Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План проведения занятия (технология )




План

План

План проведения занятия (технология)

6.1.1. Организационный момент - 5 минут.

6.1.2. Опрос по теме предыдущего занятия - 40 минут.

6.1.3. Инструктаж по материалу занятия - 20 минут.

6.1.4. Самостоятельная работа студентов - 40 минут.

6.1.5. Проверка усвоения темы - 10 минут.

6.1.6. Домашнее задание - 5 минут.

6.2. Последовательность изложения материала:

6.2.1. Повторить строение скелета таза и бедра.

6.2.2. Выучить классификацию и особенности начала и прикрепления мышц таза.

6.2.3. Разобрать топографию мышц таза. Выделить 2 группы мышц: наружную и внутреннюю.

6.2.4. Найти на препарате мышцы наружной группы (большая, средняя, малая ягодичные мышцы, мышца напрягающая широкую фасцию бедра). Определить функции этой группы.

6.2.5. Найти на препарате внутреннюю группу мышц таза (подвздошно-поперечная, грушевидная, наружная и внутренняя запирательная, квадратная мышца бедра, близнецовые мышцы). Определить функции этой группы.

6.2.6. Выучить особенности начала и прикрепления мышц бедра.

6.2.7. Найти на препарате переднюю группу мышц бедра (четырехглавая, портняжная мышцы). Определить функции этой группы.

6.2.8. Найти на препарате заднюю группу мышц бедра (двуглавую, полусухожильную, полуперепончатую). Определить функции этой группы.

6.2.9. Найти на препарате медиальную группу мышц бедра (гребенчатую, длинную приводящую, короткую приводящую, большую приводящую мышцы, тонкую мышцу). Определить функцию этой группы.

6.2.10. Выучить особенности расположения и строения фасций таза и бедра.

6.2.11. Определить местоположение приводящего канала. Выучить, чем образованы его стенки и что он содержит.

6.2.12. Определить местоположение бедренного канала. Выучить, чем образованы его стенки и что он содержит.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Чем образована медиальная стенка бедренного канала?

1) lig. pectinale.

2) lig. lacunare. *

3) vena femoralis.

7.1.2. Чем образована латеральная стенка бедренного канала?

1) бедренная вена. *

2) фасция гребенчатой мышцы.

3) верхний рог серповидного края широкой фасции бедра.

7.1.3. Какая мышца проходит сквозь большое запирательное отверстие?

1) поясничная мышца.

2) грушевидная мышца. *

3) гребенчатая мышца.

7.1.4. Чем образовано наружное отверстие бедренного канала?

1) Сосудистая лакуна.

2) Широкая фасция бедра.

3) Подкожная щель. *

7.1.5. Какие из перечисленных мышц разгибают бедро?

1) Ягодичные, двуглавая мышца бедра, полусухожильная, полуперепончатая мышцы.

2) Большая ягодичная, двуглавая мышца бедра, полусухожильная, полуперепончатая мышцы. *

3) Ягодичные, грушевидная мышцы.

7.1.6. Какие мышцы приводят бедро?

1) Большая, длинная и короткая приводящие мышцы; наружная запирательная мышца.

2) Большая, длинная и короткая приводящие мышцы, тонкая, грушевидная мышцы.

3) Большая, длинная и короткая приводящие мышцы, тонкая, гребенчатая мышцы. *

7.2. Ситуационные задачи:

7.2.1.В детскую больницу поступила девочка 8 лет с большой раной левой ягодичной области. Во время обследования выявлено повреждение мышц, не разгибается бедро. Какая из мышц таза повреждена?

А. m. psoas major.

В. m. piriformis.

С. m. gluteus maximus. *

D. m. obturatorius internus.

Е. m. gluteus minimus.

7.2.2. После аварии в травматологическое отделение была доставлена женщина 35 лет с большой раной передней поверхности нижней трети правого бедра на 2 см выше надколенника. Во время обследования у женщины выявили разорванное сухожилие мышцы, что привело к неполному разгибанию голени. Функция, какой мышцы затронута?

А. Портняжная мышца.

В. Четырехглавая мышца. *

С. Полусухожильная мышца.

D. Полуперепончатая мышца.

Э. Двуглавая мышца.

8. Иллюстрационный материал:

8.1. Кости таза и бедра.

8.2. Таблицы мышц таза и бедра.

8.3. Препарат мышц таза и бедра.

9. Литература:

9.1. Анатомия человека. Под ред. Сапина М.Р., Москва, «Медицина», 1986т.1., с. 238-248.

9.2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека, М., «Медицина», 1981г. - т.1.

9.3. Анатомия человека. Под ред. Привеса М.Г., Л. 1982 г.

10. Программа самоподготовки студентов:

10.1. Выучить классификацию мышц таза и бедра. Определить их функции.

10.2. Найти на костных и мышечных препаратах места начала и прикрепления мышц таза и бедра.

10.3. Определить положение, стенки и отверстия приводящего канала.

10.4. Определить положение, стенки и отверстия бедренного канала.

 

1. Тема 27: МЫШЦЫ И ФАСЦИИ ГОЛЕНИ И СТОПЫ. ТОПОГРАФИЯ НИЖНЕЙ КОНечности (2 часа).

2. Место проведения занятий: учебный зал

3. Цель: Выучить и уметь определить на анатомических препаратах мышцы голени и стопы. Определять места начала и прикрепления мышц голени и стопы. Выучить особенности строения фасций голени и стопы, топографию нижней конечности.

4. Профессиональная ориентация студентов:

Знания этого раздела необходимы для врачей всех специальностей, особенно травматологов, хирургов, нейрохирургов.

5. Начальный уровень знаний:

5.1. Из курса биологии - филогенез мышечной системы.

5.2. Из курса анатомии - строение костей голени и стопы, развитие мышц в онтогенезе.

5.3. Из курса латинского языка - латинскую анатомическую терминологию.

6. План проведения практического занятия:

6.1.1. Организационный момент - 3 минуты.

6.1.2. Опрос по теме предыдущего занятия - 30 минут.

6.1.3. Инструктаж по материалу занятия - 10 минут.

6.1.4. Самостоятельная работа студентов - 25 минут.

6.1.5. Проверка усвоения темы - 10 минут.

6.1.6. Домашнее задание - 2 минуты.

6.2. Последовательность изложения материала:

6.2.1. Повторить строение скелета голени и стопы.

6.2.2. Выделить 3 группы мышц голени: переднюю, латеральную, заднюю. Определить на препарате местоположения этих групп.

6.2.3. Разобрать строение передней группы (передняя большеберцовая, длинный разгибатель пальцев, длинный разгибатель большого пальца). Функции этой группы.

6.2.4. Разобрать строение латеральной группы (длинная и короткая малоберцовая мышцы). Функции этой группы.

6.2.5. Разобрать строение задней группы (поверхностный слой - икроножная, камбаловидная, подошвенная; глубокий слой - подколенная, задняя большеберцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинный сгибатель пальцев). Функции этой группы мышц.

6.2.6. Выучить особенности расположения и строения фасций голени (верхний и нижний удерживатели разгибателей, удерживатели сгибателей, верхний и нижний удерживатели малоберцовых мышц)

6.2.7. Разобрать топографию подколенной ямки и голеноподколенного канала.

6.2.8. Выделить 2 группы мышц стопы: тыльную и подошвенную. Выучить особенности начала и прикрепления мышц тыльной группы стопы (короткого разгибателя пальцев и короткого разгибателя большого пальца).

6.2.9. Рассмотреть классификацию мышц подошвы, которые образовывают 3 группы (медиальную, латеральную, срединную).

6.2.10. Выучить строение медиальной группы (мышца, отводящая большой палец, короткий сгибатель большого пальца, приводящая мышца). Функции этих мышц.

6.2.11. Выучить строение латеральной группы (мышца, отводящая мизинец, короткий сгибатель мизинца, мышца, противопоставляющая мизинец). Функции этой группы.

6.2.12. Выучить строение срединной группы (короткий сгибатель пальцев, квадратная мышца подошвы, червеобразные, подошвенные межкостные мышцы, тыльные межкостные мышцы). Функции этой группы.

6.2.13. Рассмотреть особенности строения фасций стопы (тыльная фасция, подошвенный апоневроз).

6.2.15. Выучить строение синовиальных влагалищ стопы.

6.2.16. Выучить на препаратах основные топографические образования: надгрушевидное отверстие, подгрушевидное отверстие, запирательный канал, мышечную и сосудистую лакуны, бедренный треугольник, бедренный канал, подвздошно-гребенчатую борозду, приводящий канал, подколенная ямка, голеноподколенный, верхний и нижний мышечно-малоберцовый каналы, бедренную борозду, латеральную та медиальную подошвенные борозды).

6.2.18. Рассмотреть, какие важные анатомические структуры лежат в перечисленных топографических образованиях.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Синовиальные влагалища, каких мышц расположены под латеральной лодыжкой?

1) Сгибателей стопы.

2) Малоберцовых мышц. *

3) Подошвенной мышцы и сгибателей.

7.1.2. Какие мышцы отводят стопу?

1) Длинная малоберцовая мышца. *

2) Длинная и короткая малоберцовые мышцы.

3) Подошвенная мышца.

7.1.3. Какие мышцы приводят стопу?

1) Передняя и задняя большеберцовые мышцы. *

2) Передняя большеберцовая мышца.

3) Квадратная мышца подошвы.

7.1.4. Чем образован верхний мышечно-малоберцовый канал?

1) Большеберцовая кость, трехглавая мышца голени.

2) Малоберцовая кость, длинная малоберцовая мышца. *

3) Малоберцовая кость, длинный сгибатель первого пальца стопы.

7.1.5. Чем образован нижний мышечно-малоберцовый канал?

1) Малоберцовая кость, длинный сгибатель первого пальца стопы. *

2) Малоберцовая кость, длинная малоберцовая мышца.

3) Межкостная перепонка голени, трехглавая мышца голени.

7.2. Ситуационные задачи:

7.2.1. В травматологическое отделение доставили девочку 5 лет с резаной раной подошвенной области правой стопы. Во время осмотра хирург выявил рану глубиной 2 см с разрезанным сухожилием мышцы ближе к латеральному краю стопы. Девочка не может поднять латеральный край стопы. Какая мышца повреждена?

А. Передняя большеберцовая.

В. Длинный разгибатель большого пальца стопы.

С. Трехглавая мышца голени.

D. Длинная малоберцовая. *

Э. Камбаловидная мышца.

8. Иллюстрационный материал:

8.1. Кости голени и стопы.

8.2. Препараты мышц голени и стопы.

8.3. Таблицы мышц голени и стопы.

9. Литература:

9.1. Анатомия человека. Под ред. Сапина М.Р., Москва, «Медицина», 1986т.1., с. 248-266.

9.2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека, М., «Медицина», 1981г. - т.1.

9.3. Анатомия человека. Под ред. Привеса М.Г., Л. 1982 г.

10. Программа самоподготовки студентов:

10.1. Рассмотреть и найти на костных и мышечных препаратах места начала и прикрепления мышц голени и стопы. Определить их функции.

10.2. Назвать мышцы, которые сгибают и разгибают голень.

10.3. Назвать мышцы: а) сгибатели стопы; б) разгибатели стопы; в) вращающие стопу.

10.4. Выучить и уметь показать на препарате мышцы передней, задней и латеральной групп голени.

10.5. Выучить строение и уметь показать на препарате топографические образования голени: подколенную ямку, голеноподколенный канал, нижний и верхний мышечно-малоберцовые каналы. Знать их содержимое и значение для практикующего врача.

10.6. Выучить и уметь показать на препарате мышцы подошвы: медиальную, латеральную и срединную группы.

10.7. Выучить и уметь показать на препарате мышцы тыла стопы.

10.8. Выучить топографию нижней конечности.

 

Ориентировочный перечень вопросов к контролю материала содержательного модуля № 4 «Миология».

1. Назовите разновидности мышечной ткани.

2. Назовите сократительные элементы мышечной ткани.

3. Как называется структурная единица мышечной ткани?

4. Чем отличаются красные и белые мышечные волокна?

5. Какие соединительнотканные образования различают в мышцах?

6. Как классифицируются мышцы по форме?

7. Как классифицируют мышцы по происхождению?

8. Как классифицируются мышцы спины?

9. Какие мышцы спины принадлежат к поверхностным?

10. Какие мышцы спины принадлежат к глубоким?

11. Какие мышцы спины принимают участие в акте вдоха и выдоха?

12. Какая мышца спины при сокращении с двух сторон тянет голову и шею назад?

13. Какая мышца спины вращает позвоночный столб?

14. Как классифицируются мышцы грудной клетки по происхождению?

15. Какие мышцы грудной клетки принадлежат к аутотохтонным?

16. Какие мышцы грудной клетки принадлежат к трункопетальным?

17. Какие мышцы грудной клетки принадлежат к трункофугальным?

18. Какие мышцы грудной клетки поднимают ребра?

19. Какие мышцы грудной клетки опускают ребра?

20. Какие части имеет диафрагма?

21. Назовите слабые места диафрагмы.

22. Перечислите фасции грудной клетки.

23. Какие стенки брюшной полости образуют мышцы живота?

24. Назовите мышцы передней стенки живота.

25. Назовите мышцы задней стенки живота.

26. Назовите мышцы боковой стенки живота.

27. Назовите слабые места передней стенки живота.

28. Чем образованы стенки пахового канала?

29. Чем образованы кольца пахового канала?

30. Что содержит паховый канал?

31. Как образована белая линия живота?

32. Назовите слабые места задней стенки живота.

33. Какие особенности строения имеет влагалище прямой мышцы живота?

34. На какие топографические группы делятся мышцы шеи?

35. Перечислите надподъязычные мышцы.

36. Перечислите подподъязычные мышцы.

37. Какие мышцы шеи принадлежат к глубокому слою?

38. Какие мышцы шеи принимают участие в поднимании ребер?

39. Назовите мышцы, которые принадлежат к подзатылочной группе.

40. Чем ограничен поднижнечелюстной треугольник?

41. Чем ограничен сонный треугольник?

42. Чем ограничен подъязычный треугольник (Пирогова)?

43. Чем ограничен лопаточно-трахеальный треугольник?

44. Чем ограничен подподбородочный треугольник?

45. Чем ограничен латеральный треугольник шеи?

46. Чем ограничен лопаточно-ключичный треугольник?

47. Чем ограничено межлестничное пространство?

48. Перечислите фасции шеи.

49. Назовите межфасциальные пространства шеи.

50. Как классифицируются мышцы головы?

51. Какие мышцы принадлежат к мышцам свода черепа?

52. Какие мышцы принадлежат к мимической группе?

53. Назовите части круговой мышцы глаза.

54. Назовите мышцы, которые поднимают верхнюю губу и угол рта.

55. Назовите мышцы, которые опускают нижнюю губу и угол рта.

56. Назовите начало и место прикрепления жевательных мышц.

57. На какие группы по происхождению делятся мышцы верхней конечности?

58. Какие функции выполняет дельтовидная мышца?

59. Назовите мышцы пояса верхней конечности.

60. Какие мышцы принадлежат к передней группе плеча?

61. Какие мышцы входят в группу разгибателей плеча и где они расположены?

62. Чем образовано трехстороннее отверстие?

63. Чем образовано четырехстороннее отверстие?

64. Чем ограничен канал лучевого нерва?

65. На какие группы делятся мышцы предплечья?

66. Какие слои выделяют в передней группе мышц предплечья?

67. Какие мышцы образуют первый слой передней группы предплечья?

68. Какие мышцы образуют лучевую борозду?

69. Какие мышцы образуют срединную борозду?

70. Какие мышцы образуют локтевую борозду?

71. Назовите пронаторы предплечья и где они расположены?

72. На какие слои делятся мышцы задней группы предплечья?

73. Назовите мышцы задней группы, которые разгибают запястье?

74. Назовите мышцы задней группы, которые принадлежат к большому пальцу кисти.

75. Назовите мышцы задней группы, которые принадлежат к мизинцу.

76. Назовите мышцы задней группы, которые принадлежат к указательному пальцу кисти.

77. На какие группы делятся мышцы кисти?

78. Назовите мышцы возвышения большого пальца кисти.

79. Назовите мышцы возвышения мизинца.

80. Назовите мышцы средней группы кисти.

81. Назовите, чем образованы стенки подмышечной полости.

82. Назовите синовиальные влагалища сухожилий на ладонной поверхности верхней конечности.

83. Назовите синовиальные влагалища сухожилий на тыльной поверхности верхней конечности.

84. Перечислите мышцы наружной группы пояса нижней конечности.

85. Перечислить мышцы внутренней группы пояса нижней конечности.

86. Какая функция подвздошно-поясничной мышцы?

87. Какая функция наружной и внутренней запирательных мышц?

88. Перечислить мышцы передней группы бедра.

89. Какие мышцы бедра принадлежат к приводящей группе?

90. Какие по функции мышцы задней группы бедра?

91. Какое строение имеет четырехглавая мышца бедра?

92. Чем образован приводящий канал бедра?

93. Чем образованы стенки бедренного канала?

94. Какие мышцы принадлежат к передней группе голени?

95. Какие по функции мышцы передней группы голени?

96. Какие мышцы принадлежат к задней группе голени?

97. Какие мышцы принадлежат к латеральной группе голени?

98. Какие по функции мышцы задней группы голени?

99. Какие по функции мышцы латеральной группы голени?

100. Чем образована подколенная ямка?

101. Чем образована поверхностная гусиная лапка?

102. Чем образована глубокая гусиная лапка?

103. Какие мышцы входят в состав двуглавой мышцы бедра?

104. Какие мышцы стопы входят в медиальную группу?

105. Перечислите мышцы срединной группы стопы?

106. Назовите мышцы латеральной группы стопы?

107. Перечислить фасции таза.

108. Перечислить фасции бедра.

109. Перечислить фасции голени.

110. Чем ограничен запирательный канал?

111. Чем ограничено надгрушевидное отверстие?

112. Чем ограничено подгрушевидное отверстие?

113. Чем ограничена мышечная лакуна?

114. Чем ограничена сосудистая лакуна?

115. Какие мышцы образуют голеноподколенный канал?

116. Какие мышцы образуют нижний и верхний мышечно-малоберцовые каналы?

117. Какие борозды есть на подошвенной поверхности стопы?

Перечень практических навыков к содержательному модулю № 4 «Миология»

 


Мышцы спины

Трапециевидная мышца

Широчайшая мышца спины

Большая ромбовидная мышца

Мышца, поднимающая лопатку

Нижняя задняя зубчатая мышца

Верхняя задняя зубчатая мышца

Мышца, выпрямляющая позвоночник

 

Мышцы грудной клетки

Большая грудная мышца

Малая грудная мышца

Подключичная мышца

Передняя зубчатая мышца

Внутренние межреберные мышцы

Наружные межреберные мышцы

Диафрагма

Поясничная часть диафрагмы

Аортальное отверстие

Пищеводное отверстие

Грудинная часть диафрагмы

Реберная часть диафрагмы

Сухожильный центр

Отверстие полой вены

Грудино-реберный треугольник

Пояснично-реберный треугольник

 

Мышцы живота

Прямая мышца живота

Влагалище прямой мышцы живота

Наружная косая мышца живота

Паховая связка

Внутренняя косая мышца живота

Поперечная мышца живота

Белая линия

Пупочное кольцо

Паховый канал

Стенки пахового канала

Поверхностное паховое кольцо

Медиальная ножка

Латеральная ножка

Квадратная мышца поясницы

 

Мышцы лица

Надчерепная мышца

Лобное брюшко

Затылочное брюшко

Апоневротичный шлем (надчерепной апоневроз)

Круговая мышца глаза

Большая скуловая мышца

Мышца, поднимающая верхнюю губу

Мышца, поднимающая угол рта

Щечная мышца

Мышца, опускающая угол рта

Мышца, опускающая нижнюю губу

Круговая мышца рта

 

Жевательные мышцы

Височная мышца

Жевательная мышца

Медиальая крыловидная мышца

Латеральная крыловидная мышца

 

Мышцы шеи

Подкожная мышца шеи

Грудино-ключично-сосцевидная мышца

Двубрюшная мышца

Переднее брюшко

Заднее брюшко

Шилоподъязычная мышца

Челюстноподъязычная мышца

Грудино-подъязычная мышца

Лопаточно-подъязычная мышца

Грудино-щитовидная мышца

Щитоподъязычная мышца

Передняя лестничая мышца

Средняя лестничая мышца

Задняя лестничая мышца

Передний шейный участок

Поднижнечелюстной треугольник

Сонный треугольник

Лопаточно-трахеальный треугольник

Грудино-ключично-сосцевидный участок

Боковой шейный участок

Лопаточно-ключичный треугольник
Задний шейный участок

 

Мышцы верхней конечности

Дельтовидная мышца

Надостная мышца

Подостная мышца

Малая круглая мышца

Большая круглая мышца

Подлопаточная мышца

Двуглавая мышца плеча

Длинная головка двуглавой мышцы плеча

Короткая головка двуглавой мышцы плеча

Клювовидно-плечевая мышца

Плечевая мышца

Трехглавая мышца плеча

Длинная головка трехглавой мышцы плеча

Медиальная головка трехглавой мышцы плеча

Латеральная головка трехглавой мышцы плеча

Лучевой сгибатель запястья

Локтевой сгибатель запястья

Поверхностный сгибатель пальцев

Длинная ладонная мышца

Длинный сгибатель большого пальца

Глубокий сгибатель пальцев

Квадратный пронатор

Плечелучевая мышца

Длинный лучевой разгибатель запястья

Короткий лучевой разгибатель запястья

Разгибатель пальцев

Разгибатель мизинца

Локтевой разгибатель запястья

Длинная отводящая мышца большого пальца

Короткий разгибатель большого пальца

Длинный разгибатель большого пальца

Короткая отводящая мышца большого пальца

Короткий сгибатель большого пальца

Мышца, противопоставляющая большой палец

Мышца, приводящая большой палец

Мышца, отводящая мизинец

Короткий сгибатель мизинца

Мышца, противопоставляющая мизинец

Червеобразные мышцы

Подмышечная ямка

Стенки подмышечной ямки

Четырехстороннее отверстие

Трехстороннее отверстие

Латеральная двуглавая борозда

Медиальная двуглавая борозда

Локтевая ямка

Удерживатель разгибателей

Удерживатель сгибателей

Ладонный апоневроз

Канал запястья

 

Мышцы нижней конечности

Подвздошно-поясничная мышца

Большая поясничная мышца

Подвздошная мышца

Большая ягодичная мышца

Средняя ягодичная мышца

Малая ягодичная мышца

Грушевидная мышца

Внутренняя запирательная мышца

Верхняя близнецовая мышца

Нижняя близнецовая мышца

Квадратная мышца бедра

Наружная запирательная мышца

Портняжная мышца

Четырехглавая мышца бедра

Прямая мышца бедра

Латеральная широкая мышца

Медиальная широкая мышца

Промежуточная широкая мышца

Гребенчатая мышца

Тонкая мышца

Длинная приводящая мышца

Короткая приводящая мышца

Большая приводящая мышца

Двуглавая мышца бедра

Длинная головка

Короткая головка

Полуперепончатая мышца

Полусухожильная мышца

Длинный разгибатель пальцев стопы

Передняя большеберцовая мышца

Длинный разгибатель большого пальца (стопы)

Длинная малоберцовая мышца

Короткая малоберцовая мышца

Трехглавая мышца икры

Икроножная мышца

Камбаловидная мышца

Длинный сгибатель пальцев (стопы)

Задняя большеберцовая мышца

Длинный сгибатель большого пальца (стопы)


Короткий разгибатель пальцев

Короткий сгибатель большого пальца

Квадратная мышца подошвы

Короткий сгибатель пальцев

Червеобразные мышцы

Мышца, отводящая большой палец

Короткий сгибатель большого пальца

Мышца, приводящая большой палец

Мышца, отводящая мизинец

Короткий сгибатель мизинца

Надгрушевидное отверстие

Подгрушевидное отверстие

Мышечная лакуна

Сосудистая лакуна

Широкая фасция

Подвздошно-большеберцовый тракт

Подкожная щель

Серповидный край

Бедренный канал

Паховое кольцо

Приводящий канал

Стенки приводящего канала

Подколенная ямка

Верхний удерживатель разгибателей

Нижний удерживатель разгибателей

Удерживатель сгибателей

Верхний удерживатель малоберцовых мышц

Нижний удерживатель малоберцовых мышц

Подошвенный апоневроз

 

Содержательный модуль 5: Спинномозговые нервы.

1. Тема 28: ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки по МИОЛОГИИ. ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОБЗОР НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА. (3 часа).

2. Место: учебный зал.

3. Цель: Проверить теоретические и практические знания студентов раздела «Миология». Рассмотреть классификацию нервной системы, общие принципы ее строения и работы.

4. Профессиональная ориентация студентов:

Знание этого раздела анатомии крайне необходимо для специалистов всех специальностей, особенно невропатологов, нейрохирургов, травматологов, педиатров и др.

5. Базовый уровень знаний и умений:

5.1.Из курса биологии: филогенез нервной системы.

5.2.Из курса анатомии:

5.2.1.Знать отделы скелета черепа и позвоночника.

6.1.План:

6.1.1.Организационный момент - 3 минуты.

6.1.2 Опрос по теме предыдущего занятия -90 минут.

6.1.3.Инструктаж по материалу занятия - 25 минут.

6.1.4.Домашнее задание - 2 минуты.

6.2 Последовательность изложения материала.

6.2.1. Рассмотреть классификацию нервной системы.

6.2.2. Определить классификацию нервных клеток.

6.2.3. Рассмотреть строение и топографию нейронов. Определить классификацию нейронов по строению и функции.

6.2.4. Рассмотреть принцип работы рефлекторной дуги. Определить понятие обратной аферентации, рефлекторного кольца.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1.Тесты:

7.1.1. Какие клетки являются структурно-функциональной единицей нервной системы?

1) Нейрон. *

2) Глиальные клетки.

3) Медулобласты.

7.1.2. Какой тип нервной системы имеет человек?

1) Диффузную.

2) Ганглионарную.

3) Трубчатую. *

7.1.3. Какое наименьшее количество нейронов может быть в рефлекторной дуге?

1) 3.

2) 2. *

3) 4.

7.1.4. Какие части имеет нейрон?

1) Тело, аксон, дендрит. *

2) Тело, 2 аксона, дендрит.

3) Аксон, дендрит.

7.1.5. Какие выделяют нейроны по функции?

1) Болевые, эферентные кондукторные.

2) Аферентные, эферентные, кондукторные. *

3) Аферентные, болевые, эферентные.

8. Иллюстрационный материал:

8.1. Скелет в целом.

8.2. Таблицы - схемы:

8.2.1.Схема “Рефлекторная дуга ”.

9. Литература:

9.1.Анатомия человека. Под ред. Сапина М.Р., Москва, «Медицина», 1986г. - т.2, с. 91-93.

9.2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека, М., «Медицина», 1981г. - т.3.

10. Программа самоподготовки студентов:

10.1. Выучить классификацию нервной системы. Определить функции соматической и вегетативной систем.

10.2. Рассмотреть и выучить классификацию и строение нейрона.

10.3. Выучить принцип работы и строение соматической рефлекторной дуги.

10.4. Рассмотреть и выучить принцип работы рефлекторного кольца.

10.5. Выучить развитие нервной системы.

 

1. Тема 29: СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ СПИННОГО МОЗГА. ОБОЛОЧКИ СПИННОГО МОЗГА (2 часа).

2. Место проведения занятий: учебный зал

3. Цель: Выучить и уметь определить на анатомических препаратах и схемах строение спинного мозга. Определять топографию спинного мозга и понять ее практическое значение. Выучить особенности строения оболочек и межоболочечных пространств спинного мозга.

4. Профессиональная ориентация студентов:

Знание этого раздела необходимо для врачей всех специальностей, особенно травматологов, хирургов, нейрохирургов, психиатров.

5. Начальный уровень знаний:

5.1. Из курса биологии - филогенез нервной системы

5.2. Из курса анатомии - строение позвоночного столба.

5.3. Из курса латинского языка - латинскую анатомическую терминологию

6. План проведения практического занятия:

6.1. План:

6.1.1. Организационный момент - 3 минуты.

6.1.2. Опрос по теме предыдущего занятия - 30 минут.

6.1.3. Инструктаж по материалу занятия - 10 минут.

6.1.4. Самостоятельная работа студентов - 25 минут.

6.1.5. Проверка усвоения темы - 10 минут.

6.1.6. домашнее задание - 2 минуты.

6.2. Последовательность изложения материала:

6.2.1. Повторить строение позвоночника.

6.2.2. Выделить поверхности спинного мозга и структуры на этих поверхностях.

6.2.3. Рассмотреть внутреннее строение спинного мозга: серое и белое вещество.

6.2.4. Определить ядра серого вещества и их функции.

6.2.5. Определить канатики белого вещества. Рассмотреть их функции.

6.2.6. Выучить 3 оболочки спинного мозга: твердую, паутинную, мягкую.

6.2.7. Разобрать топографию межоболочечных пространств. Определить их функциональное значение.

6.2.8. Разобрать, как образованы спинномозговые нервы, какое их количество и как они выходят из спинномозгового канала.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Какие части имеет серое вещество спинного мозга?

1) Задние, передние и медиальные рога.

2) Задние, передние и боковые рога.*

3) Боковые, передние и медиальные рога.

7.1.2. Какие утолщения имеет спинной мозг?

1) Шейное и поясничное. *

2) Шейное и крестцовое.

3) Грудное и поясничное.

7.1.3. Какие части имеет белое вещество спинного мозга?

1) Задние, передние и боковые канатики. *

2) Передние, медиальные и боковые канатики.

3) Задние, медиальные и боковые канатики.

7.1.4. Какие оболочки имеет спинной мозг?

1) Твердую, сосудистую и мягкую.

2) Твердую, паутинную и мягкую. *

3) Паутинную, сосудистую и мягкую.

7.1.5.Какие межоболочечные пространства выделяют в спинном мозге?

1) Эпидуральное, субдуральное, субарахноидальное. *

2) Субдуральное, субарахноидальное.

3) Эпидуральное, субарахноидальное.

8. Иллюстрационный материал:

8.1. Скелет.

8.2. Препарат спинного мозга и его оболочек.

8.3. Таблицы «Внешнее строение спинного мозга», «Внутреннее строение спинного мозга».

9. Литература:

9.1. Анатомия человека. Под ред. Сапина М.Р., Москва, «Медицина», 1986т.2, с.

9.2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека, М., «Медицина», 1981г. - т.3

9.3. Анатомия человека. Под ред. Привеса М.Г., Л. 1982 г.

10. Программа самоподготовки студентов:

10.1. Выучить границы спинного мозга. Определить на препарате и выучить поверхности и структуры спинного мозга.

10.2. Выучить внутреннее строение спинного мозга. Выучить топографию ядер серого вещества спинного мозга.

10.3. Выучить топографию белого вещества спинного мозга.

10.4. Выучить и уметь показать на препарате передние и задние корешки спинного мозга, которые образуют спинномозговые нервы.

10.5. Выучить строение и уметь показать на препарате оболочки спинного мозга.

10.6. Выучить пространства спинного мозга между его оболочками и понимать их практическое значение.

 

1. Тема 30: ФОРМИРОВАНИЕ спинномозговых НЕРВОВ. ШЕЙНОЕ СПЛЕТЕНИЕ. КОРОТКИЕ ВЕТВИ ПЛЕЧЕВОГО СПЛЕТЕНИЯ. (3 часа).

2. Место проведения занятий: учебный зал.

3. Цель: Выучить классификацию, строение и функции спинномозговых нервов. Выучить, какие нервы входят в шейное сплетение, определить их топографию и области иннервации. Выучить строение и топографию коротких ветвей плечевого сплетения. Определить области их иннервации.

4. Профессиональная ориентация студентов:

Знание этого раздела необходимо для врачей всех специальностей, особенно травматологов, хирургов, нейрохирургов, терапевтов, педиатров.

5. Базовый уровень знаний и умений:

5.1. Из курса биологии - филогенез нервной системы

5.2. Из курса анатомии - строение спинного мозга, мышцы шеи, верхней конечности, грудной клетки.

5.3. Из курса латинского языка - латинскую анатомическую терминологию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.365 сек.