КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. К концу дошкольного возраста имеются три линии развития. Я. Гальперин): 1 - линия формирования произвольного поведения, когда ребенок может подчиниться школьным правилам; 2 - линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти к пониманию сохранения количества; 3 - линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению. К этим трем линиям, которые были проанализированы Д. Б. Элькониным, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Интеллектуальнаяготовность включает в себя: ориентировку в окружающем: запас знаний: развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.); развитие произвольного внимания. Мотивационная готовность к школе. Внутренняя мотивация, т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой "социальной позиции» -положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Волевая готовность к школе. Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий, переход от реактивной программы к программе школьных предметов.
Темы для самостоятельного изучения: 1. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка. Сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. 2. Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения в дошкольном возрасте. Проблема овладения формами и функциями речи в разных видах деятельности дошкольника. 3. Особенности развития нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Формирование характера и способностей. Индивидуальные и половые различия в поведении.
Вопросы для повторения: 1. Общая характеристика развития ребенка от 3 до 7 лет. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. 2. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Виды деятельности дошкольника. 3. Развитие психических процессов у дошкольника. 4. Эмоционально – волевая сфера дошкольника. 5. Отношения дошкольников с взрослыми. Отношения дошкольников со сверстниками. 6. Становление личности дошкольника: формирование самосознания и самооценки, половой идентификации. 7. Основные психические новообразования в дошкольном возрасте. 8. Характеристика кризиса 7 лет. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
. Вопросы для обсуждения: 1. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема готовности к школьному обучению. 2. Учение как ведущая деятельность. Другие виды деятельности. 3. Младший школьный возраст как период интенсивного интеллектуального развития. 4. Социальное развитие младшего школьника. 5. Развитие воли как способности к управлению поведением. Возникновение простейших форм общественных мотивов поведения. Установление иерархии мотивов. 6. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. 7. Характеристика кризиса 7 лет. 8. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Темы рефератов и научных сообщений: 1. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка. Сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. 2.Другие виды деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность, конструктивная. Элементы труда и учения. Их роль в развитии познавательных процессов и личности дошкольника. 3. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности дошкольника. 4. Развитие психических процессов у дошкольника. Развитие ощущений и восприятий у дошкольника, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |