Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Проблема человека в философии




1. Человек – центральная философская категория.

Философско-теоретическое содержание категории «Человек» требует выяснения отношения человека к самому себе, к себе подобным, к обществу в целом, к природе, к Богу.

Человек оказывается центральной философской проблемой, поскольку изучение человека неотделимо от комплекса «Мир-Человек».

Впервые открыто в центр философского исследования проблему «Что такое человек?» ставит И.Кант. Кант рассматривает его как существо, принадлежащее и к миру природы и к миру свободы. Философия человека должна решить две проблемы: «Что делает из человека природа?» и «Что он делает или может или должен сделать из самого себя?».

Эти два аспекта закрепляются в системе понятий «природа человека», «сущность человека», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Понятие «природа человека» - единство материального и духовного, природного и социального. Характеризует человека с точки зрения сущего. Человек – это особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным.

«Сущность человека» - это ценностный ориентир для индивида, это идеал, к которому надо стремиться. Это результат свободного выбора из возможностей, которые предоставила ему природа.

Итак «природа человека» - это задатки, способности, таланты, а в целом весь потенциал, который заложен от рождения. Задача в том, чтобы правильно использовать возможности, данные природой.

Существует две группы теорий на систему понятий природы и сущности.

Для субстанционалистского подхода характерно совпадение сущности и природы человека, т.е. природа определяет сущность. Стремление найти неизменную основу бытия, неизменные качества (натурализм Просвещения, антропологизм Л.Фейербаха, Фрейдизм, прагматизм).

Для десубстанционального подхода характерен процессуальный подход к человеку, человек в процессе изменения. Здесь сущность человека – идеал, который до конца не реализуется в самосозидающей деятельности (экзистенциализм, герменевтика, феноменология, отчасти марксизм).

 

 

2. Исторические модификации человека в разных культурах.

Центральное место человека было осознано не сразу.

Исторически первым был человек первобытного типа. Для первобытного типа характерны неразрывная связь с природными условиями существования, отсутствие развитой субъективности, растворение «Я» в родовом «Мы», жесткое следование традициям, мифологичность сознания и высокая аффективность.

Следующим типом был человек античного мира, существенным признаком которого является становление личности. Для античного человека характерны чувственное восприятие мира и космоцентризм. В античной традиции человек представлял себя как фрагмент Космоса.

Другой тип сформировался в эпоху средневековья, которую характеризует теоцентризм как философское осмысление христианства. Человек обрел самоценность как творение Бога.

Антропоцентризм – облик человека, связанный с Новым временем. Он был подготовлен гуманизмом эпохи Возрождения, когда в центре мировоззрения оказался человек.

В Новое время на первый план в человеке была выдвинута рациональная сторона его сущности, с которой связана деятельность по изменению природы и общества. Такая деятельность связана с прогрессом науки и с развитием западной цивилизации.

В современную эпоху произошли кардинальные изменения человека. Они затронули все стороны природы, сущности и существования человека (Э.Фромм, Г.Маркузе, Делез).

Наиболее остро стоят проблемы идентичности человеческой личности, сохранения ее уникальности и свободы, сдерживания агрессивных проявлений, обеспечения возможностей достойной человеческой жизни для каждого жителя Земли.

И.Кант сформулировал четыре основных вопроса:

- Что я могу знать?

- Что я должен делать?

- На что я смею надеяться?

- Что такое человек?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.