Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приведем краткую характеристику указанных факторов. 5 страница




2. Бюджетные организации федерального значения (учрежде­ния Минобороны России, МВД России, Минюст России и дру­гие федеральные органы), финансирование коммунальных расхо­дов которых осуществляется из федерального бюджета.

Как показывает опыт последних лет, расчеты за потребленные этими учреждениями и организациями коммунальные ресурсы зависят от многих факторов, количество которых множится по мере прохождения средств из федерального центра к конкретной организации ЖКХ. Кроме того, в условиях тотального неисполне­ния договорных обязательств традиционно сохраняется остаточ­ный принцип финансирования министерствами и ведомствами потребляемых подведомственными организациями ЖКУ.

Возможность взаимозачета здесь более затруднена, так как за­действованы федеральные финансовые органы, и по этой причи­не долги этих организаций, по существу, являются невозвратны­ми уже на протяжении многих лет. Во многих случаях эти долги являются причиной возбуждения дел о несостоятельности и банк­ротстве коммунальных предприятий на местах.

Таким образом, рассматривая платежи организаций в качестве одного из источников функционирования предприятий ЖКХ, следует констатировать, что в условиях переходной экономики, когда еще продолжают действовать административные механиз­мы управления хозяйственно-финансовой деятельностью, про­мышленная группа потребителей создает много финансовых про­блем для коммунальных предприятий и муниципальных властей по обеспечению устойчивого функционирования систем инже­нерной инфраструктуры городов и населенных пунктов. Причи­на этого — недостаточно полное правовое обеспечение регулиро­вания хозяйственно-финансовых, договорных, претензионно-ис-ковых, судебных и других правоотношений в сфере производства и потребления услуг ЖКХ.

Объемы потребляемых этими потребителями коммунальных услуг, по всей видимости, будут сохраняться устойчивыми еще долго. В рамках рассматриваемой нами модели с учетом принятых допущений, а также изменения количества организаций в каж­дой из подгрупп (уменьшения числа крупных потребителей и уве­личения числа предприятий малого бизнеса), частичной коммер­циализации бюджетной сферы (здравоохранения, образования), и усиления роли учета потребляемых ресурсов, использования аль­тернативных источников ресурсоснабжения объем финансирова­ния на конечном этапе рассматриваемого периода (2003 г.), ОД при построении диаграммы принимается равным OA (см. рис. 11.1).

Более того, необходимо отметить, что проводимое упорядоче­ние законодательной базы и организационно-экономических ме­ханизмов взаимоотношений в сфере производства и потребления ЖКУ позволит к концу рассматриваемого периода повысить дис­циплину исполнения договорных отношений по поставке потре­бителям коммунальных услуг, в том числе по их оплате «живыми деньгами» в установленных объемах и в установленные сроки.

В перспективе настанет время, когда судебный иск коммуналь­ного предприятия к местной администрации за неисполнение договорных обязательств по финансированию поставленных ком­мунальных услуг для льготных и бюджетных потребителей и поло­жительное решение суда по данному вопросу не будут заканчи­ваться решением администрации о расформировании коммуналь­ного предприятия.

Платежи населения. Хотя доля оплаты потребляемых населени­ем услуг ЖКХ в рассматриваемый период (1996 г.) составляла око­ло 20 % от затрат на их производство с учетом предоставленных населению льгот, эта составляющая функционирования жилищ­но-коммунальной сферы продолжала оставаться наиболее устой­чивым источником финансирования производителей ЖКУ. Соби­раемость платежей за жилье и коммунальные услуги от населения составляет -80 % (и это в условиях, когда жилищно-коммунальное обслуживание не всегда удовлетворяет предъявляемым параметрам качества, а правовая база взаимоотношений между населением и организациями, осуществляющими жилищно-коммунальное обслу­живание, только формируется в виде договоров найма, договоров технического обслуживания жилья, а в отдельных регионах и дого­воров на поставку коммунальных услуг).

В соответствии с действующими нормативно-правовыми акта­ми осуществляется поэтапное повышение уровня оплаты населе­нием жилья и коммунальных услуг по годам переходного периода: 1997 г. - 35 % от затрат, 1998 г. - 50, 1999 г. - 60, 2000 г. - 70 2001 г. - 80, 2002 г. - 90 %. В 2003 г. - переход к полной оплате населением издержек по производству жилищно-коммунальных услуг с учетом капитального ремонта и без учета страхования жилья. В то же время, как отмечалось, в рамках реформы ЖКХ должны осуществляться мероприятия организационно-правового и техни­ческого характера, направленные на снижение затрат предприя­тий, производящих услуги ЖКХ, и создаваться механизмы соци­альной защиты населения при введении новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, величина платежей населения в доходах ЖКХ, составляющая на начальном этапе рассматриваемого периода (FE на рис. 11.1) около 20%, трансформируется на конечном этапе реформ в полную оплату гражданами (за исключением малоиму­щих категорий населения) потребляемых ЖКУ. При этом меняет­ся и уровень социальной защиты населения. Если на начальном этапе уровень субсидируемого населения составляет на диаграмме около 1 % (величина BJ), то при переходе на 100%-ю оплату услуг ЖКХ населением субсидии должны будут получать около 25 % населения (величина EJ), проживающего в государственном и муниципальном жилищном фонде.

 

 

Доходы населения по группам, р.

11------- 1----- 1------------ 1----------- 1--------------- 1-------------------------- 1___________ I__________ I__________ |___________ |________ ^

0,2 3,2 10,2 18,7 28,7 49,2 58,2 71,3 80,3 90,5 95,2 100 Население по группам, %

Рис. 11.2. Платежеспособность населения за ЖКУ:

/ — субсидии населению на оплату ЖКУ; 2 — фактическая оплата ЖКУ населе­нием; 3 — доходы на оплату ЖКУ

 

 

На рис. 11.2 в качестве примера представлен график платеже­способной возможности населения за жилье и коммунальные ус­луги [17].

 

11.5. Дотации и льготы населению

 

Одной из задач реформы ЖКХ является ликвидация механиз­ма прямого бюджетного дотирования предприятий ЖКХ, как од­ной из самых неэффективных форм финансирования, и перехода к адресной социальной защите населения через программу жи­лищных субсидий.

Для наглядности восприятия вернемся к графику платежеспо­собности. При установленном федеральным стандартом уровне оплаты услуг населением в размере 50 % величина дотаций ЖКХ будет обозначена на рис. 11.2 прямоугольником EFHJ. Бюджет до­тирует и малоимущее население (область ABCDE) и граждан с высокими доходами (область DGHJ).

Обращаясь к рис. 11.2, мы видим, что население с доходами от 100 до 300 р. оплачивает ЖКУ в пределах 18% от совокупного дохода; от 300 до 450 р. — 0,5 % от минимальной заработной платы (в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»); от 450 до 950 р. — вновь 18 %; остальное население с доходами более 950 р. может оплачивать пол­ную стоимость потребляемых ими услуг ЖКХ, так как для них эта величина значительно ниже установленной доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе.

Рассматривая нынешнюю структуру дотаций из бюджета необ­ходимо отметить, что помимо разницы в тарифах за услуги ЖКХ, отпускаемые населению предприятиями, зачастую компенсиро­вались убытки, возникающие от нерадивой хозяйственно-финан­совой деятельности (хронические неплатежи низкодоходных и не­благополучных семей, расходы на эксплуатацию пустующего по вине городской администрации жилья, расходы по ликвидации аварийных и непредвиденных обстоятельств), а также льготы, предоставляемые населению по оплате жилья и коммунальных услуг.

В современных рыночных условиях хозяйствования ликвидация дотирования тарифов для населения и бесхозяйственности совер­шенно справедлива. Организационно-правовые и экономические механизмы, необходимые для реализации этой задачи включают:

образование новых структур по управлению жилищным фон­дом;

формирование договорных отношений на предоставление и потребление ЖКУ;

создание конкурентной среды в сфере производства услуг ЖКХ, переход на конкурсный отбор подрядчиков в этом секторе город­ской экономики и др.

При этом предполагается, что величина дотаций на начальном этапе переходного периода {ВС, см. рис. 11.1), составляющая в структуре источников доходов ЖКХ в среднем по России около 20%, в ходе поэтапного перехода населения к полной оплате ус­луг ЖКХ на конечном этапе реформ должна быть сведена к нулю (величина В'С' = 0, см. рис. 11.1).

Для этого уже в период активного реформирования системы оплаты ЖКУ необходимо скорректировать подходы к оплате жи­лья и коммунальных услуг населением, принятые на начальном этапе реформы. Критерием оценки платежеспособной возможно­сти населения должен служить исключительно федеральный стан­дарт доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в сово­купном доходе семьи. Федеральный стандарт уровня оплаты ЖКУ от затрат необходимо использовать только для межбюджетных от­ношений в ходе определения величины трансфертов регионам из Федерального фонда финансовой поддержки регионов. При реа­лизации такого подхода дотации предприятиям ЖКХ ликвидиру­ются полностью как институт финансовых отношений.

В то же время появляются дополнительные затраты бюджета по предоставлению субсидий нуждающимся гражданам (область DEFG) и дополнительно собранные финансовые средства с насе­ления (область DGHJ на рис. 11.2). Безусловно, потребуется сла­женная работа служб жилищных субсидий, администрации и пред­приятий ЖКХ по реализации нового экономического механизма в сфере производства, потребления и оплаты услуг ЖКХ на осно­ве взаимной выгоды, обязательств и ответственности сторон. Но главное в том, что это обеспечит заявительный порядок расходо­вания бюджетных средств через программу жилищных субсидий, повысит качество жилищно-коммунального обслуживания насе­ления.

Что касается льгот, то эта проблема будет решаться путем из­менения механизма их предоставления. Льготы будут подразделе­ны на категории: федеральные, государственные субъектов Феде­рации и муниципальные. Прекратится практика обращений за предоставлением льгот в жилищные организации (ЖЭК), кото­рая отомрет вместе с этими архаичными структурами эпохи ад­министративных методов управления в жилищной сфере. На их смену приходят компании по управлению жильем, товарищества собственников жилья.

Впредь все категории населения будут рассчитываться за по­требляемые услуги ЖКХ с домовладельцами и коммунальными организациями в полном размере без учета льгот.

Льготы гражданам будут предоставляться в зависимости от ка­тегории льготников по месту работы или в организациях соци­альной защиты на местах соответственно за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов. Поэтому, хотя в структуре источников доходов на конечном этапе переходного периода (2003 г.) величина CF = 0 (см. рис. 11.1), тем не менее опосредованно в муниципальном бюджете средства для предо­ставления льгот населению будут предусмотрены по другой (со­циальной) статье расходов и в значительно меньшем количестве.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные направления Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства?

2. Назовите федеральный стандарт социальной нормы жилья.

3. Каковы основные положения новой государственной ценовой по­литики в жилищно-коммунальном хозяйстве?

4. Поясните диаграмму изменения доходов предприятий городского хозяйства в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ.

5. Ознакомьтесь с методикой расчета величины компенсаций (субси­дий) на оплату ЖКУ населением и выполните самостоятельно один из вариантов заданий, представленных в приложении.

 

 

Глава 12

ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

12.1. Нормативно-правовая база энергоресурсосбережения жилищно-коммунального

хозяйства

 

К числу первоочередных задач, предусмотренных Концепцией реформирования ЖКХ, следует отнести проблему нормативно-правовой базы энергоресурсосбережения.

Федеральными органами власти создан необходимый норма­тивно-правовой фундамент энергоресурсосбережения, позволя­ющий на местах осуществлять последовательную политику в этом направлении. Его основу составляют Постановления Правитель­ства Российской Федерации «О повышении эффективности ис­пользования энергетических ресурсов и воды предприятиями, организациями бюджетной сферы», «О Федеральной целевой про­грамме "Энергосбережение России" на 1998 — 2005 гг.» с под­программой «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хо­зяйстве».

В развитие положений этих документов, руководствуясь Кон­цепцией реформы ЖКХ, Госстроем России разработаны «Основ­ные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищ­но-коммунальном хозяйстве Российской Федерации», одобрен­ные Правительственной комиссией по реформированию ЖКХ в качестве методологической основы для разработки региональных программ энергоресурсосбережения. Внесены изменения в СНиП Н-З —79 «Строительная теплотехника», устанавливающие три уров­ня теплозащиты зданий в зависимости от нормируемых значений термического сопротивления наружных стен. На первом этапе оно повысилось в 1,5—1,7 раза, с 2000 г. осуществляется постепенный переход к слоистым конструкциям разных типов с эффективным теплоизолирующим слоем и повышением термического сопротив­ления ограждающих конструкций зданий до 2,5 — 3,5 раз в сравне­нии с ранее построенными. Реализация новых требований строи­тельных норм и правил даст возможность в определенной мере приблизить требования к теплозащите строящихся и реконструи­руемых зданий к нормам европейских стран.

В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы энергоресурсосбереже­ния по направлениям:

переход к эффективным энергосберегающим архитектурно-строи­тельным системам и инженерному оборудованию как при новом жилищном и коммунальном строительстве, так и при их эксплуа­тации, реконструкции и модернизации;

создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения;

совершенствование систем тарифов, стандартизации, серти­фикации и метрологии, направленных на энергоресурсосбереже­ние;

внедрение приборного учета и регулирования потребления тепла и воды, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов.

Реализация программы «Энергосбережение в ЖКХ» должна была дать экономию ресурсов за 1998 — 2005 гг. в 95 — 110 т услов­ного топлива и обеспечить снижение бюджетных затрат в ЖКХ на 12—13 млрд р. в год.

 

12.2. Энергосбережение в жилищной сфере

 

Потери тепла в зданиях. Основные потери тепла в здании при­ходятся на стены и окна. (Пример составляющих потерь тепла зда­нием первой массовой серии, %: стены — 32; окна — 24; воздухо­обмен — 11; фундамент — 6; крыша — 27).

Отметим, что только за счет утепления ограждающих конст­рукций, модернизации оконных и дверных заполнений, систем нентиляции контроля и подачи тепла можно уменьшить энерго­потребление в жилищном фонде на 40 %, что адекватно эконо­мии до 15 % всей вырабатываемой в стране энергии.

Поэтому вопросы определения физического и морального из­носа зданий и их паспортизация должны быть включены в муни­ципальные программы энергоресурсосбережения. В этих програм­мах должны быть отражены:

проведение комплекса исследований (энергоаудита) по опре­делению состояния элементов конструкций зданий, теплотехни­ческих характеристик ограждающих конструкций, элементов пе­рекрытий чердаков и подвалов, систем вентиляции и отопления, инженерного оборудования;

реализация мероприятий по утеплению ограждающих конст­рукций с использованием жестких плит и гибких матов, перекры­тий чердаков и подвалов, установке узлов учета, реконструкции инженерного оборудования и теплозащиты здания путем устра­нения промерзаний и утепления стыков, крыш, лестничных кле­ток, утепления наружных стеновых панелей методом напыле­ния пенополиуретана и асбоминваты, повышения этажности и устройства мансардных этажей, перепланировки зданий за счет пристройки к зданиям дополнительных пролетов и увеличения ширины корпуса или устройства эркеров; реализация предложе­ний по изменению функционального назначения первых этажей зданий, переоборудованию их для размещения предприятий бы­тового назначения, малого бизнеса с целью повышения экономической привлекательности домовладения и улучшения условий проживания населения;

обоснование решения по улучшению архитектурной и градо­строительной планировки микрорайонов с учетом возможного увеличения плотности их застройки, улучшения архитектурной выразительности зданий и окружающей среды, создание энерго­эффективных зон.

Такие элементарные меры, как установка пообъектных и по-квартирных приборов по учету потребляемой горячей и холодной воды, газа позволяют значительно сократить потребление тепло­вой энергии. Опыт стран Западной Европы показывает, что такие мероприятия позволяют экономить до 20 % энергоресурсов, по­требляемых на отопление.

Экономии тепловой энергии также может способствовать уста­новка индивидуальных тепловых пунктов и котельных, установ­ленных на крыше, что значительно сократит потери тепловой энергии в теплосетях.

В процессе эксплуатации инженерные сети зданий (отопле­ние, горячее и холодное водоснабжение) вследствие отложений на их внутренних поверхностях значительно снижают свою про­пускную способность (до 80 — 90 %), а в ряде случаев полностью зарастают. Это приводит к необходимости преждевременной за­мены стояков и радиаторов отопления, увеличению мощности насосного оборудования, труб горячего и холодного водоснаб­жения, что связано с большими материальными и трудовыми затратами.

Разработаны и апробированы методы удаления отложений эк­сплуатируемых инженерных сетей зданий как альтернатива их за­мене, например:

электрогидроимпульсная очистка, принцип действия которой основан на использовании энергии электрического разряда в жид­кости; ударная волна и гидродинамические потоки, образующие­ся при микросекундном разряде в воде, разрушают накипь и от-; ложения на стенках труб, не повреждая трубу;

гидрохимическая промывка с помощью композиций на основе комплексона и специальной аппаратуры (дает большой эффект прочистки систем отопления зданий).

Указанные методы широко используются в городах Урала, Центральной России и др.

Такие мероприятия включены в программы энергоресурсо­сбережения Москвы, Приозерска, Нового Уренгоя, Озерска и дру­гих городов, они могут быть рекомендованы практически для всех регионов России.

Энергетический паспорт энергообъекта и здания. Для практи­ческой реализации энергосбережения в жилищно-коммунальном секторе необходимо оформление энергетического паспорта зда­ния и энергообъекта, объединяющего три ключевых аспекта дости­жения энергетической эффективности:

доказательство соответствия здания (объекта) нормативным проектным требованиям;

контроль энергоэффективности в процессе строительства, ре­конструкции и эксплуатации;

поощрение владельцев и пользователей объектов ЖКХ к энер­гетической эффективности.

Энергетический паспорт здания должен включать:

исходные данные о типе здания, времени и месте его построй­ки; данные об объемно-планировочных решениях (количество квартир, нежилых помещений, этажность), данные о конструк­циях наружных ограждений и данные о системах отопления, вен­тиляции и др.;

теплотехнические и энергетические данные о здании, получа­емые при проектировании, включающие данные о теплозащите здания, результаты расчетов энергетических параметров, провер­ки соответствия проектных данных нормативным требованиям;

теплотехнические и энергетические данные о здании, получа­емые после его возведения, включая отклонения от проекта, экс­периментальные данные о фактических теплозащите и энергопо­треблении;

данные о фактически нормализованных параметрах и сопо-I гавлении их с нормативными, включающими результаты испы-i,iпий энергопотребления и теплозащиты здания после годового периода его эксплуатации и полученные на их основе обобщен­ные теплотехнические и энергетические параметры, а также при-«поение зданию категории (по) энергетической эффективности.

Энергетический паспорт должен базироваться в отличие от i радиционного подхода к расчету теплозащиты здания на приве­денном коэффициенте теплопередачи здания, учитывающем все тепловые потери наружных ограждающих конструкций. При оценке шергопотребления здания в натурных условиях учитываются не голько расходы тепла, подаваемого в здание системой отопле­ния, но и другие источники энергии, выделяющие тепло внутри мания: горячее водоснабжение, электрические осветительные и бытовые приборы, газовые плиты. Введенный в паспорт универ-I бальный удельный показатель расхода энергии на отопление зда­ния, оценивающий количество теплоты на 1 м2 отапливаемой площади и на 1 °С в сутки, позволяет сопоставить энергетическую эффективность зданий в разных климатических зонах. Неотъемле­мой частью энергетического паспорта жилого дома должна быть п-рмограмма здания.

Наличие энергетического паспорта делает энергетическую эф­фективность здания одной из определяющих характеристик на рынке недвижимости. Он дает потенциальным покупателям и жильцам конкретную информацию о том, насколько выгоднее проживание в энергоэффективном здании. Поскольку частное владение недвижимостью становится распространенным, а цены на жилье меняются, российский потребитель будет иметь воз­можность принимать более продуманные решения о приобре­тении на основе как проектного уровня энергопотребления, так и фактического использования энергии. Более энергоэффектив­ным зданиям будет отдаваться предпочтение по сравнению с менее энергоэффективными, проживание в которых приводит к большим коммунальным платежам. Следовательно, энергети­ческий паспорт будет обеспечивать действие экономического механизма стимулирования энергосбережения и давать возмож­ность для объективной оценки стоимости недвижимости на рынке жилья.

Для коммунального энергообъекта должны предусматриваться параметры, характеризующие его энергетическую эффективность по аналогии с жилыми зданиями. Информация, приведенная в энергетическом паспорте, в большей степени необходима мест­ным властям и эксплуатирующим предприятиям для принятия соответствующих решений по ценообразованию, а также по их дальнейшему развитию или ликвидации.

 

 

12.3. Энергосбережение в коммунальной сфере

 

Основными направлениями энергоресурсосбережения в ком­мунальной сфере являются следующие:

1) на стадии производства энергии и воды:

наличие энергетических паспортов на каждый энергоисточник с четкими показателями расхода энергии для собственных нужд и технологические потери энергоносителей при их транспорте и преобразовании;

необходимость определения субъекта собственности энергоис­точников, работающих на жилищную и социальную сферу, после приватизации градообразующих предприятий;

понижение энергоемкости источников ресурсов и повышение их эффективности;

всемерная поддержка создания и работы независимых энерго­источников в целях формирования конкурентной среды;

развитие нетрадиционной и «малой» энергетики;

децентрализация теплоснабжения, в частности в увязке с га­зификацией населенных пунктов;

2) на стадии транспортировки и преобразования энергии:

максимально возможное приближение потребителя к произво­дителю энергии;

новые технологии передачи и преобразования энергии;

оптимизация схем транспортировки, в особенности систем теп­лоснабжения городов;

современный контроль и управление процессом транспорти­ровки;

3) на стадии потребления:

приборный учет, эффективные схемы учета и расчетов за по­требленные энергоресурсы;

регулирование потребления энергоресурсов, в первую очередь тепла;

повышение эффективности использования потребленных энер­горесурсов посредством архитектурно-планировочных решений, применения современных материалов и технологий при строи­тельстве, реконструкции (модернизации) в соответствии с новы­ми требованиями строительных норм и правил;

пропаганда энергосбережения и просвещение населения;

4) с финансовой стороны энергосберегающие мероприятия подразделяют на мало-, средне- и высокозатратные;

5) малозатратные мероприятия:

оптимизация процессов горения на котлах и внедрение опти­мальных графиков регулирования с использованием средств авгоматики и контроля;

оптимизация водоподготовки;

очистка тепломеханического оборудования и систем отопле­ния;

режимно-наладочные работы в тепловых сетях и системах ото­пления и горячего водоснабжения зданий;

6) среднезатратные мероприятия:

внедрение приборов учета и регулирования потребления тепла, воды, газа и других энергоресурсов, в том числе пофасадное р<аудирование систем отопления;

установка ремонтных комплектов для санитарно-технических устройств в квартирах жилых домов;

замена наиболее изношенных участков тепловых сетей на со­временные (заводского изготовления) теплопроводы, в том числе с пенополиуретановой изоляцией;

реконструкция тепловых пунктов с применением энергоэффективного тепломеханического оборудования (например, пластин­чатых водонагревателей);

приобретение и внедрение аппаратуры контроля и диагностики| состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения;

внедрение энергоэкономичных ламп;

7) высокозатратные мероприятия:

установка на вводах систем теплоснабжения общественных зда­ний (школ и т.п.) программных регуляторов отпуска тепла, сни­жающих температуру в помещениях в нерабочее время (ночные часы, выходные дни);

замена центральных тепловых пунктов на индивидуальные в блок-модульном исполнении;

внедрение децентрализованного теплоснабжения при дефици­те установленной тепловой мощности источников тепловой энер­гии и пропускной способности тепловых сетей;

использование нетрадиционных источников энергии (тепло­вые насосы, биогаз, солнечная энергия, геотермальные воды, ветровая энергия и т.п.).

 

12.4. Энергоаудит в коммунальной сфере

 

Известно, что контроль является неотъемлемой функцией ме­неджмента. Профессиональный подход к контрольной деятельно­сти реализуется в концепции аудита — процесса получения и оцен­ки (контроля) объективных данных в соответствующей профес­сиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающего уровень их соответствия опре­деленным критериям, нормам и стандартам.

По уровню полноты аудит подразделяют на функциональный, комплексный, системный.

Функциональный аудит — определяется разделением труда ауди­торов по функциям производства и управления (бухгалтерский, финансовый, делопроизводство, экология и др.).

Комплексный аудит — характеризуется охватом наиболее зна­чимых элементов и процессов в деятельности организации (про­изводства и управления совместно и др.).

Системный аудит — более глубокий по сравнению с комплек­сным аудитом контроль организации путем учета взаимного вли­яния каждого функционального аудита, аудита элементов и процес­сов, связывающих организацию с внешней средой.

По направлению аудит организации делят на технологический, экономический, правовой, социальный, организационный.

Технологический аудит (ТА) — контроль профессионального уровня и текущего состояния техники и технологии, используе­мых объектом аудита.

Экономический аудит (ЭА) — контроль соблюдения экономи­ческих норм, правил, расчетов и отчетности. Аудит бухгалтерско­го учета является его составной частью.

Организационный аудит {OA) — контроль функционирования процесса управления или реорганизации компаний на основе при­нятых норм, законов и принципов организации как процесса.

Правовой аудит (ПА) — контроль выполнения международ­ных, государственных и местных законодательных актов и поло­жений, а также внутренних для организации уставных докумен­тов и распоряжений руководителя.

Социальный аудит (СА) — контроль соблюдения социальных норм, правил и расчетов, связанных с деятельностью коллекти­вов в организации, выполнения психофизических рекомендаций при назначении работников на должность, соблюдения требова­ний эргономики.

Отметим, что организационный аудит является связующим звеном всех видов аудита.

Энерготеплоаудит в коммунальной сфере состоит из следующих видов контроля:

технологический аудит (ТА) — контроль и проверка состояния технологии и средств производства тепла, энергии и воды (см. стадии производства и потребления энергии и воды, начало этого раздела);

экономический аудит — экономический анализ с целью кон­троля технологического цикла от сжигания топлива до поддержа­ния у потребителей оплачиваемого режима теплоснабжения;

правовой аудит — контроль за соблюдением законодательства РФ, условий договоров и уставных документов предприятий ком­мунальной сферы;

социальный аудит — контроль за соблюдением условий коллек­тивного договора в части информирования работников по заяв­ленным сторонам деятельности организации и социально-быто­вым вопросам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.