Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис семи лет




Основные психологические новообразования дошкольного возраста.

Д. Б. Эльконин считал, что это:

1) возникновение первого схематичного абриса цель­ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы.

У детей возникает обостренный познавательный инте­рес, он задает взрослым тысячи вопросов;

2) возникновение первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстан­ции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может быть плохим»;

3) возникновение соподчинения мотивов. В этом воз­расте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосред­ственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и выска­занным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям;

4) возникновение произвольного поведения. Произ­вольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирова­ния произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками;

5) возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отноше­ний со взрослыми. Стремление к осуществлению об­щественно значимой и общественно оцениваемой дея­тельности;

6) появляется внутренняя позиция школьника. Подго­товленный к школе ребенок хочет учиться потому, что у него появляется стремление занять определенную по­зицию в обществе, открывающую доступ в мир взросло­сти, потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Внутренняя позиция школьника возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса семи лет. Сочетание двух потребностей - познаватель­ной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне - позволяет ребенку включиться в учебный про­цесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика.

На основе возникновения личного сознания появляется кризис семи лет. Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значе­ние это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение пережива­ний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не на­кладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возник­новение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В на­ших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится симптом потери непо­средственности (Л. С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент - ориентировка в том, что принесет ребенку осу­ществление той или иной деятельности. Это - внутрен­няя ориентация в том, какой смысл может иметь для ре­бенка осуществление деятельности - удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ори­ентация на смысл поступка, там и тогда ребенок перехо­дит в новый возраст.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.