Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Философия Средневековья




Ч М

Предмет философии.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек».

Взаимоотношения между сторонами «мир» - «человек» делятся на четыре аспекта: онтологический (бытие), познавательный (гносеологический), аксиологический (ценностный), духовно-практический. Схема.

 

 

В предмет философии входит всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Предмет философии представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку.

К основным понятиям философии относятся не только «мир» и «человек», а также «истина», «красота», «добро», «действие».

В предмет философии входит только то из материального мира, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об истине, красоте, добре и справедливости.

Философия – это система взглядов на мир и на отношение человека к этому миру.

Философия есть один из способов изменения картины мира, мировоззрения, переосмысление оснований бытия человека, изменения сознания, отношения к миру.

 

 

 

4. Функции философии.

Философия выступает прежде всего, как самосознание общества и культуры. Это ее главная функция. Самосознание – это значит осознание человеком себя, своей деятельности.

В мире есть два вида «сил»: силы природы и человеческая деятельность. Силы природы исследуют науки. Философия пытается понять как действует человек, что определяет и направляет его деятельность.

Важнейшая особенность человеческой деятельности – ее осознанность. Ф. пытается понять, как человек познает окружающий мир, как достичь истинного знания, какие методы необходимо использовать, как различить истину и ложь. В этом гносеологическая и методологическая функция философии.

Осмысливая человеческую деятельность, философия пытается понять, что такое человек, какое место он занимает в мире, каковы цели и смысл его существования. В этом мировоззренческая функция философии.

Философия создает определенный образ человека в мире. Она не просто анализирует то, что есть, существующее состояние сознания, нравы, мотивы деятельности, стремления, ценности, способы поведения, она их оценивает, определяет, что такое истинные ценности, какие действия предпочтительны, что добро, а что зло. Тем самым ф. принимает на себя функцию целеполагания, указывает как должно быть, к чему надо стремиться, каковы перспективы развития общества и культуры.

Философия упорядочивает жизнь человека и общества, выделяя высшую цель, смысл существования, определяя, что есть высшее благо, наиболее ценное для человека. Тем самым она выполняет интегративную функцию, отрабатывает «умение жить сообща».

Со времен Сократа в качестве высшей цели и ценности философия утверждает разум и разумную жизнь. Быть разумным – уметь управлять своими эмоциями и своими действиями. Разум – познание законов мирового устройства и действие в соответствии с этими законами. Философия рационализирует деятельность человека, выполняет функцию рационализации.

Знание себя, умение управлять своими желаниями и эмоциями, знание мира и умение управлять природными процессами – это и есть реальная свобода.

 

5. Основной вопрос и основные направления философии.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том. Что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

 

Тема 2. Основные этапы исторического развития философской мысли

Возникновение и развитие философских идей.

История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей. История философии рассматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни.

И на Западе и на Востоке философия складывается на той ступени истории культуры, когда в связи с развитием общественных отношений начался необратимый процесс разложения сознания, господствовавшего в родовом и раннеклассовом обществе. Вытеснение философским сознанием мифологического было вместе с тем рождением рациональности – веры в разум как естественное средство познания.

История философии – неотъемлемая часть истории культуры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный европейской философией. Но в самом общем плане крупные периоды, этапы исторического развития философии имеют под собой своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства. Следуя такому взгляду, говорят об античной философии, средневековой философии, философии Нового времени (философии буржуазной формации) и современной философии. В контексте национального своеобразия философских идей рассматривают как относительно самостоятельные духовные построения немецкую, французскую и русскую философию.

Древневосточная философия. Древневосточная философия возникает в Индии и в Китае в X – VIII вв. до н.э. В восточной философии главное значение имела нравственная и общественно-политическая проблематика, включающая в себя «вечный моральный порядок» Вселенной. Проблемы бытия мира и познания мира тесно слились с проблемами устранения зла и страдания людей.

(На самостоятельное рассмотрение и подготовку к семинарским занятиям: Характерные черты китайской философии. Даосизм. Конфуцианство.

Древнеиндийская философия. Буддизм и его основные идеи).

Античная философия: периодизация и основные черты.

Первая стадия с VII по V в. до н.э. - Досократовский период. К этому периоду относится деятельность так называемых философов – «досократиков»: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит Эфесский, элейская школа (Парменид), Пифагор, атомисты (Демокрит, Левкипп). Основные проблемы, которыми занимались досократики: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

Философы милетской школы выступали с материалистических позиций, пытались объяснить законы природы (за что получили название физиков), искали первоначало – субстанцию, из которой возник мир. Фалес – воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух.

Гераклит из Эфеса. Философ – материалист. Первоначалом всего сущего считал огонь. Считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»).

Главное в философских размышлениях Гераклита открытие всеобщего диалектического закона (закон единства и борьбы противоположностей). Признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб»).

Пифагорейцы первопричиной всего сущего считали число.

Элеаты изучали проблемы познания, считали все сущее материальным выражением идей.

Атомисты считали «строительным материалом» всего сущего микроскопические частицы – «атомы».

 

Вторая стадия прибл. с середины V до н.э. до конца IV в. до н.э. - Классический период. Это время расцвета древнегреческой философии. К данному этапу относятся: философско-просветительская деятельность софистов. Сократ, гуманистические идеи его философии. Академия Платона. Объективный идеализм Платона, учение о диалектике понятий. Философия Аристотеля.

Софисты выступали в качестве философов-педагогов, обучали граждан философии и ораторскому искусству. Для софистов характерно субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать, что действительность существует только в мыслях человека. Софизмы – логические приемы, уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывается в итоге ложным и собеседник запутывается в собственных мыслях.

Сократ (469-399). Основной метод – майевтика.

Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро, любое зло, порок совершается от незнания. Сократ переместил центр философского знания с проблем натурфилософии в область человекознания, прежде всего этики.

(Сократ не был принят официальными властями, воспринимался как софист, подрывающий устои общества, за что был приговорен к смерти и принял чашу с ядом.)

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в н.э. (около 1000 лет).

Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, основоположник идеалистического направления в философии. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование, «мир вещей» в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

- реально существуют лишь чистые бестелесные идеи – эйдосы, которые вечны и постоянны;

- весь мир, любая существующая вещь является отображением чистых идей – эйдосов.

Предметом познания по Платону должны стать, прежде всего, чистые идеи, чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, только разумом, благодаря высшей духовной деятельности, которой могут заниматься только подготовленные люди – философы, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

Также Платон выдвигает учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого», «ума» и «души».

Особую роль Платон уделил проблеме государства, выделяет семь типов государства. Идеальное «государство будущего» пока не существует. Шесть типов ныне существующих государств: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, тимократия. Двумя стабильными и оптимальными формами могут быть только аристократия и монархия. Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно плану:

- все население государства делится на три сословия- философы, воины, работники; философы и воины не должны иметь частной собственности; не существует брака- все дети и жены общие.

Историческое значение философии Платона в том, что:

Было положено начало идеализму как крупному философскому направлению, впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и государства, законы, были заложены основы понятийного мышления, была создана философская школа – Академия.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель философской школы – Ликей.

Философию Аристотель делил на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, происхождение всего сущего; практическую – о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую. Считается, что была выделена как четвертая часть – логика.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. По Аристотелю не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью; существуют только единичные и конкретно определенные вещи - индивидуумы (неделимые), т.е. существует конкретная вещь (конь), а не ее идея. Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды их (кони вообще) – вторичной.

По Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. На вопрос, что такое бытие, он дает ответ через категории.

Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, а не сущность.

Аристотеля занимают проблемы материи. Материя – это потенция, ограниченная формой (н-р, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью).

Аристотель приходит к выводам, что все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета; реальность – это последовательность перехода от материи к форме и обратно; потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Носителем сознания является душа, которая имеет три уровня: растительная душа (функции питания, роста, размножения); животная душа (функции ощущения и желания); разумная душа (рассуждения м мышления).

Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы), полития (смесь умеренной демократии и умеренной олигархии) – наилучшая форма государства.

Историческое значение философии Аристотеля:

- внес коррективы в ряд положений философии Платона;

- дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

- выделил 10 философских категорий

- определил сущность материи

- выделил шетсь типов государства и дал понятие идеального типа – политии.

 

Третья стадия с конца IV по II вв. до н.э. – Эллинистическая (стоики, эпикурейцы, представители скептицизма). Философия Эпикура.

Четвертая стадия с I в. до н.э. до V-VI вв. н.э. Греция под влиянием Рима (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, эклектизм, неоплатонизм).

Эллинистически-римская философия. Эпоха эллинизма – эпоха крушения полисной социальности. Главной задачей полиса состояла в воспитании лучших граждан для государства, обеспечение духовных запросов личности. Обращенность к гражданину порождает новые типы обоснования, философия и была такой системой обоснований. Путь духовной жизни, путь творчества существовал в греческом полисе. Начиная с Александра Македонского все полисы были объединены, античный полис разрушился.

Наблюдается поиск путей духовного обновления. В эту эпоху не создается ни одной принципиально новой физической системы. Но происходит обоснование старых систем. В стоицизме находит свое обоснование натурфилософия эпохи эллинизма (физика Гераклита). В системе эпикуреизма находит свое применение атомистический материализм Демокрита. Неоплатонизм – Плотин, Прокл, Порфирий – создается на базе платонизма. Скептицизм в большей степени тяготел к философии софистов.

Эпикур. Для больших социальных объединений актуальна не проблема воздейсвтия человека на мир, а проблема успокоения, утешения человека. На первый план выдвигается проблема личного счастья, которое возможно в невозмутимости духа – атараксии – это состояние человека, которое позволяет перенести удары судьбы. По Эпикуру: счастье – это удовольствие.

Удовольствие – это способность довольствоваться тем, что имеешь. «Проживи незаметно». Эпикур не предлагал активной модели социального поведения, он предлагал избавить человека от предрассудков и страха. Главная задача философии по Эпикуру – обоснование и достижение человеческого счастья. Эпикур впервые вводит понятие случая. Без случайности нет свободы человека, он вводит новую систему обоснования человека – онтологическое обоснование свободы. Главное – это избавить человека от необходимости. Не вера, а размышление освободит человека от предрассудков.

Скептицизм. Необходимо отказаться от убеждений в том. Что человеку доступна истина. Никакое суждение не может быть истинным. Скептицизм предлагает воздержание от суждений – запрет на суждения и достижение атараксии, невозмутимости.

Стоики. Философия долга, философия судьбы. Видные представители – Сенека, учитель Нерона, император Марк Аврелий. Позиции стоиков противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покроного судьба ведет, а непокорного тащит.

Неоплатонизм. Эпоха перехода к новым мировоззренческим основаниям, но также он опирался на предыдущую философскую систему Платона. Главный принцип неоплатонической философии – принцип эманации, перехода от единого ко многому. Единое истекает во множество, пронизывая его подобно лучу света в темноте. Человеческая душа – частица космической души, и человек постигает Единое (или Бога) в экстатическом обращении к божественному. Налицо близость к христианству.

 

Заключение. В целом античная философия имеет следующие особенности:

Стержневой идеей древнегреческой философии является космоцентризм (Преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира). На поздних этапах смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека). Человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы.

Допускалось существование богов. Древнегреческие боги были частью природы и близки к людям.

Были заложены два направления философии – идеалистическое – линия Платона и материалистическое – линия Демокрита. Данные направления поочередно доминировали: в досократический период – материалистическое, в классический – имели одинаковое влияние, в эллинистический – материалистическое, в римский – идеалистическое.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.