Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая философия 3 страница




Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, по­зволяющий нам диалектически смотреть на мир, описывать его с помо­щью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удается создать грандиозную философскую систе­му всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее эта­пы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по сту­пеням которой шло человечество и по которой может идти каждый че­ловек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чис­тое мышление, то есть сфера логики.

Несмотря на то что классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических философских сис­темах, именно в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощ­нейших материалистических концепций Людвига Фейербаха.

Фейербах строит свою философию на базе противопоставления фи­лософии и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистиче­ском духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что "божественная сущность - не что иное, как человеческая сущность,


очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действи­тельного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности"1.

Источник религии, отмечает Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастиче­ские религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит че­ловек. Все это придает религии античеловеческий характер, так как она "парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния"2. Отстаивая по­следний тезис, Фейербах занимает явно атеистические позиции, хотя сам это отрицает, выдвигая религиозную интерпретацию собственной концепции, которая реализовалась в известном лозунге, что не нужен какой-то сверхъестественный Бог, а именно "человек человеку Бог". В результате Фейербах создает причудливую концепцию, фактически от­рицающую Бога (в религиозном понимании), но выступающую как не­кий вариант высшей религии.

Критика религии необходимым образом подвела мыслителя и к кри­тике идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь появляет­ся известный тезис о возможности "перевертывания" идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву, который позже применяет Маркс, отличая собственный диалектико-материали-стический метод от гегелевского. Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах, и исходит из этого. Таким образом, вся концепция философа даже по форме выступает как последовательное противопоставление материалистических тезисов гегелевской системе, или их "переворачивание". Вопрос о бытии в его системе не просто очередная постановка философской проблемы. Он имеет практическое значение "для человека как определенного вида бытия", следовательно, "философия не должна находиться в противоречии с действительным бытием, а, напротив, должна осмысливать именно это жизненно важное

бытие"3.

Философская оппозиция Гегелю реализуется и в теории познания Фейербаха, когда он заменяет понятие мышления чувственностью.

В онтологическом аспекте это означает, что материальное бытие (чувственное бытие) первично по отношению к сознанию. Именно это дает возможность человеку как существу материальному способность


С. 267.

1 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Соч. Т. IV. М., 1959. С. 2.

Алексеев П.В., Панин A.B. Диалектический материализм. М., 1987.


1 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1955. С. 60.

2 Философский энциклопедический словарь. С. 717.

3 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII -начала XIX века. М., 1989. С. 432.


ощущать и чувствовать. Поэтому в основе философии должно лежать не понятие Бога, или абсолютного начала, придающего ей беспредпосы-лочный характер, - "началом философии является конечное, опреде­ленное, реальное"1. А поскольку человек есть высшее творение приро­ды, то именно человек должен стоять в центре построения философ­ской системы и философских размышлений. Именно это позволяет оп­ределять философию Фейербаха как антропологический материализм.

В гносеологическом плане это реализуется как материалистический сенсуализм. Процесс "познания объективной реальности, действитель­ного бытия имеет своим базисом чувственные восприятия, ощущения, созерцания, вызываемые воздействием познаваемых объектов на органы чувств"2.

В праксиологическом аспекте концепция философа дополняется чувственно-эмоциональными характеристиками. Поскольку мир чувст­венно воспринимается человеком, то восприятие мира обогащается та­кой эмоциональной характеристикой, как любовь. Именно она опреде­ляет все иные отношения к бытию. Любовь становится онтологической категорией его философии, которая доказывает существование бытия, именно она выступает критерием истины и действительности. Соответ­ственно в его философской системе находят место и иные формы чув­ственно-эмоционального переживания мира, например страдание.

В социальном плане концепция Фейербаха последовательно высту­пает с антирелигиозных позиций по отношению к роли религии в обще­стве. Верования человека должны находиться внутри, а не во вне. Рели­гии, по мнению философа, должны быть упразднены, для того чтобы человек вел более активную жизнь в обществе, повышал свою полити­ческую активность. Это, в свою очередь, является условием действи­тельной свободы человека. И здесь философия Фейербаха оказывается наиболее противоречивой. С одной стороны, он отрицает религию, а с другой - всячески подчеркивает роль чувственности и эмоциональных переживаний, влияющих на человека. Поэтому и воздействие на созна­ние человека с целью изменения его мировоззренческих установок не­обходимо должно опираться на "чувственные аргументы". В результате он приходит к выводу о необходимости создания "новой религии", ко­торая заменит старые, и в этом качестве должна выступить предлагае­мая им "новая философия". Это некий синтез преимуществ религии как формы эмоционального воздействия на человека и философии, которая рассматривает эмоциональные структуры как онтологические предпо­сылки.


Глава 5. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Несколько десятилетий назад Бертран Рассел отмечал: "Почти половина мира сегодня - это страны, которые верят в марксистские теории"1.

Социальные условия. Социально-экономические и классово-полити­ческие предпосылки формирования философии марксизма заключены в особенностях развития Европы первой половины XIX в. Несоответствие производственных отношений капитализма характеру производительных сил проявилось в экономическом кризисе 1825 г. Антагонистическое противоречие между трудом и капиталом обнаружилось в выступлениях рабочего класса: в восстаниях французских рабочих в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 г.), в развертывании чар­тистского движения в Англии (3(К-40-е годы XIX в.). Возникла потреб­ность в теории, способной вскрыть сущность, перспективу социального развития, служить средством построения общества, свободного от капи­талистической эксплуатации, средством преобразования социальных структур. Требовалось научное обобщение опыта классовой борьбы пролетариата, разработка его стратегии и тактики.

Марксистская концепция общества и социальных отношений, созда­вавшаяся в результате осмысления уроков социально-политических движений, складывалась во взаимосвязи с формированием нового миро­воззрения. Становление же такого мировоззрения требовало постановки задач по ассимиляции и переработке всего ценного, что было в научной мысли той эпохи.

К естественно-научным предпосылкам формирования марксистской философии относится ряд открытий, начиная с космогонической теории И. Канта 1755 г. Наиболее важными для выявления диалектики природы явились: 1) открытие закона сохранения и превращения энергии (оказалось, что не оторванными друг от друга, а взаимосвязанными яв­ляются механическое и тепловое движение, тепловое и химическое и т.п.); 2) создание клеточной теории, раскрывшей связи между всеми органическими системами и намечавшей связь с неорганическими обра­зованиями (размножение кристаллов и их устройство в то время каза­лись очень близкими к клеткам); 3) формирование эволюционной кон­цепции органического мира Ж.-Б. Ламарка и особенно Ч. Дарвина; она


Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVTII -начала XIX века. М., 1989. С. 435. 2 Там же. С. 438.


1 Рассел Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной фило­софии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998.

С. 411.


показывала связь органических видов и их восходящее развитие на ос­нове противоречий.

Общественно-научные, теоретические предпосылки возникновения марксизма следующие: классическая английская политэкономия (учения А. Смита и Д. Рикардо), французский утопический социализм (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье), французская история периода Рестав­рации (Ф.П.Г. Гизо, Ж.Н.О. Тьерри и др.); в трудах последних впервые было дано представление о классах и классовой борьбе в обществе.

Философскими предпосылками явились французский материализм второй половины XVIII в. и немецкая классическая философия в лице диалектика Гегеля (1770-1831) и антропологического материалиста Л. Фейербаха (1804-1872).

Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в про­цессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс синте­зировали то лучшее, что в них бьшо; итогом явилась переработка идеа­листической диалектики на основе материалистических принципов. Па­раллельно с этим процессом, вплетаясь в него, пита разработка полит-экономических проблем и включение в философское осмысление по-литэкономической информации о развитии общества. В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемст­венности в решении ряда кардинальных проблем. Итогом стало возник­новение нового взгляда на общество - исторический материализм, явившийся важнейшей частью общего мировоззрения - диалектического материализма, преобразовавшего во многом традиционное содержание философского мировоззрения. Важными вехами на пути становления марксистской философии стали труды К. Маркса "К критике гегелев­ской философии права" (1843), "Экономическо-философские рукопи­си" (1844), совместно с Ф. Энгельсом созданная книга "Святое семейст­во" (1845) и написанные К. Марксом "Тезисы о Фейербахе" (1845); в 1845-1846 гг. К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом подготовил рукопись "Немецкая идеология", а в 1847 г. К. Маркс написал книгу "Нищета философии". Последующие труды основоположников марксизма, вклю­чая "Капитал" К. Маркса и "Диалектику природы" Ф. Энгельса, можно считать дальнейшим развитием принципов новой философии и вместе с тем приложением диалектико-материалистических принципов к позна­нию общества и природы.

Сущность нового, внесенного марксизмом в философию, можно проследить по следующим линиям: 1) по функциям философии; 2) по соотношению в ней партийности, гуманизма и научности; 3) по предме­ту исследования; 4) по структуре (составу и соотношению) основных


сторон, разделов содержания; 5) по соотношению теории и метода; 6) по отношению философии к частным наукам.

К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главным назначением фило­софии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудя­щихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунисти­ческого общества. При этом подчеркивалось, что философия должна разрабатываться на основе науки, а гносеологической ориентацией субъекта партийности должна стать ориентация на максимально досто­верное знание. Лишь объективное знание способно стать орудием эф­фективного преобразования социальной действительности. Считалось (по крайней мере, теоретически), что всякая найденная истина или сформулированная на ее основе теория полезна пролетариату. "Все теории хороши, если соответствуют объективной действительности"1. Марксизм кровно заинтересован в объективном, всестороннем познании общества и природы. "Нам нужна полная и правдивая информация. А правда не должна зависеть от того, кому она должна служить"2. Только эта объективность, вся полнота правды и позволяют пролетариату ус­пешно преобразовывать общественные отношения и природу в его инте­ресах, в интересах человечества.

Интересы человечества, о которых заявлялось в марксизме, логиче­ски вели к признанию гуманизма как принципа действия. Борьба с экс­плуататорами предполагала лишь свержение политической власти вла­дельцев капитала и превращение этих владельцев в тружеников произ­водства. Гуманизм К. Маркса и Ф. Энгельса вытекал из анализа отчуж­дения как всеобщего состояния человечества, обусловленного наряду с разделением труда частой формой собственности.

Итак, единство партийности и научности, революционности и гума-нистичности - характерная черта марксизма, как она проявилась в нем теоретически в процессе его формирования и развития.

Это единство трех принципов вытекало из нового понимания прак­тики в марксизме. Она стала выходить на первое место среди других понятий марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" К. Маркс подверг крити­ке прежний материализм за его созерцательность и идеализм за сведе­ние практики к чисто теоретической деятельности. Сопоставляя теоре­тическую (умозрительную) деятельность и практику, он отдавал пред­почтение практике, предметно-чувственной деятельности человека по изменению систем. Особое внимание он обратил при этом на общест­венно-историческую деятельность по революционному преобразованию общества, в процессе которой человек меняет не только социальную

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 50. С. 184.

2 Там же. Т. 54. С. 446.


реальность, но и самого себя. Впервые в истории философии К. Маркс ввел практику в теорию познания. Практика становилась исходным пунктом, движущей силой, критерием истины и целью познания.

Марксистская философия, включившая в себя понятия "практика", "общественное бытие", "общественно-экономическая формация" и т.д., стала специфичной (по сравнению с предыдущими философскими сис­темами) по своему предметному основанию. Несомненно, между ними оставалось много общего. Старый материализм и материализм маркси­стский остались предметно "тождественными" в том смысле, что при­нимали материю в качестве первичной субстанции, являлись учением о всеобщем в системе "мир - человек". Но они оказались не тождествен­ными так же, как не тождественны явления и сущность, фрагментарные сущности и тотальная сущность. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в ис­тории философии разработали на базе материализма законы диалекти­ки, которые связали между собой три основные сферы реальности: при­роду, общество и мышление; они обнаружили глубинное единство всей развивающейся (а не статичной) действительности. Благодаря открытию всеобщих законов развития сам предмет философии становился дина­мичным. Это позволило перевести проблему предмета философии с языка абстрактно-всеобщего (как это было, например, у Шеллинга и Гегеля) на язык конкретно-всеобщего анализа, с односторонне-сущно-стного уровня (как мы видели это, к примеру, у Фейербаха) на целост-но-сущностный уровень. Преобразованию подверглись не только пред­ставления о таких сторонах предмета философии, как "мир", "человек", "теоретико-познавательные отношения" (ввиду создания исторического материализма и разработки категории "практика"), но и аксиологиче-ские, онтологические отношения, а также представления о всеобще фи­лософском методе.

К своеобразию марксистской философии, обеспечивающему ее ме­тодологическую эффективность, относится единство ее основных разде­лов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики (мировоззренческой, философской или "диалектической"). Между тем в прежней философии имелся разрыв между ними. Даже у Гегеля, провоз­гласившего принцип единства диалектики, логики и теории познания, "диалектика" замыкалась на абсолютной идее и ее элементах и отсутст­вовала, как мы уже видели выше, в области явлений неорганической и органической природы. Единство трех важнейших частей философии стало возможным благодаря признанию основных законов диалектики как пронизывающих одновременно и онтологию, и гносеологию, и все­общую методологию (систему философских принципов познания и практических действий).


Создание марксистской философии означало также установление нового соотношения всеобщего и часто-научного знания. "Применение материалистической диалектики к переработке всей политической эко­номии, с основания ее, - к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, - вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории револю­ционной мысли"1. Результатом применения диалектического метода к политэкономии был "Капитал" К. Маркса, к области органической хи­мии - открытие сторонником марксизма К. Шорлеммером исходной клеточки органической химии (таковой оказались парафины). До К. Маркса и Ф. Энгельса у философов и естествоиспытателей хотя и встречались синтетические трактовки взаимоотношения философии и естествознания (например, в трудах А.И. Герцена), но преобладал все же односторонне-аналитический, метафизический подход: либо натур­философия, либо позитивизм. Первый абсолютизировал роль филосо­фии в этом взаимоотношении, второй абсолютизировал роль естество­знания (его лозунг - "наука сама себе философия"). Диалектико-ма-териалистическая же трактовка, являясь продолжением диалектической традиции, нацелена на установление тесной связи этих сфер освоения действительности. Это - позиция, ведущая к установлению интегратив-ных связей между научной философией и частными науками о природе и обществе. Предполагалось, что тесная связь с естественными (как и техническими) и общественными науками позволит марксистской фи­лософии, с одной стороны, оказывать позитивное воздействие на науч­ный прогресс, с другой - иметь открытым широкий источник для собст­венного развития.

Наряду с отмеченными положительными сторонами марксизм имел существенные недостатки в своей философии: недооценка проблемы человека как индивида, переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики - при рассмотрении общества, искаженное представление о законе отрицания отрицания (акцент на негации в про­цессе его применения, а не синтезе всех сторон предыдущего развития), абсолютизация борьбы противоположностей в развитии (вместо теоре­тического "равноправия" "борьбы" и "единства" противоположностей), абсолютизация скачков-взрывов (революций в обществе) и недооценка постепенных скачков (в обществе - реформ) и т.п.; на практике мар­ксизм характеризовался отступлением от гуманизма и от провозглашен­ного им принципа единства партийности с объективностью.

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 24. С. 264.


Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи - П. Лафарг (1842-1911), А. Лабриола (1843-1904), А. Грамши (1891-1937) и др. Наиболее видными марксис­тами в России были Г.В. Плеханов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924).

Г.В. Плеханов - энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, социологии, эстетики, этики. Он перевел на русский язык ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса: "Манифест Коммунистической партии", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Тезисы о Фейербахе" и др. К основным его трудам относятся "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885), "К вопросу о развитии монистиче­ского взгляда на историю" (1895), "Очерки по истории материализма" (1896), "О материалистическом понимании истории" (1897), "К вопросу о роли личности в истории" (1898), "К шестидесятой годовщине смерти Гегеля" (1891), "Н.Г. Чернышевский" (1890-1892) и др.

С 1875 г. он был участником революционно-народнического движе­ния. Г.В. Плеханов являлся одним из руководителей революционно-народнической группы "Черный передел". От активной поддержки на­роднической идеологии он перешел затем к марксизму и к критике на­роднического мировоззрения. С 1880 г. и до Февральской революции жил в эмиграции (в Западной Европе). В 1883 г. в Женеве несколько марксистов во главе с Г.В. Плехановым образовали первую русскую марксистскую организацию - группу "Освобождение труда". Одной из основных задач организации была пропаганда научного социализма и критика господствовавших среди русских революционеров народниче­ских взглядов. Г.В. Плеханов был активным пропагандистом марксист­ских взглядов и получил международное признание как крупный теоре­тик марксизма. В течение ряда лет он представлял Российскую социал-демократическую партию в Международном социалистическом бюро II Интернационала. В 1903 г., после II съезда РСДРП, Г.В. Плеханов занял меньшевистские позиции и боролся против В.И. Ленина и большевиков по важнейшим политическим вопросам марксизма - о роли пролетариа­та в революции, об отношении к крестьянству, об оценке государства и т.д. После Февральской революции вернулся в Россию. Выступал про­тив курса на социалистическую революцию, считал, что Россия еще не созрела для такой революции, что необходимо постепенное созревание условий для социализма. К Октябрьской революции отнесся крайне отрицательно.

Г.В. Плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его отдельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в


истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. Он считал, что ключ к раскрытию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношениях, в кото­рые они вступают в процессе производства. По его мнению, существуют два типа производственных отношений: технические ("непосредствен­ные отношения производителей в процессе производства"), не носящие классового характера, и "имущественные", которые в классовом обще­стве имеют классовый характер. Это дало ему основание определять государство не как особый аппарат насилия, а как целое надклассовое образование, возникновение которого может быть в весьма значитель­ной степени объяснено непосредственным влиянием нужд общественно-производительного процесса. В области онтологии и гносеологии он высказал ряд оригинальных идей. Так, он полагал, что материя в каче­стве источника ощущений представляет собой совокупность "вещей в себе". Органы чувств не механически копируют действительность, но преобразовывают информацию, которая затем предстает в виде "иероглифов", доводящих до нашего сведения то, что происходит в дей­ствительности, с "вещами в себе". Некоторые из марксистов, в частно­сти В.И. Ленин, склонны были видеть в этом уступку кантианству и причисляли "иероглифизм" Г.В. Плеханова к агностицизму. На самом деле здесь нет ухода в агностицизм, как нет и утверждения о непозна­ваемости "вещей в себе". Г.В. Плеханов лишь стремился вывести мар­ксистскую теорию познания из тупиков наивного реализма. Его "иероглифизм" был попыткой признать знаковость как одно из важней­ших средств познания, как одно из проявлений творчества разума, пре­одолевшего не только обманчивость органов чувств (цвета как такового, например, объективно вне человека нет), но и заблуждения, рождаемые сложностью отражения сущности в сознании. Он утверждал, что "иероглифы" хотя и не полностью отражают действительность, но все же несут адекватную информацию о форме, структуре и взаимоотноше­ниях реальных объектов и этого достаточно, чтобы мы смогли изучить действия на нас "вещей в себе" и в свою очередь воздействовать на них. Г.В. Плеханов отстаивал также объективность пространства и времени. Пространство, считал он, не есть только субъективная форма созерца­ния (как полагал И. Кант); ему тоже соответствует некоторое объек­тивное "само по себе".

Он раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традиция­ми прошлого и в то же время подчеркивал необходимость творческого его развития.

В.И. Ленин, выступая как теоретик марксизма, переводит данную концепцию в плоскость политики и революционной борьбы. Как орга­низатор и руководитель большевистской социал-демократической пар-


гаи России и профессиональный революционер, он развивает прежде всего идею классовой борьбы и механизмы осуществления диктатуры пролетариата. В.И. Ленин прошел большой и сложный путь профессио­нального революционера, о чем сегодня знают все студенты. Он был прежде всего политиком, и в центре его политических интересов нахо­дилась идея классовой борьбы, доведенная до идеи диктатуры пролета­риата. Этой идее были подчинены многие его произведения, как, на­пример, "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894), "Что делать?" (1901-1902), "Две тактики социал-демократии в демократической революции" (1905), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция" (1917) и др. Исследования В.И. Ленина по экономике, в частности его капи­тальный труд "Развитие капитализма в России" (1896-1899), также под­чинены идее социального преобразования, ликвидации частной формы собственности. Подчиненной политическим задачам оказалась и фило­софия. H.A. Бердяев отмечал: "Все миросозерцание Ленина было при­способлено к технике революционной борьбы"1. "Он требовал созна­тельности и организованности в борьбе против всякой стихийности. Это основной у него мотив. И он допускал все средства для борьбы, для достижения целей революции... Революционность Ленина имела мо­ральный источник, он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации. Но став одержимым максималистической революционной идеей, он в конце концов потерял непосредственное различие между добром и злом, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость. Ленин не был дурным че­ловеком, в нем было и много хорошего. Он был бескорыстный человек, абсолютно преданный идее, он даже не был особенно честолюбивым и властолюбивым человеком, он мало думал о себе. Но исключительная одержимость одной идеей привела к страшному сужению сознания и к нравственному перерождению, к допущению совершенно безнравствен­ных средств в борьбе"2. Его философии были присущи все те недостат­ки, о которых мы говорили, касаясь характерных черт марксистской философии.

Наряду с этим, будучи теоретиком марксизма, В.И. Ленин разрабо­тал далее марксизм в позитивном плане, а в ряде случаев выдвинул принципиально новые положения (кроме вышеупомянутых работ, в кни­ге "Материализм и эмпириокритицизм", в "Философских тетрадях", в статье "О значении воинствующего материализма" и др.).

1 Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 96.

2 Там же. С. 97.


В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии - о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов, о союзниках рабочего класса и т.п. На некоторых из проблем общей философии остановимся

подробнее.

Проблема материи. Раньше представление о материи отождествляли с веществом, с вещественно-субстратными образованиями. Получалось, что физическое поле не есть материя, а нечто духовное или, в лучшем случае (как, например, у Вл. С. Соловьева), материально-духовное. Не­которые из естествоиспытателей полагали, что открытие полей расши­рило понятие материи, которым оказалось вещество плюс поле. В.И. Ленин проанализировал в своем философском произведении "Мате­риализм и эмпириокритицизм" (написано в 1908 г., опубликовано в 1909 г.) это понятие и дал ему гносеологическое определение. "Мате­рия, - отмечал он,- есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им". Это определение дано в плане противоположения "Я" и "Мир". Под ним разумеется уже не только вещество и поле, но и антивещество, производственные отноше­ния и многое другое, что существует вне сознания и способно прямо или косвенно воздействовать на него. Можно сказать, что это подлинно мировоззренческо-философское определение, ибо раскрывается через основной вопрос мировоззрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.