структуре источников доходов на конечном этапе переходного периода (2003 г.) величина CF = 0 (см. рис. 11.1), тем не менее опосредованно в муниципальном бюджете средства для предоставления льгот населению будут предусмотрены по другой (социальной) статье расходов и в значительно меньшем количестве.
Контрольные вопросы и задания 1. Каковы основные направления Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства? 2. Назовите федеральный стандарт социальной нормы жилья. 3. Каковы основные положения новой государственной ценовой политики в жилищно-коммунальном хозяйстве? 4. Поясните диаграмму изменения доходов предприятий городского хозяйства в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ. 5. Ознакомьтесь с методикой расчета величины компенсаций (субсидий) на оплату ЖКУ населением и выполните самостоятельно один из вариантов заданий, представленных в приложении.
Глава 12 ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
12.1. Нормативно-правовая база энергоресурсосбережения жилищно-коммунального хозяйства
К числу первоочередных задач, предусмотренных Концепцией реформирования ЖКХ, следует отнести проблему нормативно-правовой базы энергоресурсосбережения. Федеральными органами власти создан необходимый нормативно-правовой фундамент энергоресурсосбережения, позволяющий на местах осуществлять последовательную политику в этом направлении. Его основу составляют Постановления Правительства Российской Федерации «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, организациями бюджетной сферы», «О Федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998 — 2005 гг.» с подпрограммой «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве». В развитие положений этих документов, руководствуясь Концепцией реформы ЖКХ, Госстроем России разработаны «Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации», одобренные Правительственной комиссией по реформированию ЖКХ в качестве методологической основы для разработки региональных программ энергоресурсосбережения. Внесены изменения в СНиП Н-З —79 «Строительная теплотехника», устанавливающие три уровня теплозащиты зданий в зависимости от нормируемых значений термического сопротивления наружных стен. На первом этапе оно повысилось в 1,5—1,7 раза, с 2000 г. осуществляется постепенный переход к слоистым конструкциям разных типов с эффективным теплоизолирующим слоем и повышением термического сопротивления ограждающих конструкций зданий до 2,5 — 3,5 раз в сравнении с ранее построенными. Реализация новых требований строительных норм и правил даст возможность в определенной мере приблизить требования к теплозащите строящихся и реконструируемых зданий к нормам европейских стран. В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы энергоресурсосбережения по направлениям: переход к эффективным энергосберегающим архитектурно-строительным системам и инженерному оборудованию как при новом жилищном и коммунальном строительстве, так и при их эксплуатации, реконструкции и модернизации; создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения; совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение; внедрение приборного учета и регулирования потребления тепла и воды, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов. Реализация программы «Энергосбережение в ЖКХ» должна была дать экономию ресурсов за 1998 — 2005 гг. в 95 — 110 т условного топлива и обеспечить снижение бюджетных затрат в ЖКХ на 12—13 млрд р. в год.
12.2. Энергосбережение в жилищной сфере
Потери тепла в зданиях. Основные потери тепла в здании приходятся на стены и окна. (Пример составляющих потерь тепла зданием первой массовой серии, %: стены — 32; окна — 24; воздухообмен — 11; фундамент — 6; крыша — 27). Отметим, что только за счет утепления ограждающих конструкций, модернизации оконных и дверных заполнений, систем нентиляции контроля и подачи тепла можно уменьшить энергопотребление в жилищном фонде на 40 %, что адекватно экономии до 15 % всей вырабатываемой в стране энергии. Поэтому вопросы определения физического и морального износа зданий и их паспортизация должны быть включены в муниципальные программы энергоресурсосбережения. В этих программах должны быть отражены: проведение комплекса исследований (энергоаудита) по определению состояния элементов конструкций зданий, теплотехнических характеристик ограждающих конструкций, элементов перекрытий чердаков и подвалов, систем вентиляции и отопления, инженерного оборудования; реализация мероприятий по утеплению ограждающих конструкций с использованием жестких плит и гибких матов, перекрытий чердаков и подвалов, установке узлов учета, реконструкции инженерного оборудования и теплозащиты здания путем устранения промерзаний и утепления стыков, крыш, лестничных клеток, утепления наружных стеновых панелей методом напыления пенополиуретана и асбоминваты, повышения этажности и устройства мансардных этажей, перепланировки зданий за счет пристройки к зданиям дополнительных пролетов и увеличения ширины корпуса или устройства эркеров; реализация предложений по изменению функционального назначения первых этажей зданий, переоборудованию их для размещения предприятий бытового назначения, малого бизнеса с целью повышения экономической привлекательности домовладения и улучшения условий проживания населения; обоснование решения по улучшению архитектурной и градостроительной планировки микрорайонов с учетом возможного увеличения плотности их застройки, улучшения архитектурной выразительности зданий и окружающей среды, создание энергоэффективных зон. Такие элементарные меры, как установка пообъектных и по-квартирных приборов по учету потребляемой горячей и холодной воды, газа позволяют значительно сократить потребление тепловой энергии. Опыт стран Западной Европы показывает, что такие мероприятия позволяют экономить до 20 % энергоресурсов, потребляемых на отопление. Экономии тепловой энергии также может способствовать установка индивидуальных тепловых пунктов и котельных, установленных на крыше, что значительно сократит потери тепловой энергии в теплосетях. В процессе эксплуатации инженерные сети зданий (отопление, горячее и холодное водоснабжение) вследствие отложений на их внутренних поверхностях значительно снижают свою пропускную способность (до 80 — 90 %), а в ряде случаев полностью зарастают. Это приводит к необходимости преждевременной замены стояков и радиаторов отопления, увеличению мощности насосного оборудования, труб горячего и холодного водоснабжения, что связано с большими материальными и трудовыми затратами. Разработаны и апробированы методы удаления отложений эксплуатируемых инженерных сетей зданий как альтернатива их замене, например: электрогидроимпульсная очистка, принцип действия которой основан на использовании энергии электрического разряда в жидкости; ударная волна и гидродинамические потоки, образующиеся при микросекундном разряде в воде, разрушают накипь и от-; ложения на стенках труб, не повреждая трубу; гидрохимическая промывка с помощью композиций на основе комплексона и специальной аппаратуры (дает большой эффект прочистки систем отопления зданий). Указанные методы широко используются в городах Урала, Центральной России и др. Такие мероприятия включены в программы энергоресурсосбережения Москвы, Приозерска, Нового Уренгоя, Озерска и других городов, они могут быть рекомендованы практически для всех регионов России. Энергетический паспорт энергообъекта и здания. Для практической реализации энергосбережения в жилищно-коммунальном секторе необходимо оформление энергетического паспорта здания и энергообъекта, объединяющего три ключевых аспекта достижения энергетической эффективности: доказательство соответствия здания (объекта) нормативным проектным требованиям; контроль энергоэффективности в процессе строительства, реконструкции и эксплуатации; поощрение владельцев и пользователей объектов ЖКХ к энергетической эффективности. Энергетический паспорт здания должен включать: исходные данные о типе здания, времени и месте его постройки; данные об объемно-планировочных решениях (количество квартир, нежилых помещений, этажность), данные о конструкциях наружных ограждений и данные о системах отопления, вентиляции и др.; теплотехнические и энергетические данные о здании, получаемые при проектировании, включающие данные о теплозащите здания, результаты расчетов энергетических параметров, проверки соответствия проектных данных нормативным требованиям; теплотехнические и энергетические данные о здании, получаемые после его возведения, включая отклонения от проекта, экспериментальные данные о фактических теплозащите и энергопотреблении; данные о фактически нормализованных параметрах и сопо-I гавлении их с нормативными, включающими результаты испы-i,iпий энергопотребления и теплозащиты здания после годового периода его эксплуатации и полученные на их основе обобщенные теплотехнические и энергетические параметры, а также при-«поение зданию категории (по) энергетической эффективности. Энергетический паспорт должен базироваться в отличие от i радиционного подхода к расчету теплозащиты здания на приведенном коэффициенте теплопередачи здания, учитывающем все тепловые потери наружных ограждающих конструкций. При оценке шергопотребления здания в натурных условиях учитываются не голько расходы тепла, подаваемого в здание системой отопления, но и другие источники энергии, выделяющие тепло внутри мания: горячее водоснабжение, электрические осветительные и бытовые приборы, газовые плиты. Введенный в паспорт универ-I бальный удельный показатель расхода энергии на отопление здания, оценивающий количество теплоты на 1 м2 отапливаемой площади и на 1 °С в сутки, позволяет сопоставить энергетическую эффективность зданий в разных климатических зонах. Неотъемлемой частью энергетического паспорта жилого дома должна быть п-рмограмма здания. Наличие энергетического паспорта делает энергетическую эффективность здания одной из определяющих характеристик на рынке недвижимости. Он дает потенциальным покупателям и жильцам конкретную информацию о том, насколько выгоднее проживание в энергоэффективном здании. Поскольку частное владение недвижимостью становится распространенным, а цены на жилье меняются, российский потребитель будет иметь возможность принимать более продуманные решения о приобретении на основе как проектного уровня энергопотребления, так и фактического использования энергии. Более энергоэффективным зданиям будет отдаваться предпочтение по сравнению с менее энергоэффективными, проживание в которых приводит к большим коммунальным платежам. Следовательно, энергетический паспорт будет обеспечивать действие экономического механизма стимулирования энергосбережения и давать возможность для объективной оценки стоимости недвижимости на рынке жилья. Для коммунального энергообъекта должны предусматриваться параметры, характеризующие его энергетическую эффективность по аналогии с жилыми зданиями. Информация, приведенная в энергетическом паспорте, в большей степени необходима местным властям и эксплуатирующим предприятиям для принятия соответствующих решений по ценообразованию, а также по их дальнейшему развитию или ликвидации.
12.3. Энергосбережение в коммунальной сфере
Основными направлениями энергоресурсосбережения в коммунальной сфере являются следующие: 1) на стадии производства энергии и воды: наличие энергетических паспортов на каждый энергоисточник с четкими показателями расхода энергии для собственных нужд и технологические потери энергоносителей при их транспорте и преобразовании; необходимость определения субъекта собственности энергоисточников, работающих на жилищную и социальную сферу, после приватизации градообразующих предприятий; понижение энергоемкости источников ресурсов и повышение их эффективности; всемерная поддержка создания и работы независимых энергоисточников в целях формирования конкурентной среды; развитие нетрадиционной и «малой» энергетики; децентрализация теплоснабжения, в частности в увязке с газификацией населенных пунктов; 2) на стадии транспортировки и преобразования энергии: максимально возможное приближение потребителя к производителю энергии; новые технологии передачи и преобразования энергии; оптимизация схем транспортировки, в особенности систем теплоснабжения городов; современный контроль и управление процессом транспортировки; 3) на стадии потребления: приборный учет, эффективные схемы учета и расчетов за потребленные энергоресурсы; регулирование потребления энергоресурсов, в первую очередь тепла; повышение эффективности использования потребленных энергоресурсов посредством архитектурно-планировочных решений, применения современных материалов и технологий при строительстве, реконструкции (модернизации) в соответствии с новыми требованиями строительных норм и правил; пропаганда энергосбережения и просвещение населения; 4) с финансовой стороны энергосберегающие мероприятия подразделяют на мало-, средне- и высокозатратные; 5) малозатратные мероприятия: оптимизация процессов горения на котлах и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств авгоматики и контроля; оптимизация водоподготовки; очистка тепломеханического оборудования и систем отопления; режимно-наладочные работы в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий; 6) среднезатратные мероприятия: внедрение приборов учета и регулирования потребления тепла, воды, газа и других энергоресурсов, в том числе пофасадное р<аудирование систем отопления; установка ремонтных комплектов для санитарно-технических устройств в квартирах жилых домов; замена наиболее изношенных участков тепловых сетей на современные (заводского изготовления) теплопроводы, в том числе с пенополиуретановой изоляцией; реконструкция тепловых пунктов с применением энергоэффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей); приобретение и внедрение аппаратуры контроля и диагностики| состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения; внедрение энергоэкономичных ламп; 7) высокозатратные мероприятия: установка на вводах систем теплоснабжения общественных зданий (школ и т.п.) программных регуляторов отпуска тепла, снижающих температуру в помещениях в нерабочее время (ночные часы, выходные дни); замена центральных тепловых пунктов на индивидуальные в блок-модульном исполнении; внедрение децентрализованного теплоснабжения при дефиците установленной тепловой мощности источников тепловой энергии и пропускной способности тепловых сетей; использование нетрадиционных источников энергии (тепловые насосы, биогаз, солнечная энергия, геотермальные воды, ветровая энергия и т.п.).
12.4. Энергоаудит в коммунальной сфере
Известно, что контроль является неотъемлемой функцией менеджмента. Профессиональный подход к контрольной деятельности реализуется в концепции аудита — процесса получения и оценки (контроля) объективных данных в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающего уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. По уровню полноты аудит подразделяют на функциональный, комплексный, системный. Функциональный аудит — определяется разделением труда аудиторов по функциям производства и управления (бухгалтерский, финансовый, делопроизводство, экология и др.). Комплексный аудит — характеризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации (производства и управления совместно и др.). Системный аудит — более глубокий по сравнению с комплексным аудитом контроль организации путем учета взаимного влияния каждого функционального аудита, аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой. По направлению аудит организации делят на технологический, экономический, правовой, социальный, организационный. Технологический аудит (ТА) — контроль профессионального уровня и текущего состояния техники и технологии, используемых объектом аудита. Экономический аудит (ЭА) — контроль соблюдения экономических норм, правил, расчетов и отчетности. Аудит бухгалтерского учета является его составной частью. Организационный аудит {OA) — контроль функционирования процесса управления или реорганизации компаний на основе принятых норм, законов и принципов организации как процесса. Правовой аудит (ПА) — контроль выполнения международных, государственных и местных законодательных актов и положений, а также внутренних для организации уставных документов и распоряжений руководителя. Социальный аудит (СА) — контроль соблюдения социальных норм, правил и расчетов, связанных с деятельностью коллективов в организации, выполнения психофизических рекомендаций при назначении работников на должность, соблюдения требований эргономики. Отметим, что организационный аудит является связующим звеном всех видов аудита. Энерготеплоаудит в коммунальной сфере состоит из следующих видов контроля: технологический аудит (ТА) — контроль и проверка состояния технологии и средств производства тепла, энергии и воды (см. стадии производства и потребления энергии и воды, начало этого раздела); экономический аудит — экономический анализ с целью контроля технологического цикла от сжигания топлива до поддержания у потребителей оплачиваемого режима теплоснабжения; правовой аудит — контроль за соблюдением законодательства РФ, условий договоров и уставных документов предприятий коммунальной сферы; социальный аудит — контроль за соблюдением условий коллективного договора в части информирования работников по заявленным сторонам деятельности организации и социально-бытовым вопросам.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |