Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению





Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уро­вень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

К концу дошкольного возраста имеются три линии раз­вития. Я. Гальперин):

1 - линия формирования произвольного поведения, когда ребенок может подчиниться школьным правилам;

2 - линия овладения средствами и эталонами позна­вательной деятельности, которые позволяют ребенку пе­рейти к пониманию сохранения количества;

3 - линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ре­бенка к школьному обучению.

К этим трем линиям, которые были проанализированы Д. Б. Элькониным, следует добавить мотивационную го­товность ребенка к школьному обучению.Интеллек­туальнаяготовность включает в себя: ориентировку в окружающем: запас знаний: развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, класси­фицировать объекты); развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.); развитие произ­вольного внимания.

Мотивационная готовность к школе.

Внутренняя мотивация, т. е. ребенок хочет идти в шко­лу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители по­обещали купить велосипед (внешняя мотивация). Под­готовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой "социальной позиции» -положения школьника, имеющего круг важных обязанно­стей и прав, занимающего иное, по сравнению с до­школьниками, особое положение в обществе.

Волевая готовность к школе. Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных эле­ментов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, испол­нить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего дей­ствия.

Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий, переход от реактивной программы к программе школьных предметов.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка. Сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

2. Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения в дошкольном возрасте. Проблема овладения формами и функциями речи в разных видах деятельности дошкольника.



3. Особенности развития нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Формирование характера и способностей. Индивидуальные и половые различия в поведении.

 

Вопросы для повторения:

1. Общая характеристика развития ребенка от 3 до 7 лет. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

2. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Виды деятельности дошкольника.

3. Развитие психических процессов у дошкольника.

4. Эмоционально – волевая сфера дошкольника.

5. Отношения дошкольников с взрослыми. Отношения дошкольников со сверстниками.

6. Становление личности дошкольника: формирование самосознания и самооценки, половой идентификации.

7. Основные психические новообразования в дошкольном возрасте.

8. Характеристика кризиса 7 лет. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

 

.Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема готовности к школьному обучению.

2. Учение как ведущая деятельность. Другие виды деятельности.

3. Младший школьный возраст как период интенсивного интеллектуального развития.

4. Социальное развитие младшего школьника.

5. Развитие воли как способности к управлению поведением. Возникновение простейших форм общественных мотивов поведения. Установление иерархии мотивов.

6. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

7. Характеристика кризиса 7 лет.

8. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

 

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка. Сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

2.Другие виды деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность, конструктивная. Элементы труда и учения. Их роль в развитии познавательных процессов и личности дошкольника.

3. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности дошкольника.

4. Развитие психических процессов у дошкольника. Развитие ощущений и восприятий у дошкольника, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

 

 





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  2. IV. Социально-психологическая характеристика
  3. X. Проанализируйте возможные пути психологической коррекции для ребенка младшего школьного возраста, который не умеет считать в уме.
  4. Австрийская психологическая школа
  5. Адаптация ребенка к детскому саду
  6. В том случае, когда рефлекс окситоцина НЕ срабатывает, у ребенка могут возникнуть трудности с получением молока.
  7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  9. Взаимосвязь различных форм мышления ребенка
  10. Влияние отношения взрослого на эмоциональное состояние ребенка в детском саду
  11. Во-вторых, вера в ребенка. Необходимо, чтобы к каждому воспитаннику педагог подходил с оптимистической гипотезой. Опора на положительное в личности, ориентация на доверие во всем.
  12. Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.