КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие общества
Тема 4. Общество и его структура
В XIX в. возникла наука социология, имеющая предметом исследование общество. Ее основоположник О.Конт считал социологию «социальной физикой» и «позитивной моралью», способной стать новой религией всего человечества. Латинский глагол «социо» означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение слова «общество» - общность, союз, сотрудничество. Исследователи общества предложили немало определений общества. Научное понимание общества во всех этих определениях предполагает вовсе не фиксацию совокупности людей, а наличие форм совместной жизнедеятельности, отношений между ними. Наиболее краткое определение таково: общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ. Принципиальное отличие общества от различных биологических сообществ состоит в осуществлении в нем труда, производства средств жизни. Материальное производство выступает в качестве необходимого условия жизни общества. Маркс подчеркивал: «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером. Античное общество, феодальное общество, буржуазное общество представляют собой такие совокупности производственных отношений, из которых каждая вместе с тем знаменует собой особую ступень в историческом развитии человечества». Однако некоторые положения этой концепции не получили четкого подтверждения в реальной общественно-исторической практике ХХ в. В основе общества лежат взаимодействия, отношения, связи, которые образуют целостность, единство. Такой подход определяет взгляд на общество как на систему. Одной из попыток постичь системность общества выступает его рассмотрение по аналогии с живым организмом. Аналогии между человеческим организмом и объективированной системой социальных отношений можно встретить еще в трудах Аристотеля, ряда мыслителей средневековья, у Т.Гоббса и Ж.Ж. Руссо. В начале ХХ в. в работах в работах так называемых консерваторов Э.Берка Ж.М. де Местера идеальное общество было уподоблено живому организму. С точки зрения этих мыслителей, социальное тело, состоящее из разнообразных первичных ячеек (семья, коммуны, профессиональные ячейки и т.д.) обеспечивает преобладание общества над индивидом как целого над частью. По их мнению, органическому обществу свойствен иерархический порядок, ценности, традиции и обычаи коллективистского типа, попытки модернизации которых приводят к дезинтеграции всей системы. Продолжается развитие концепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяется ритмами Космоса, солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л.Мечников), эволюцией природной организации человека его генофонда (социобиология). В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т.п. Прежде всего, речь идет о религиозных концепциях общества. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм) равно как и национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство), имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни. Идеалистический подход к обществу и истории выражен в философской системе Г.Гегеля, где Абсолютный Дух выражает себя в «сознании свободы» в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень. В концепциях общества в философской мысли Запада ХХ в. трудно выделить какой-то один доминирующий подход. Э.Дюркгейм утверждал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной солидарности. М.Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма». К.Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию. Он обосновал концепцию «открытого общества» и указал на опасности тоталитаризма.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |