Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 личное страхование




Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства.

Государственное регулирование страховой деятельности

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение непрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение страхования в этих условиях существенно возрастает. Это связано с ростом вероятности и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиций временно свободных ресурсов страхового фонда.

Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. В этой связи государственную политику в области страхования можно считать тождественной государственному регулированию страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности можно определить как совокупность типовых мер правового, организационного и экономического характера, осуществляемых специально уполномоченными органами, и направленных на приспособление страхового рынка к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, обеспечения его стабильности.

Из определения следует, что генеральной целью государственного регулирования страховой деятельности является обеспечение стабильности эффективно функционирующего страхового рынка. Реализовать эту генеральную цель государство может, создав необходимые условия для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и обеспечив защиту интересов страхователей.

Государственное регулирование страховой деятельности должно содействовать утверждению на страховом рынке компаний, имеющих прочную финансовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компании, предотвращать возможность сговора, соглашений, а также ограничение конкуренции, исключения или ограничения доступа на рынок других участников.

Выполнение регулирующей функции государства во многих странах возлагается на специальную структуру – государственный страховой надзор. В России это Федеральная служба страхового надзора Министерства финансов РФ, деятельность которой регламентируется постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 «Об утверждении положения о федеральной службе страхового надзора».

В связи с ростом числа страховых организаций в России Приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2004 N 126н утверждено «Положение «О территориальном органе федеральной службы страхового надзора – инспекции страхового надзора по федеральному округу» (в ред. Приказа Минфина РФ от 01.08.2006 N 100н). Эти инспекции проводят соответствующие работы от имени федеральной службы страхового надзора.

Наряду с указанными органами контрольные функции в области страхования по своей компетенции осуществляют Федеральная служба по налогам и сборам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам.

Исходя из теории государственного регулирования рыночной экономики, традиционно государство использует прямые (административные) и косвенные (экономические) методы воздействия.

Прямые методы основаны на силе государственной власти и включают в себя меры разрешения, принуждения, запрещения и убеждения. К таким мерам относят регистрацию страховых организаций в установленном порядке, лицензирование страховой деятельности, установление правил страхования, правил формирования страховых резервов, порядка инвестирования средств страховых резервов.

Главной задачей Федеральной службы страхового надзора является обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании, то есть правил поведения на страховом рынке, а также регулирование внешнеэкономической деятельности по страхованию и проведение эффективной страховой политики.

Важнейшей задачей является регистрация страховых организаций и их обособленных структурных подразделений и ведение государственного реестра страховщиков. Эта трудоемкая работа требует профессиональных знаний в области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учета. Практически через регистрацию осуществляется допуск на страховой рынок субъектов хозяйствования. Закон «Об организации страхового дела» устанавливает требования, которым должна удовлетворять страховая организация. Это минимальный размер уставного фонда, организационно-правовая форма, предельная доля иностранного инвестора в установленном фонде российского страховщика и пр.

Однако свидетельство о регистрации еще не дает права на осуществление страховой деятельности. Это право приобретается с момента получения лицензии на каждый вид добровольного и обязательного страхования.

К числу задач Федеральной службы страхового надзора относится и надзор за соблюдением страхового законодательства, устранение выявленных нарушений. С этой целью проводятся систематические проверки страховых организаций. В ходе проверок анализируется соблюдение требований законодательства, нормативных и методических документов, выявляются и пресекаются злоупотребления и другие нарушения, наносящие ущерб экономическим интересам юридических и физических лиц, а также государству. Большое внимание уделяется защите интересов страхователей, для чего используются различные способы: согласование правил и условий страхования, размеров страховых тарифов, установление экономических нормативов (максимальный объем ответственности по одному договору и по всем договорам страхования, Правила размещения страховых резервов и др.).

Важным условием развития страхового рынка является его открытость для общественности (публикация в открытой печати годовых балансов, отчетов о прибылях и убытках, рейтинга страховых организаций, списка страховщиков, у которых приостановлены или аннулированы лицензии, списка действующих на страховом рынке компаний со всей необходимой информацией о них).

Кроме перечисленных задач и способов их решения Федеральная служба страхового надзора выполняет законотворческую, методическую и консультационную функции. Это разработка проектов нормативных актов о страховании, о банкротстве страховой организации; методических и нормативных документов, обязательных для исполнения страховщиками по бухгалтерскому учету, финансам, отчетности, инвестированию средств страховых резервов, налогообложению страховых операций и пр. Систематически анализируется платежеспособность и финансовая устойчивость страховых компаний. Осуществляются актуарные расчеты в области страхования. Принимаются необходимые меры воздействия (экономические санкции, штрафы), решения об аннулировании или приостановлении лицензии. Выдаются предписания о финансовом оздоровлении, о замене руководства страховой компании, о приостановлении операций на расчетном и иных счетах в банках и др.

Успешное развитие страхового дела невозможно в условиях национальной самоизоляции, без использования апробированного международного опыта. Многие модели и решения, разработанные в развитых странах в области страхования и его регулирования, нашли свое практическое применение и в российской действительности. Директивы ЕС по условиям лицензирования страховой деятельности, установившие классификацию видов страховой деятельности по страховым рискам и объектам страхования, дифференцированные требования к размеру уставного капитала страховщиков, зависящие от вида предполагаемой страховой деятельности, а также специальный план счетов бухгалтерского учета для страховщиков, учитывающий особенности страховой деятельности в части, связанной с формированием страховых резервов и определением финансовых результатов; требования к соблюдению маржи платежеспособности (solvency margin) страховщиков; правила размещения активов страховщиков; положение о формировании технических резервов стали основой для разработки нормативных документов, применяемых ныне в России.

К косвенным (экономическим) методам регулирования страховой деятельности относятся средства финансовой и денежно-кредитной политики. Применение таких мер делает выгодной, либо невыгодной страховую деятельность. Основными инструментами рыночных методов являются налоги, кредиты, операции с ценными бумагами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.