Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление личности дошкольника




Развитие воли как способности к управлению поведением.

Самым важным личностным механизмом, формирую­щимся в дошкольном периоде, считается соподчинение мотивов. Раньше если несколько желаний возникало од­новременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Постепенно мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагиро­вать на привлекательный предмет. Это становится воз­можным благодаря более сильным мотивам, которые вы­полняют роль “ограничителей”. Появление соподчинения мотивов становится предпосылкой развития воли.

Обратимся к генезису волевых действий. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени при особо благоприятных обстоятельствах. У дошкольника 5-6 лет количество таких проявлений возрастает, но они все еще не занимают сколько-нибудь значительного места в пове­дении. Только в старшем дошкольном возрасте на фоне изменения мотивов поведения, формирования соподчинения мотивов ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям.

В развитии волевых действий дошкольника можно вы­делить три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью дей­ствий и их мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Под влиянием воспитателя дошколь­ник овладевает умением подчинять свои действия моти­вам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы).

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуа­ции, в которых сталкиваются противоположные мотивы. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчи­вающаяся победой одного из них, выбор происходит на основе соподчинения мотивов, решение опирается на бо­лее значимый мотив в данный момент.

На развитие воли особенно сильно влияют игры с пра­вилами. Вначале дошкольник больше следит за тем, как выполняют правила другие дети, и только потом эти тре­бования предъявляет себе. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым дей­ствиям.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается цент­ральным новообразованием дошкольного детства. Меня­ется представление ребенка о своем «Я». Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» - он ответит - «Я боль­шой». Если спросить ребенка семи лет: «Ты какой?» - он ответит: «Я маленький».

Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений: в 3 года - внешнее «Я сам», в 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.

Осознание своего «Я», выделение самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей, появление стремления активно воздействовать на возникающие си­туации, изменять их таким образом, чтобы удовлетворить свои потребности и желания, - все это характеризует личное самосознание.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной само­оценки («я хороший») и рациональной оценки чужого по­ведения.

Ребенок приобретает сначала умение оценивать дей­ствия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. У до­школьника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (нача­ло самооценки).

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и мо­жет выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ре­бенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: «когда я был маленьким», «ког­да я вырасту большой».

Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте.

Половая идентификация заключается в том, что ре­бенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети при­обретают представления о соответствующих стилях пове­дения (мальчик - сильный, смелый, не плачет от боли;

девочка - аккуратная, деловитая, кокетливо-капризная). На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарас­тающей начинает присваивать не только поведенческие формы, но интересы, ценности своего пода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.