Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческие информационные системы




Классификация информационных систем менеджмента

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите задачи информационного менеджмента.

2. Какие факторы конкурентоспособности оказывают влияние на производственно – хозяйственную деятельность компании?

3. Что включает в себя понятие «информационная нагрузка»?

4. Какие существуют особенности в распределении ИТ между лицами, принимающими решения в зависимости от типа управленческой структуры?

5. Перечислите основные показатели информационной поддержки управления.

6. Какие критерии лежат в основе классификации информационных ресурсов предприятия?

 


Информационные системы менеджмента классифицируются по различным признакам. К числу основных признаков классификации относятся следующие:

· структура информации, которая обрабатывает ИС,

· характер территориального размещения узлов обработки информации,

· степень охвата информатизацией функциональных задач менеджмента.

Специфическими признаками классификации информационных систем менеджмента являются: уровень и горизонт управления, степень использования информации для принятия управленческих решений.

Фасетная (параллельная) классификация ИС менеджмента по перечисленным признакам представлена на рис. 2.1.

 


 

Информационные системы      
    По структуре   документальные
    информации   фактографические
         
        федеральные
        региональные
    По уровню   муниципальные
    применения   отраслевые
        предприятия
        подразделения
         
    Степень охвата   локальные
    информатизацией   малые интегрированные
    задач менеджмента   среднеинтегрированные
        крупные интегрированные
         
    По горизонту   стратегические
    управления   тактические
        оперативные
         
    По территориальному размещению   централизованные
    узлов обработки информации   распределенные
         
    По степени использования информации   информационно - справочные
    для принятия управленческих   информационно - советующие
    решений   информационно - управляющие
         

 

Рис. 2.1 Классификация информационных систем менеджмента

 

2.2 Типы ИС, тенденция их развития и возможности их
применений на объекте управления

Центральное место среди современных информационных систем занимают корпоративные информационные системы. Корпоративная информационная система (КИС) – это совокупность информационных систем отдельных подразделений предприятия, объединенных общим документооборотом, таких, что каждая из систем выполняет часть задач по управлению принятием решений, а все системы вместе обеспечивают функционирование компании в соответствии со стандартами качества ИСО 9000 [17].

Организация имеет исполнительные системы поддержки управления - Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие информационные системы - Management Information Systems (MIS) и системы поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне; системы работы знания - Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; и системы диалоговой обработки запросов -Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне.

В зависимости от состава функциональных задач интегрированные информационные системы управления подразделяются на классы MRP II, ERP и ERP II [29].

Класс систем MRP II (Manufacturing Resource Planning) предусматривает обязательную функциональность системы, направленную на управление производственными ресурсами. Базовыми модулями систем MRP II являются:

· составление основного производственного плана (Master Production Scheduling),

· планирование потребностей в материалах (Material Requirements Planning),

· планирование производственных мощностей (Capacity Requirement Planning),

· планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning and Control).

Класс систем ERP (Enterprise Resource Planning) позволяет управлять всеми ресурсами предприятия, в том числе трудовыми и финансовыми, а не только производственными.

Класс систем ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) предусматривает широкое применение Internet -технологий в практике корпоративного управления. Системы данного класса выходят за традиционные рамки автоматизации операций внутри предприятия и поддерживают управление как ресурсами, так и внешними отношениями предприятия. В них присутствуют такие модули как управление цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) и управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationships Management, CRM).

Модуль SCM – это логистическая система, которая автоматизирует управление цепочкой поставок: поставщик→транспорт→производство→хранение→физическое распределение→заказчик.

Модуль CRM поддерживает три направления работы с клиентами:

· офисная работа на основании автоматизированных карточек клиентов,

· дистанционная работа с клиентами через Internet,

· работа CALL -центра, включающая хранение информации о телефонных разговорах с клиентами.

В ежегодном отчете «Анонс развивающихся технологий 2008» аналитики компании Gartner отмечают 27 технологий, имеющих все шансы стать наиболее востребованными в скором будущем, в том числе [15, 16]:

· «Green IT» - ожидается развитие тенденции производства экологически приемлемых комплектующих, а также интеграция инициатив по защите окружающей среды в процессы разработки ПО,

· социальные компьютерные платформы - ожидается, что эти киберпространства будут использоваться большинством ИТ-компаний для расширения штата программистов, занятых в разработке основного приложения,

· виртуальное присутствие - несмотря на то, что в настоящее время эта высокопроизводительная технология проведения видеоконференций является очень дорогостоящей и затратной, ожидается ее широкое использование через 2-5 лет,

· микроблоггинг - ожидается, что это дополнение к технологии социальной сети, состоящее в том, что пользователь публикует короткие сообщения о себе и своих интересах, сыграет важную роль в развитии интернет-сообществ и социальных медиаканалов,

· «Облачные вычисления» (Cloud computing) - максимальная простота и удобство доступа к ресурсу и неограниченное двустороннее масштабирование,

· Использование программного обеспечения как сервиса (Software as a Service, SaaS),

· Технологии виртуализации,

· Печать 3D.

 

Информационная система управления (управленческая информационная система, по англ. Management Information System, или сокращенно MIS) - представляет собой совокупность административных, экономических, математических, социологических, статистических и других методов, программных и аппаратных (технических) средств, служащих для сбора, обработки и выдачи информации с целью принятия управленческих решений, которые носят повторяющийся характер [17].

В качестве примера функциональных возможностей управленческой информационной системы промышленного предприятия рассмотрим взаимосвязь основных модулей этой системы, которые соответствуют сферам управления производственной деятельностью компании.

Рассмотрим функциональное назначение каждого модуля интегрированной системы управления промышленным предприятием [29] (рис. 2.2). Нумерация модулей соответствует логической последовательности решения задач.

1. «Программа» – формирование годовой производственной программы с разбивкой по кварталам и месяцам. Программа отвечает на вопрос, что и в каком количестве производить предприятию,

2. «Маркетинг» – прогнозирование спроса и цен на рынках продукции и производственных ресурсов,

3. «Спецификация» – предназначен для конструкторской подготовки производства (расчет применяемости деталей и сборочных единиц в изделиях),

 

 

Рис. 2.2 Структура основных модулей интегрированной информационной системы при функциональной декомпозиции

4. «Технология» – необходим для технологической подготовки производства (определение технологических маршрутов изготовления изделий, подетальных материальных норм, пооперационных норм времени);

5. «Нормативы» – расчет сводных норм расхода ресурсов на единицу изделия и календарно-плановых нормативов;

6. «Потребность» – расчет потребностей в деталях и сборочных единицах и комплектующих изделиях и материалах на производственную программу;

7. «Снабжение» – формирование планов поставки комплектующих изделий и материалов, учет их выполнения;

8. «Склад» – складской учет;

9. «График» – формирование оперативных планов по цехам и цеховых лимитов по ресурсам для выполнения этих планов;

10. «Производство» – исполнение плановых заданий, представляющее собой объект управления;

11. «Диспетчер» – диспетчирование хода производства;

12. «Бухгалтерский учет» – бухгалтерский и управленческий учет;

13. «Сбыт» – управление сбытом;

14. «Финансы» – управление финансами.

Ведущим модулем интегрированной системы управления промышленным предприятием является модуль «Программа», обеспечивающий формирование годовой производственный программы на основании данных маркетинга.

По результатам технической подготовки производства (модули «Спецификация» и «Технология») осуществляется расчет сводных норм расхода производственных ресурсов на единицу изделия и календарно-плановых нормативов («Нормативы»).

Наличие норм расхода ресурсов на единицу изделия и производственной программы позволяет определить потребность в ДСЕ и КИМ («Потребность»).

Эта информация ложится в основу работы службы снабжения («Снабжение»).

Производственная программа, составленная в модуле «Программа» с разбивкой по кварталам и месяцам конкретизируется по дням в разрезе цехов в модуле «График» с использованием календарно-плановых нормативов («Нормативы»). Здесь же формируются лимиты ресурсов по месяцам для отпуска материалов со склада в производство.

Модуль «Производство» осуществляет управление технологическими процессами производства, направленными на исполнение плановых заданий.

Модуль «Бухгалтерский учет» предназначен для ведения бухгалтерского и управленческого учета хода производства в стоимостном выражении, а модуль «Диспетчер» осуществляет оперативный учет, сроков выполнения производственных циклов изготовления деталей и сборки изделий.

Модуль «Сбыт» с учетом складских запасов («Склад») управляет сбытовой деятельностью и обеспечивает притоки денежных средств за счет реализации продукции.

Модуль «Финансы» осуществляет планирование и учет денежных потоков предприятия и управляет динамикой уровня остатков денежных активов на расчетном счете предприятия, в то время как модуль «Бухгалтерский учет» рассчитывает основные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия – прибыль (или убыток) за определенный период времени.

 

2.4 Информационные системы поддержки принятия
решений

Современный уровень использования информационных систем для ведения бизнеса ставит перед руководством компаний ряд проблем, связанных с необходимостью принятия управленческих решений, базирующихся на результатах анализа огромных объемов разнородной и разобщенной информации. В связи с этим в последнее время наблюдается повышенный интерес к различным технологиям и программным продуктам в бизнес – аналитике.

Под термином «business intelligence» (BI) понимают процесс анализа информации, включающих три составляющие: интеграцию, анализ и отчетность [11].

Среди обширной линейки BI-продуктов принято выделять BI-инструменты (корпоративные BI-наборы или сокращенно EBIS; BI-платформы; генераторы запросов и отчетов, OLAP, системы поддержки принятия решений; средства data – mining) и BI-приложения.

Современные системы поддержки принятия решения (СППР или по англ. Decision Support Systems, DSS) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР) [17]. С помощью СППР может производиться выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.

Для анализа и выработки предложений в системах DSS используются разные методы интеллектуальной обработки данных, в т.ч. имитационное моделирование, нечеткое моделирование, генетические алгоритмы, нейронные сети и др. В большинстве случаев DSS система - это интерактивная автоматизированная система, которая помогает пользователю (ЛПР) использовать данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений.

В настоящий момент для систем класса DSS нет единого определения, существует несколько вариантов классификации.

Одна из существующих классификаций делит DSS системы на уровне пользователя (аналитика) на пассивные, активные и кооперативные.

На концептуальном уровне DSS системы бывают [12,13]:

· управляемые сообщениями (Communication-Driven DSS),

· управляемые данными (Data-Driven DSS),

· управляемые документами (Document-Driven DSS),

· управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS),

· управляемые моделями (Model-Driven DSS).

Управляемая сообщениями СППР (Communication-Driven DSS) поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.

СППР, управляемые данными (Data-Driven DSS) в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными.

СППР, управляемые документами (Document-Driven DSS), управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах.

СППР, управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS) обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур.

Принято выделять DSS уровня предприятия и настольную систему принятия решений. СППР уровня предприятия подключена к хранилищам данным (Data Warehouse) и обслуживает многих менеджеров предприятия. Настольная СППР - это малая система, обслуживающая запросы одного аналитика.

В зависимости от данных, с которыми системы принятия решений работают, можно разделить оперативные и стратегические системы принятия управленческих решений.

Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании.

Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов.

СППР первого типа получили название административных информационных систем (Executive Information Systems, EIS). По сути, они выдают конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия (TPS).

СППР второго типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP).

Структура DSS системы включает в себя пять компонентов:

· систему управления данными (the data management system - DBMS),

· систему управления моделями (the model management system - MBMS),

· платформу обработки знаний (the knowledge engine, KE),

· пользовательского интерфейса (the user interface),

· пользователя системы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.