Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по подготовке к экзамену




Важный заключительный этап изучения предмета – подготовка и сдача экзамена по гистологии. При этом следует иметь в виду, что экзамен выполняет не только контролирующую функцию,но и функцию обучающую.Последняя наиболее важна, поскольку студент впер­вые повторяет полный курс дисциплины, систематизирует свои знания и приводит их в единую систему.

Однозначный рецепт подготовки к экзамену дать трудно, так как это инди­видуальный умственный процесс, который зависит также от сложившейся в течение полутора лет техники личной работы студента.

Успех сдачи экзамена по гистологии зависит от ряда фак­то-ров, среди которых наиболее значимые следующие: системное усвоение теоре­тического материала, изученного в течение всего учебного года, умение диагностировать гистологические препараты и электронные микрофотографии. Результат также зависит от способностей и работоспособности, самодисциплины в период подготовки к экзамену. Немаловажный фактор – выбор правильных принципов работы в предсессионный период и в течение сессии.

Подготовка к экзамену должна начаться за месяц до сессии. Необходимо изменить график самостоятельной работы; выделить время вне сетки учебных занятий для изучения гистопрепаратов и электронных микрофотографий. Кафедра обеспечивает возможность самостоятельной работы студентов по изучению гистопрепаратов. Изучение препаратов и электронных микрофотографийнужно осуществлять в учеб­ной аудитории, соответственно графику, предоставляемому кафедрой. Работать над усвоением гистологических препаратов рекомендуется вдвоем. При этом создается возможность обсуждать основные признаки препарата, в результате умение дифференцировки гистопрепаратов усваивается быстрее. Изучая препараты, следует их просматривать по-разному, в зависимости от степени их понимания и усвоения. Рационален такой подход: изучать препараты целесообразно по системам. Начать с препаратов по эмбриологии, затем общей гистологии и далее приступить к изучению препаратов по частной гистологии, соответственно учебному плану. Предварительно студенту необходимо повторить теоретический материал по данной конкретной теме. В помощь для изучения гистопрепаратов необходимо использовать методические разработки практических занятий, где оформлены рисунки или микрофотографии, которые можно получить у дежурного лаборанта.

Необходимо усвоить алгоритм изучения, что поможет правильно дифференцировать препарат. Этот процесс осуществляется в следующей последовательности:

1. При малом увеличении микроскопа (объектив 10), используя теоретические знания по общим принципам строения органов, определите: это гистосрез стенки полого или паренхиматозного органа. В стенке полого органа с одной из поверхностей среза должна быть эпителиальная выстилка. Паренхиматозный орган будет иметь дольчатый характер строения. Постарайтесь определить соединительнотканную строму и функционирующую паренхиму.

2. Изучите препарат при большом увеличении (объектив 40). Определите вид эпителия, выстилающего его структуры. Учитывая закономерности расположения одно- и многослойных эпителиев в системах органов, определите систему, к которой этот орган относится. Далее определите по характерным признакам структурные элементы других тканей, входящие в состав данного среза. Обобщите выявленные данные, характеризующие принцип строения и тканевой состав данного среза и окончательно убедитесь в правильности диагностики микропрепарата.

Первый раз рекомендуется просмотреть весь набор препаратов по теме, чтобы составить полное представление о том, какие препараты он содержит. Выделите его структуры по соответствующим элементам тканей.

В последующем следует изучать препараты в соответствии с предварительно повто­ренными разделами теории.

Для обобщения и закрепления умений по дифференцировке гистопрепаратов перед экзаменом целесообразно просмотреть препараты не по темам, а по определенным принципам, которые подбираются по общности сходства в строении, при этом акцентировать внимание на различиях в тканевом составе, особенностях архитектоники. Например, препараты полых орга­нов, паренхиматозных – железы, все лимфоидные органы и т.д.

Такой подход дает возможность усвоить отличительные признаки сходных по строению органов.

Во время подготовки к экзамену следует рационально и максимально использовать отведенное для подготовки время (5–6 дней). За этот период сле­дует не только повторить изученный в течение учебного года материал, но и усвоить, обобщить и привести в стройную систему накопленные знания по гис­тологии. В эти напряженные дни подготовки к экзамену Вы в наибольшей степени должны проявить свои творческие способности, память, мышление, работоспособность и организованность. У Вас должна доминировать мотива­ция на учебу.

Необходимо распределить весь материал дисциплины по дням подго­товки к экзамену, определив объем и план проработки учебного материала на каждый день. Главное – не отступать от ежедневного намеченного плана! Желательно, чтобы весь курс изучаемой дисциплины был повторен за день до экзамена. В оставшийся, последний день, следует бегло просмотреть весь ма­териал, обращая особое внимание на вопросы, которые для Вас наиболее трудные.

Изучение теоретического курса гистологии следует проводить по разде­лам, используя лекции, учебник, протоколы учебных занятий, атлас, сборники тестов и ситуационных задач, со­четая при этом изучение теории с зарисовкой (в виде полусхематичных рисунков) тканей или органов. Этим Вы закрепите теоретические знания. Целесообразно еще раз повторить гистологические препараты по этим же разделам. Например, повторили разделы по цитологии и эмбриоло­гии – просмотрели соответствующие препараты; повторили материал общей гистологии – повторили препараты этого раздела и т.д. При подготовке теоретического материала необходимо при изучении каждого программного вопроса использовать все виды памяти: слуховую, зрительную, использовать воображение, визуализацию. Такой вариант рабо­ты – один из наиболее рациональных. Существуют и другие варианты про­работки теоретического и практического материала, что определяется индиви­дуальными особенностями студента, условиями для подготовки и личным опытом.

Вопросы следует изучать по определенному алгоритму:

По общей гистологии:

1) в состав каких органов входит данная ткань (топография);

2) функции;

3) источники развития;

4) общий принцип строения;

5) гистофизиология структурных элементов;

6) возможности и источники регенерации;

7) условия трофики;

8) иннервация.

По курсу частной гистологии:

1) краткая анатомическая характеристика и топографическое положение;

2) главные и вспомогательные функции;

3) органогенез и источники развития;

4) общий принцип строения;

5) гистофизиология (характеристика структур и их тканевой и клеточный состав и функции);

6) регенерация;

7) кровоснабжение;

8) иннервация;

9) возрастные изменения.

Все неясные вопросы следует записывать и выяснять их во время кон­сультаций или у дежурного преподавателя, не оставляя на последний день. В последний день подготовки к экзамену обратите внимание на плохо усвоен­ные вопросы курса гистологии.

Режим работы в течение суток имеет огромное значение. Он должен быть напряженным, но не изнуряющим. Следует соблюдать основные требо­вания гигиены умственного труда: ночной сон не менее 6–7 часов, утренняя и вечерняя физическая и дыхательная гимнастика, перерывы (20–30 минут) через каждые 1,5–2,0 часа напряженной работы, рациональное питание и т.д. Не ис­пользуйте предэкзаменационную ночь для учебы – Вы должны хорошо от­дохнуть! Перед экзаменом рекомендуется выпить чашку сладкого свежего чая, и никаких успокаивающих средств.

Успех и результативность подготовки к экзаменам определяются не только конкретными знаниями, памятью и мышлением, но и выработанными установками на потребность изучения, самодисциплину, концентрацию внима­ния и сосредоточенность.

В современной психологии разработаны разной степени сложности мето­дики и упражнения по выработке правильных и полезных психологических ус­тановок. Один из таких начальных и несложных методических приемов, как считают профессора-гистологи А.Ф. Суханов и О.Д. Мяделец, – аутогенная тренировка (аутотренинг) (Суханов А.Ф., Мяделец О.Д., 2001).

Она основана на мышечном расслаблении (релакса­ции) с одновременным использованием воображения, визуализации и опреде­ленных словесных утверждений (аффирмаций). Этот метод позволяет за корот­кое время (5–10 минут) приобрести необходимое настроение, повысить работо­способность, закрепить в памяти изученный материал. Он может оказаться также полезным при неустойчивых и стрессовых состояниях.

Метод аутогенной тренировки при подготовке к экзамену можно при­менять в следующем варианте: после фактической самоподготовки необходимо (лучше перед сном):

1. Принять удобную позу (сесть, лечь), закрыть глаза, расслабить мышцы «от макушки до пальцев рук и ног».

2. Сделать три глубоких вдоха и медленных выдоха.

3. Сосчитать в обратном порядке от десяти до одного (лучше больше).

4. Мысленно представить какую-то приятную картину из жизни или при­роды.

5. Мысленно произвести нужную установку или просьбу: «Я спокоен!», «Я внимателен!», «Я сосредоточен!», «Я запомнил такие-то термины и поня­тия!» и т.д.

6. Открыть глаза, мысленно говоря: «Я чувствую себя позитивно настроен­ным!»

После такого аутотренинга, который можно повторить несколько раз, нерв­ная система настраивается на нужный для плодотворной работы ритм. Результаты экзамена по гистологии определяются не только интенсивной работой во время подготовки к нему, но и, в большей степени, отношением к учебе в течение учебного года, стремлением к познанию основного материала дисциплины, законо­мерностей и теоретических положений гистологии, приобретению навыков рабо­ты с гистологическими препаратами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.