Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста




Развитие речи младшего школьника.

К моменту поступления в школу словарный запас ре­бенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу. У младших школьников появляется ориентировка на сис­темы родного языка: звуковую, грамматическую. Интен­сивно развивается контекстная и объяснительная речь школьника, формируется эмоциональная культура речи.

Особое значение для развития речи ребенка имеет овладение письменной речью.

Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В ней принимает участие экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и те­лесное сопровождение речи.

Письменная речь имеет свои особенности в построе­нии фраз, в отборе лексики, в использовании граммати­ческих форм. Тексты имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе и т. д. Для письменной речи определяющее значение имеет ее правильность: орфографическая, грамматиче­ская и пунктуационная. Ребенок овладевает письмом вместе с письменной речью.

Усвоение письменной речи качественно изменяет и уст­ную речь ребенка. Оно влияет и на все психическое раз­витие школьника. Развитие письма - это процесс уста­новления навыков, связанных с чтением и письмом, т. е. установление ассоциации между буквой и звуком в пись­ме и чтении, - в этом и есть процесс развития. По сути письменная речь - это не речь в прямом смысле, а сим­волизация звуковых символов, т. е. двойная абстракция.

Поэтому грамматика играет очень существенную роль в развитии ребенка. Письменная речь требует произволь­ного построения и постоянного контроля. Процесс пере­вода внутренней речи в письменную необычайно труден, потому что внутренняя речь есть речь для себя, а пись­менная речь максимально построена для другого, кото­рый должен понять то, что написано.

Таким образом, процесс овладения письменной речью постоянно связан с новообразованиями младшего школь­ника - произвольностью психических процессов, умени­ем работать с символами и знаками, усвоением понятий, возникновением внутренней речи и внутреннего плана действий.

 

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Па­мять приобретает ярко выраженный познавательный ха­рактер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов за­поминания. От наиболее примитивных приемов (повторе­ние, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группи­ровке, осмыслению связей разных частей материала.

В области восприятия происходит переход от непро­извольного восприятия ребенка дошкольника к целена­правленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учи­тель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.

В школе вся деятельность по своему характеру являет­ся произвольной, поэтому активно развивается воля и са­моорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).

Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Происходит развитие новой формы обобщения, осно­ванного на существенных признаках предметов и явле­ний - теоретического мышления.

Благодаря развитию нового уровня мышления происхо­дит перестройка всех остальных психических процессов, т. е., по словам Д. Б. Эльконина, «память становится мыс­лящей, а восприятие думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содер­жание умственного развития в младшем школьном воз­расте.

К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно по­лезной деятельности. Создаются предпосылки к разви­тию чувства взрослости, ребенок думает, что он все мо­жет делать как взрослый.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Проблемы, возникающие у детей младшего школьного возраста в начальный период обучения в школе.

2. Роль учения в развитии детей младшего школьного возраста.

3. Индивидуальные различия в психологическом развитии младших школьников.

4. Условия и факторы развития мотивации достижения успехов у детей младшего школьного возраста.

 

Вопросы для повторения:

1. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема готовности к школьному обучению.

2. Учение как ведущая деятельность. Другие виды деятельности.

3. Младший школьный возраст как период интенсивного интеллектуального развития.

4. Социальное развитие младшего школьника.

5. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

 

. Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема готовности к школьному обучению.

2. Учение как ведущая деятельность. Развитие мотивов учения. Динамика изменений отношений к школе, учителю. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника.

3. Младший школьный возраст как период интенсивного интеллектуального развития. Превращение познавательных процессов из непосредственных в опосредованные и из непроизвольных в произвольные.

4. Развитие речи. Становление письменной речи. Связь умственного развития и типа обучения.

5. Социальное развитие младшего школьника. Развитие мотивации достижения успехов. Формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний. Трудолюбие и самостоятельность вместо некомпетентности (Э. Эриксон). Явление школьной дезадаптации.

6. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

 

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Индивидуальные различия в адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста.

2. Пути ускоренной социально - психологической адаптации ребенка к школьным условиям.

3. Влияние основных видов деятельности младших школьников на их интеллектуальное развитие.

4. Причины и факторы ускоренного или замедленного развития мотива достижения успехов у детей младшего школьного возраста.

 

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.