КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дифференцированный подход к развитию зрительного восприятия слабовидящих и частичновидящих
Системное развитие зрительного восприятия требует дифференцированного подхода, что связано с необходимостью учитывать соотношение патологического, психолого-педагогического и возрастного факторов в определении сложности, динамики состояний, прогноза коррекции и компенсации зрительного дефекта. Несмотря на разнообразие этиологии и сложную клиническую картину заболеваний общим для всех форм глубокого слабовидения и остаточного зрения является тяжелое органическое поражение зрительно-нервного аппарата. Врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза грубое нарушение зрения обусловливает глубокую сенсорно -перцептивную депривацию, оказывающую отрицательное влияние на психическое развитие ребенка. Оценка развития психической функции должна осуществляться дифференцированно на основе определения ее исходного состояния, выявления индивидуально-психологических особенностей ребенка, контроля за динамикой ее изменений в ходе коррекционного обучения. Дифференцированный подход к развитию зрительного восприятия связан с необходимостью учитывать возрастной фактор. Коррекцию, компенсацию и развитие нарушенного зрения следует проводить с первых месяцев жизни ребенка, в ясельном возрасте, в детском саду и в школе до 15—16 лет, пока происходит созревание морфофункциональных систем мозга и механизмов, реализующих восприятие. В школьном возрасте необходим интенсивный коррекционный курс в начальных классах и последующее закрепление достигнутого уровня развития восприятия в средних классах (до 15—16 лет). Следует учесть, что не все дети с глубокими нарушениями зрения посещают общие или специальные детские сады. Это зависит от состояния их здоровья и желания родителей. Нами проанализированы сведения о дошкольной подготовке детей, поступивших в спецшколу № 1 Москвы, за последние пять лет. Из общего числа слабовидящих и частичновидящих специальный детсад посещали 33%, а массовый — 29% детей; не посещали детсады, а занимались в дошкольной группе при этой школе 18°/0; остальные 20% детей не имели никакой дошкольной подготовки. Дети, с которыми не занимались развитием зрения в детском саду, дошкольной группе или дома, не умеют им пользоваться, у них не развито зрительное восприятие. Специальные занятия в детском саду или дошкольной группе весьма значимы для развития восприятия. В связи с этим состав детей, поступающих в спецшколы, неоднороден по состоянию зрительного восприятия. Различия в уровне развития восприятия у разных детей должны быть учтены при комплектовании групп, подбору заданий по всем методикам. Если детям, имеющим дошкольную подготовку, можно давать задания высокой степени сложности, то коррекционные занятия с детьми, не прошедшими дошкольную подготовку, следует начинать с самых простых заданий, восполняя пробелы в развитии восприятия. Таким образом, должна быть обеспечена преемственность кор-рекционной работы в дошкольном и младшем школьном возрасте. На возрастное становление зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения большое влияние оказывает клинико-патофизиологический фактор. В связи с этим коррекцию, компенсацию и развитие восприятия необходимо проводить с учетом клинической характеристики различных форм, тяжести и прогноза заболеваний органа зрения, показаний и противопоказаний к различным видам зрительной работы. Задачи и методы развития восприятия должны быть приведены в соответствие со спецификой возрастных периодов и патофизиологическими механизмами нарушения зрительных функций. Допустимость и прогноз специальных занятий по развитию восприятия должны определяться на основе разносторонней клинико-патофизиологической характеристики зрительного анализатора. Это требование предполагает учет состояния не только остроты зрения, но всего комплекса зрительных функций. В зависимости от клинико-патофизиологической характеристики органа зрения учащиеся спецшкол делятся на несколько групп. В школах для слабовидящих выделяется группа детей с преимущественно функциональными заболеваниями зрительно-нервного аппарата: при этом у них острота зрения—0,2—0,3; поле зрения, цветоразличение и временная разрешающая способность близки к норме. С целью предупреждения нарушений восприятия учащимся этой группы следует рекомендовать использование оптических средств коррекции и тифлотехнических приборов, а также пребывание в условиях обогащенной зрительной среды. Установлено, что такая среда, если даже дети играют в ней сами, без участия педагога, в некоторой мере способствует развитию зрительного восприятия. Другую группу составляют учащиеся школы слабовидящих, у которых имеются существенные органические повреждения сетчатки глаза и зрительного нерва; острота зрения у таких детей 0,05—0,15; поле зрения, цветоразличение и временная разрешающая способность нарушены. В школах слепых одну группу составляют слабовидящие с остротой зрения 0,05 и выше, которые по особым медицинским показаниям обучаются методом Брайля. В другую группу входят частичновидящие с остротой зрения 0,02— 0,04. Детям последних трех групп с глубоким слабовидением и остаточным зрением необходима специальная система занятий, направленных на коррекцию нарушений зрительных функций и компенсаторное развитие восприятия. Внутри каждой из выделенных групп дальнейшая дифференциация детей основана на клинических (офтальмологических) и параклинических (психофизиологических) данных. Такой комплекс необходим для определения возможностей зрительной коммуникации детей. Эта мультидисциплинарная задача может быть решена только содружеством офтальмолога, психофизиолога, психолога, специалиста в области офтальмоэргономики. Клиническое описание зрительного дефекта должно включать сведения о состоянии сред глаза, рефракции, глазного дна, границ поля зрения, а также кампиметрические данные; сведения о состоянии бинокулярного зрения, наличии косоглазия, оценку аккомодации, конвергенции, остроты зрения и т. д. Параклиническое (психофизиологическое) обследование должно охватывать весь тот комплекс зрительных функций, которыми реализуется акт зрительного восприятия. Оно должно включать исследование абсолютной и различительной чувствительности в ходе световой и темповой адаптации; картирование поля зрения с определением относительных и абсолютных скотом (т. е. участков частичной и полной слепоты); цветового зрения, пространственной и временной разрешающей способности при разных уровнях контраста оптотипов. Очень важно исследовать состояние глазодвигательной функции с помощью регуляции направленных движений глаз при воздействии световых сигналов на разные участки поля зрения. Особая задача — определение степени сформированности зрительно-моторных координации. При этом простейшим заданием может быть нахождение рукой расположения в перцептивном поле светового пятна, изображения, обведение его контуров пальцем и т. д. Решение этой задачи может сочетаться с исследованием чувствительности к движению светового сигнала. На основе такого психофизиологического обследования тифлопедагог получает информацию о сформированности у ребенка основных сенсорных эталонов (яркости, контраста, контура, цвета, формы, величины, ориентации), а также о способности к различению изображений и их деталей, к определению пространственного расположения объектов. В зависимости от структуры зрительного дефекта, которую всесторонне характеризуют офтальмологические и психофизиологические данные, осуществляется более дробная дифференциация слабовидящих и частичновидящих. В отдельную группу выделяются дети, как правило слабовидящие, с периферическими дефектами поля зрения и относительно сохранной центральной зоной (пигментный ретинит в начальной стадии, другие заболевания, связанные с поражением периферических участков сетчатки и периферических волокон зрительного нерва). Видеоматериал для этой группы детей должен содержать изображения средних угловых размеров (3—5°) с высоким контрастом (до 60—80%). Вопрос об использовании хроматических изображений решается в зависимости от состояния цветового зрения. Время предъявления наглядного материала определяется состоянием временной разрешающей способности. По мере прогрессирования патологического процесса (в случаях пигментной дегенерации сетчатки и других заболеваний) поле зрения может постепенно сужаться, образуя большую кольцевую скотому, и стать чрезмерно узким, “трубчатым” (до 3—5° и менее). Этим детям рекомендуется предъявлять черно-белые и хроматические изображения небольшого углового размера (1—3°), чтобы локализовать их на центральной области поля зрения. Необходимо развивать у этих детей глазодвигательную функцию, учить их быстро прослеживать движения объектов, развивать ориентировочно - исследовательскую активность с опорой на движения глаз и головы. Но следует учитывать, что плохо скоординированные движения глаз и головы могут разрушать зрительный образ, разрывать, “кадрировать” восприятие, т. е. нарушать его временную симультанность. В этих случаях лучше предъявлять видеоматериал в режиме бегущей строки при относительно неподвижной фиксации. К другой группе следует отнести детей с противоположным по структуре зрительным дефектом, т. е. почти полной потерей макулярной области сетчатки и большой центральной скотомой (центральная дистрофия Штаргардта, частичная атрофия папилломакулярного пучка зрительного нерва и другие заболевания). При этом парацентральные и периферические зоны поля зрения остаются относительно сохранными. Этим детям рекомендуются изображения больших угловых размеров (5—10°) с усиленным черно-белым контрастом (до 60—80%). Использование хроматического видео - материала весьма ограничено, так как цветоразличение является функцией центрального зрения. Время предъявления изображений должно быть существенно увеличено, так как временная разрешающая способность парацентральных и периферических зон поля зрения значительно ниже, чем центральных. Крайним вариантом этого типа зрительного дефекта является наличие больших центральной и парацентральной скотом при относительно сохранной периферии поля зрения. Этим детям рекомендуется предъявлять большие черно-белые изображения с угловыми размерами, превышающими 5—10°. Время экспозиции наглядного материала должно быть существенно увеличено, так как временная разрешающая способность очень низка. Среди слабовидящих и частичновидящих встречаются смешанные формы патологии, характеризующиеся наличием по всему полю зрения множества разных по размеру относительных и абсолютных скотом (смешанные формы дистрофий сетчатки, диффузная частичная атрофия зрительных нервов, высокая миопия с грубыми изменениями глазного дна и т. д.). Этим детям необходимо предъявлять изображения с индивидуально подобранными пространственно-временными характеристиками. В отдельную группу должны быть выделены слабовидящие и частичиовидящие с анормальным нистагмом (неконтролируемыми глазными движениями). Коррекционная работа с этими детьми должна проводиться строго индивидуально. Характеристики изображений и условия их предъявления тщательно подбираются для каждого ребенка. Следует обратить особое внимание на детей со светобоязнью (разные формы глазных заболеваний и патология центральной нервной системы). У них часто отмечается сужение диапазона реактивности, т. е. нарушение адаптации к высоким и низким яркостям света. Такие дети теряют способность что-либо видеть при низких освещенностях и в то же время ослепляются ярким светом. В этих случаях рекомендуется использовать подобранные офтальмологом специальные очки для дневного и вечернего освещения. Описанные характерные типы структуры зрительного дефекта не всегда сочетаются с одной и той же формой заболевания. Они могут наблюдаться при разных формах, что обусловлено степенью глубины и особенностями распространения патологического процесса, а также при сочетании нескольких глазных заболеваний, что характерно для большинства учащихся специальных школ. Систематически проводимые психофизиологические исследования служат основой составления правильных психолого-педагогических рекомендаций для тифлопсихологов и тифлопедагогов и самих учащихся. Эти рекомендации должны включать сведения о том, как функционирует зрительная система в действительности, каковы возможности и прогноз изменения состояния зрительных функций в ходе коррекционных занятий, как активизировать и развить зрительные функции с помощью специальных методов. Обязательны также сведения о том, соблюдение каких ограничений и правил зрительной работы обеспечит не только сохранение, но и улучшение состояния слабого и остаточного зрения. Дифференциация детей на основе офтальмологических и психофизиологических данных должна сочетаться с психодиагностическими исследованиями состояния зрительного восприятия до начала, в ходе коррекционных занятий и после их завершения. Психодиагностика проводится с помощью контрольных методов и тестовых заданий по всем обучающим методикам с целью получения достоверной количественной и качественной информации, характеризующей уровень развития зрительного восприятия. Предварительное исследование зрительного восприятия недостаточно для надежной и обоснованной дифференциации детей, прогнозирования дальнейшего развития их восприятия. Поэтому в коррекционном курсе предусмотрен период диагностического обучения в течение 3—6 месяцев, что поможет найти резервы и определить истинные потенциальные возможности развития ребенка, прогнозировать результаты специального обучения видению. После диагностического этапа и комплектования групп детей (не более двух в одной группе) в ходе систематических коррекционных занятий также проводится регулярное исследование изменений восприятия с помощью контрольно - обучающих заданий. Заключительное тестирование осуществляется теми же контрольными методами, что и предварительное исследование. Исходное состояние зрительного восприятия до начала коррекционного обучения в школе определяется несколькими факторами. Прежде всего имеет значение структура и глубина зрительного дефекта. Если при слабовидении спонтанное, замедленное развитие зрительного восприятия может иметь место, то при остаточном зрении оно практически отсутствует. Состояние свойств восприятия зависит от уровня общего психического развития. Такие свойства восприятия как обобщенность, категориальность и другие могут быть несформированы вследствие легкой умственной отсталости или задержки психического развития, вследствие недоразвития речи. В связи с этим предварительное констатирующее исследование должно быть направлено не только на диагностику состояния самого зрительного восприятия, но и тех познавательных процессов, которые с ним связаны. Исходное состояние зрительного восприятия является результатом взаимодействия патологических факторов со степенью педагогической запущенности. В ходе коррекционных занятий очень важно осуществлять систематическое наблюдение за детьми, оценивая динамику и прогноз развития восприятия при разных синдромах. Скорость продвижения в системном развитии зрительного восприятия может быть различна у разных детей, что зависит не только от структуры и тяжести дефекта, но и от соотношения уровней интеллектуального, эмоционально-волевого развития и личностных качеств. Прохождение всех трех этапов коррекционного курса в школе может занимать разное время — от трех до пяти лет. Таким образом, дифференцированный подход определяет построение коррекционных занятий с тем или иным учащимся в зависимости от структуры зрительного дефекта, возраста, уровня общего психического развития и степени педагогической запущенности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |