КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации по подготовке к экзамену
Важный заключительный этап изучения предмета – подготовка и сдача экзамена по гистологии. При этом следует иметь в виду, что экзамен выполняет не только контролирующую функцию,но и функцию обучающую.Последняя наиболее важна, поскольку студент впервые повторяет полный курс дисциплины, систематизирует свои знания и приводит их в единую систему. Однозначный рецепт подготовки к экзамену дать трудно, так как это индивидуальный умственный процесс, который зависит также от сложившейся в течение полутора лет техники личной работы студента. Успех сдачи экзамена по гистологии зависит от ряда факто-ров, среди которых наиболее значимые следующие: системное усвоение теоретического материала, изученного в течение всего учебного года, умение диагностировать гистологические препараты и электронные микрофотографии. Результат также зависит от способностей и работоспособности, самодисциплины в период подготовки к экзамену. Немаловажный фактор – выбор правильных принципов работы в предсессионный период и в течение сессии. Подготовка к экзамену должна начаться за месяц до сессии. Необходимо изменить график самостоятельной работы; выделить время вне сетки учебных занятий для изучения гистопрепаратов и электронных микрофотографий. Кафедра обеспечивает возможность самостоятельной работы студентов по изучению гистопрепаратов. Изучение препаратов и электронных микрофотографийнужно осуществлять в учебной аудитории, соответственно графику, предоставляемому кафедрой. Работать над усвоением гистологических препаратов рекомендуется вдвоем. При этом создается возможность обсуждать основные признаки препарата, в результате умение дифференцировки гистопрепаратов усваивается быстрее. Изучая препараты, следует их просматривать по-разному, в зависимости от степени их понимания и усвоения. Рационален такой подход: изучать препараты целесообразно по системам. Начать с препаратов по эмбриологии, затем общей гистологии и далее приступить к изучению препаратов по частной гистологии, соответственно учебному плану. Предварительно студенту необходимо повторить теоретический материал по данной конкретной теме. В помощь для изучения гистопрепаратов необходимо использовать методические разработки практических занятий, где оформлены рисунки или микрофотографии, которые можно получить у дежурного лаборанта.
Необходимо усвоить алгоритм изучения, что поможет правильно дифференцировать препарат. Этот процесс осуществляется в следующей последовательности: 1. При малом увеличении микроскопа (объектив 10), используя теоретические знания по общим принципам строения органов, определите: это гистосрез стенки полого или паренхиматозного органа. В стенке полого органа с одной из поверхностей среза должна быть эпителиальная выстилка. Паренхиматозный орган будет иметь дольчатый характер строения. Постарайтесь определить соединительнотканную строму и функционирующую паренхиму. 2. Изучите препарат при большом увеличении (объектив 40). Определите вид эпителия, выстилающего его структуры. Учитывая закономерности расположения одно- и многослойных эпителиев в системах органов, определите систему, к которой этот орган относится. Далее определите по характерным признакам структурные элементы других тканей, входящие в состав данного среза. Обобщите выявленные данные, характеризующие принцип строения и тканевой состав данного среза и окончательно убедитесь в правильности диагностики микропрепарата. Первый раз рекомендуется просмотреть весь набор препаратов по теме, чтобы составить полное представление о том, какие препараты он содержит. Выделите его структуры по соответствующим элементам тканей.
В последующем следует изучать препараты в соответствии с предварительно повторенными разделами теории. Для обобщения и закрепления умений по дифференцировке гистопрепаратов перед экзаменом целесообразно просмотреть препараты не по темам, а по определенным принципам, которые подбираются по общности сходства в строении, при этом акцентировать внимание на различиях в тканевом составе, особенностях архитектоники. Например, препараты полых органов, паренхиматозных – железы, все лимфоидные органы и т.д. Такой подход дает возможность усвоить отличительные признаки сходных по строению органов. Во время подготовки к экзамену следует рационально и максимально использовать отведенное для подготовки время (5–6 дней). За этот период следует не только повторить изученный в течение учебного года материал, но и усвоить, обобщить и привести в стройную систему накопленные знания по гистологии. В эти напряженные дни подготовки к экзамену Вы в наибольшей степени должны проявить свои творческие способности, память, мышление, работоспособность и организованность. У Вас должна доминировать мотивация на учебу. Необходимо распределить весь материал дисциплины по дням подготовки к экзамену, определив объем и план проработки учебного материала на каждый день. Главное – не отступать от ежедневного намеченного плана! Желательно, чтобы весь курс изучаемой дисциплины был повторен за день до экзамена. В оставшийся, последний день, следует бегло просмотреть весь материал, обращая особое внимание на вопросы, которые для Вас наиболее трудные. Изучение теоретического курса гистологии следует проводить по разделам, используя лекции, учебник, протоколы учебных занятий, атлас, сборники тестов и ситуационных задач, сочетая при этом изучение теории с зарисовкой (в виде полусхематичных рисунков) тканей или органов. Этим Вы закрепите теоретические знания. Целесообразно еще раз повторить гистологические препараты по этим же разделам. Например, повторили разделы по цитологии и эмбриологии – просмотрели соответствующие препараты; повторили материал общей гистологии – повторили препараты этого раздела и т.д. При подготовке теоретического материала необходимо при изучении каждого программного вопроса использовать все виды памяти: слуховую, зрительную, использовать воображение, визуализацию. Такой вариант работы – один из наиболее рациональных. Существуют и другие варианты проработки теоретического и практического материала, что определяется индивидуальными особенностями студента, условиями для подготовки и личным опытом.
Вопросы следует изучать по определенному алгоритму: По общей гистологии: 1) в состав каких органов входит данная ткань (топография); 2) функции; 3) источники развития; 4) общий принцип строения; 5) гистофизиология структурных элементов; 6) возможности и источники регенерации; 7) условия трофики; 8) иннервация. По курсу частной гистологии: 1) краткая анатомическая характеристика и топографическое положение; 2) главные и вспомогательные функции; 3) органогенез и источники развития; 4) общий принцип строения; 5) гистофизиология (характеристика структур и их тканевой и клеточный состав и функции); 6) регенерация; 7) кровоснабжение; 8) иннервация; 9) возрастные изменения. Все неясные вопросы следует записывать и выяснять их во время консультаций или у дежурного преподавателя, не оставляя на последний день. В последний день подготовки к экзамену обратите внимание на плохо усвоенные вопросы курса гистологии. Режим работы в течение суток имеет огромное значение. Он должен быть напряженным, но не изнуряющим. Следует соблюдать основные требования гигиены умственного труда: ночной сон не менее 6–7 часов, утренняя и вечерняя физическая и дыхательная гимнастика, перерывы (20–30 минут) через каждые 1,5–2,0 часа напряженной работы, рациональное питание и т.д. Не используйте предэкзаменационную ночь для учебы – Вы должны хорошо отдохнуть! Перед экзаменом рекомендуется выпить чашку сладкого свежего чая, и никаких успокаивающих средств.
Успех и результативность подготовки к экзаменам определяются не только конкретными знаниями, памятью и мышлением, но и выработанными установками на потребность изучения, самодисциплину, концентрацию внимания и сосредоточенность. В современной психологии разработаны разной степени сложности методики и упражнения по выработке правильных и полезных психологических установок. Один из таких начальных и несложных методических приемов, как считают профессора-гистологи А.Ф. Суханов и О.Д. Мяделец, – аутогенная тренировка (аутотренинг) (Суханов А.Ф., Мяделец О.Д., 2001). Она основана на мышечном расслаблении (релаксации) с одновременным использованием воображения, визуализации и определенных словесных утверждений (аффирмаций). Этот метод позволяет за короткое время (5–10 минут) приобрести необходимое настроение, повысить работоспособность, закрепить в памяти изученный материал. Он может оказаться также полезным при неустойчивых и стрессовых состояниях. Метод аутогенной тренировки при подготовке к экзамену можно применять в следующем варианте: после фактической самоподготовки необходимо (лучше перед сном): 1. Принять удобную позу (сесть, лечь), закрыть глаза, расслабить мышцы «от макушки до пальцев рук и ног». 2. Сделать три глубоких вдоха и медленных выдоха. 3. Сосчитать в обратном порядке от десяти до одного (лучше больше). 4. Мысленно представить какую-то приятную картину из жизни или природы. 5. Мысленно произвести нужную установку или просьбу: «Я спокоен!», «Я внимателен!», «Я сосредоточен!», «Я запомнил такие-то термины и понятия!» и т.д. 6. Открыть глаза, мысленно говоря: «Я чувствую себя позитивно настроенным!» После такого аутотренинга, который можно повторить несколько раз, нервная система настраивается на нужный для плодотворной работы ритм. Результаты экзамена по гистологии определяются не только интенсивной работой во время подготовки к нему, но и, в большей степени, отношением к учебе в течение учебного года, стремлением к познанию основного материала дисциплины, закономерностей и теоретических положений гистологии, приобретению навыков работы с гистологическими препаратами.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |