Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная деятельность




Социальная ситуация развития младшего школьника и особенности его общения.

Тезис лекции 9. Психическое развитие личности в младшем школьном возрасте

Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ре­бенка с действительностью. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отно­шений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Сис­тема «ребенок - взрослый» дифференцируется.

Система «ребенок - учитель» начинает определять от­ношения ребенка к родителям и отношения ребенка к де­тям, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий в системах «ребенок - сверстники» и «ребенок - родители».

Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Таким образом, ре­бенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Свобода дошкольного детства сменяется от­ношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребен­ка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой добро­желательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуатив­ных импульсивных желаний и обязательная самооргани­зация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам орга­низовывать ее.

Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повы­шается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ре­бенка.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых услови­ях формируют у него потребность в признании как в преж­них формах отношений, так и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и разви­тие чувства личности. Изменяется статус ребенка как в обществе, так и в семье: он ученик, ответственный че­ловек. Усваиваемые школьником эффективные средства общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей.

Учебная деятельность - это деятельность, непосред­ственно направленная на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством. Учебные предме­ты не даны как кубики, с которыми можно манипулиро­вать. Все они абстрактны, теоретичны. Предметы науки и предметы культуры - это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.

Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не ме­няет. Предметом изменений в учебной деятельности впер­вые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляю­щий эту деятельность. Учебнаядеятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Первая трудность заключает­ся в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к об­щественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе, т. е. необходимо сформировать познавательную мотивацию.

Структура учебной деятельности по Д. Б. Эльконину:

1) мотивация учения - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельно­сти смысл;

2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполне­нии которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

3) учебные действия - те, с помощью которых усваива­ется учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);

4) действия контроля - те действия, с помощью кото­рых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5) действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

На начальных этапах учебная деятельность осуществля­ется в форме совместной деятельности учителя и уче­ника. Процесс развития учебной деятельности - это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. Развитая форма учебной деятельности есть та­кая форма, в которой субъект самостоятельно ставит пе­ред собой задачи собственного изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.