Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая философия 5 страница





Значительная часть работ Вл. С. Соловьева, в том числе и его пуб­лицистика, представляет его размышления о возможных путях достиже­ния богочеловечества - о том, что для этого могли бы сделать личность, государство, церковь - прежде всего в России.

В конце 70-х годов Вл. С. Соловьев (в работе "Три силы") выдвинул идею России как "третьей силы", свободной от недостатков и ограни-ченностей двух других - "восточной" (чрезмерно подчиняющей личное начало общему) и "западной" (утверждающей чрезмерную независи­мость частного от общего). Третья сила должна примирить единство высшего начала с свободной множественностью частных форм и эле­ментов. Впоследствии Вл. С. Соловьев отказался от противопоставления России "западной силе".

Соловьев предлагает проект мироустройства, к которому должно двигаться человечество. Это будущее мироустройство предполагает ду­ховный авторитет вселенского первосвященника и светскую власть ра­ционального государя - свободного инициатора прогрессивного соци­ального движения. От России же, считает он, требуется "обращение всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств, церковь, государство и общество, без­условно свободно и державно, не в отъединении от двух других, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ Божественной троицы - вот в чем русская идея".

Десятилетие спустя, в "Оправдании Добра", Вл. С. Соловьев вновь подтверждает свою приверженность идее "согласного действия" перво-святителя, царя и пророка как личных носителей верховных жизненных начал, видя в этом условие единства, полноты и правильного хода обще­го нравственного прогресса. Однако общий контекст этого произведения значительно отличается от "Русской идеи" с ее односторонней критикой Русской Православной церкви, давшей повод (наряду с приписыванием непогрешимости первосвященнику) говорить о том, что Соловьев ото­ждествлял "первосвященника" с главой католической церкви. В "Оправдании Добра" философ рассматривает все христианские церкви как исторические образы Добра, стремясь быть объективным в характе­ристике их достоинств и ограниченностей.

Бердяев Николай Александрович - философ и публицист. Родился в 1874 г. В 1894 г. поступил на естественный факультет Киевского университета, затем перешел на юридический. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении, за что был исключен из университета и выслан на 3 года в Вологодскую губернию. В 1904-1908 гг. жил в Петербурге, с 1908 г. - в Москве. В первых литератур-


шах работах примыкал к "легальному марксизму", затем стал против­ником учения Маркса. Член религиозно-философского общества в Москве, организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1919 г.). Преподавал философию в Московском университете. После нескольких арестов в 1922 г. выслан за границу. После краткого пребы­вания в Берлине, где преподавал в Русском научном институте, с 1924 г. жил во Франции, был профессором Русской религиозно-философской академии в Париже. Основал и редактировал русский религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-1940 гг.). Был редактором издательства ИМКА-пресс. Умер в 1948 г.

Среди основных его трудов следует отметить: "Субъективизм и ин­дивидуализм в общественной философии" (1901), "Философская истина и интеллигентская правда" ("Вехи", 1989), "Духовный кризис интелли­генции. Статьи по общественной и религиозной психологии" (1910), "Философия свободы" (1911), "Душа России" (1915), "Смысл творчест­ва. Опыт оправдания человека" (1916), "Судьба России. Опыт по психо­логии войны и национальности" (1918), "Философия Достоевского" (1921), "Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы" (1923), "Философия неравенства" (1923), "Философия свободного духа" ч. I-II (1927-1928), "Новое средневековье" (1934), "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения" (1934), "Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности" (1937), "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (1947), "Самопознание. Опыт философской автобиографии" (1949), "Царство духа и царство кесаря" (1949), "Истоки и смысл русского коммунизма" (1955) и др.

Анализируя философские взгляды H.A. Бердяева, В.В. Зеньковский разделяет все его творчество на 4 периода, но эти периоды, поясняет В.В. Зеньковский, выражают не столько (хронологически) разные сту­пени в философском развитии H.A. Бердяева, сколько разные аспекты его философии. Каждый период (аспект), пишет он, можно характери­зовать по тому акценту, который его отличает, но это вовсе не исклю­чает наличности в данном периоде построений и идей, акцент которых придется уже на другой период. Первый период выдвигает на передний план этическую тему. Второй отмечен религиозно-мистическим перело­мом в Бердяеве, и религиозно-мистическая тема дальше не выпадает из его сознания. Третий период определяется акцентом на историософской проблеме (включая и характерный для последних лет Бердяева вкус к эсхатологии). Наконец, четвертый период (или четвертый акцент) связан с его персоналистическими идеями. К этим четырем акцентам надо еще прибавить несколько "центральных" идей. Их собственно две: а) прин­цип объективации и б) "примат свободы над бытием", но по существу


это суть идеи, связанные с персоиалистическими построениями Бер­дяева.

В основе философского мировоззрения H.A. Бердяева лежит разли­чение мира призрачного (это "мир" в кавычках, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (мир без кавычек, "космос", идеальное бы­тие, где царствует любовь и свобода). Человек, его тело и дух находятся в плену у "мира", призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, "выйти из рабства в свободу, из вражды "мира" в космическую любовь". Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: "Тайна творчества есть тайна свобо­ды. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и без-основность"1. Рассмотрение человека как существа, одаренного огром­ной творческой мощью и в то же время вынужденного подчиняться ма­териальной необходимости, определяет характер понимания H.A. Бер­дяевым таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Глубинное основание полового влечения Бердя­ев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть об­раз и подобие Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности божест­венной. Это воссоединение в любви есть одновременно творчество, вы­водящее человека из мировой данности, царства необходимости в кос­мос, в царство свободы. Любовь творит иную, новую жизнь, вечную жизнь лица.

Таким пониманием человека определяется подход H.A. Бердяева к проблеме общественного прогресса. Он не признавал теорий, рассмат­ривавших личность прежде всего как частицу общества, видевших ис­торический смысл ее существования в выполнении социальных функ­ций и в конечном счете в том, что сделано данной личностью для по­следующих поколений.

Говоря о предмете и характере философского познания, H.A. Бер­дяев подчеркивал трагичность положения философа. Внешний аспект этой трагичности он видел во враждебном отношении к философии, обнаруживаемом на протяжении всей истории культуры. Философов, всегда составлявших небольшую группу в человечестве, не любят и че­го-то не могут простить им теологи, иерархи церкви и простые верую-

1 Бердяев H.A. Смысл творчества. В кн.: Философия свободы. М-, 1989. 1 369.


щие, ученые и представители разных специальностей, политики и соци­альные деятели, люди государственной власти, консерваторы и револю­ционеры, инженеры и техники, простые люди, обыватели. Видя здесь сложную психологическую проблему, H.A. Бердяев отмечает, что "каждый человек, не сознавая этого, в каком-то смысле философ... Ка­ждый решает вопросы "метафизического" порядка... И существует обы­вательская философия тех или иных социальных групп, классов, про­фессий... Они именно потому и считают ненужной философию"1. Ис­точник драматизма в отношениях философии с религией H.A. Бердяев видит в столкновении между мыслью индивидуальной и коллективной, когда против свободы философского познания восстают именно фило­софские элементы теологии, принявшие догматическую форму. Вместе с тем он отмечает наличие религиозных притязаний в самой филосо­фии: "Великие философы в своем познании всегда стремились к возро­ждению души, философия была для них делом спасения". Источник драматизма отношений философии с наукой H.A. Бердяев видит в уни­версальных притязаниях самой науки, связываемых им со сциентизмом. Однако "научная" философия, считает он, есть философия лишенных философского дара и призвания - она выдумана для тех, кому фило­софски нечего сказать. Философия возможна лишь в том случае, если есть особый, отличный от научного, путь философского познания. Не­обходимое условие философского познания - философская интуиция, а основа философии - опыт человеческого существования во всей его полноте. Философия не может не быть личной, даже когда она стремит­ся быть объективной. Настоящая философия есть та, которая "мучится смыслом жизни и личной судьбы".

Философия, считал H.A. Бердяев, неизбежно антропологична; она познает бытие в человеке и через человека.

Русский космизм. Космизм - специфическое мировосприятие кос-моцентрической ориентации, течение в философской и естественно­научной мысли. В России уже с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научной мировоззренческой мыс­ли. В его раду стоят такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чижевский и многие другие. Сре­ди русских религиозных философов космическое направление пред­ставлено в наследии Вл. С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флорен­ского, H.A. Бердяева. Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке, выдвигается положение о том, что "конец этого мира, конец


истории зависит и от творческого акта человека"1. Во вступительной статье к книге "Русский космизм" (М., 1993. С. 4) С.Г. Семенова отме­чает принципиально новое качество мироотношения, которое является определяющей чертой этого течения российской мысли. "Это идея ак­тивной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство... Речь по существу идет о расшире­нии прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека... Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосреде, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека..; Гуманизм - одна из самых ярких черт этой "замечательной плеяды мыслителей и ученых..."

Николай Федорович Федоров - философ, родоначальник русского космизма. Родился в 1829 г. в Тамбовской губернии. Кончил Тамбов­скую гимназию, учился в Ришельевском лицее в Одессе. С 1854 г. пре­подавал историю и географию в различных уездных училищах. С 1867 г. находился в Москве, где работал библиотекарем сначала Чертковской библиотеки, затем библиотекарем Румянцевского музея (1874-1898). В последние годы трудился в архиве Министерства иностранных дел. Скончался в 1903 г. в Москве.

Н.Ф. Федоров обладал обширными и разносторонними знаниями, владел в совершенстве основными европейскими языками, знал и не­сколько восточных языков. Внес значительный вклад в русское книго­ведение. Н.Ф. Федоров вел аскетический образ жизни, раздавал бедным все имеющиеся у него деньги. Круг общения Н.Ф. Федорова включал Вл. С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, К.Э. Циолковско­го. Ближайшими его учениками были Н.П. Петерсон и В.А. Кожевни­ков, которые и изложили и отредактировали философскую систему Н.Ф. Федорова после смерти мыслителя под названием "Философия общего дела" (т. 1. Верный (Алма-Ата), 1906; т. 2, 1913). Издание сочи­нений Н.Ф. Федорова в 1982 г. стало первым знакомством широкого круга читателей с идеями философа.

В основе концепции Н.Ф. Федорова лежит поиск глубинных причин ша и разработка средств его преодоления. Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабощенности его слепой силой природы. В таких условиях каждый человек пытается решить прежде всего пробле­мы самосохранения, что неизбежно порождает эгоизм, безнравствен­ность, зооморфизм общественного строя. Он выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По его убеждению, человечество


1 Бердяев H.A. Я и мир объектов. В кн.: Философия свободного духа. М., 1994. С. 238.


1 Бердяев H.A. Русская идея. В кн.: О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 258.


должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы, осуще­ствляемой "существами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела". Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап разви­тия мира и космоса. "Потому-то и нет в природе целесообразности, -утверждал он, - что ее должен внести сам человек, и в этом заключает­ся высшая целесообразность"1. В его проекте - и овладение природой, и переустройство человеческого организма, и управление космическими процессами, и, наконец, "воскрешение отцов", возвращение людям жиз­ни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, при­родных стихий и т.д. В деле "воскрешения" Н.Ф. Федоров отводит большую роль науке. Долг воскрешения есть не только высшая нравст­венность, но и само христианство, превращение его догматов в запове­ди. "Через труд воскрешения человек, как самобытное, самосозданное, свободное существо, свободно привязывается к Богу любовью". Н.Ф. Федоров считал христианскую идею личного спасения неверной и на­стаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью.

В дальнейшем учение Н.Ф. Федорова развивалось в двух направле­ниях: религиозно-богословском и естественно-научном.

Константин Эдуардович Циолковский - известный ученый, осно­воположник современной космонавтики, представитель естественно­научной ветви "космической философии". Родился он в 1857 г. в Рязан­ской губернии. Учился самостоятельно, экстерном сдал экзамен на зва­ние учителя народного училища и с 1880 до 1920 г. работал в школах Боровска и Калуги. Там же занимался научно-исследовательской дея­тельностью. В конце 20-х годов приобретает мировую известность как глава нового научного направления - астронавтики и ракетодинамики. В 1921 г. получил пожизненную пенсию. Умер в Калуге в 1935 г.

К.Э. Циолковский пытался решить ряд философских проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счаст­ливого будущего и т.д. В "космической философии" К.Э. Циолковского исследователь его концепции современный философ А.П. Огурцов вы­деляет три этапа3. На первом этапе (1898 - 1914 гг.) философия мыс­лится К.Э. Циолковским как общая наука, наука наук. Он примыкает к панпсихизму, признавая наличие во Вселенной вечных, неуничтожимых

1 Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В кн.: Русский космизм. М., 1993. С. 71.

2 Там же.

3 См.: Огурцов А.П. Циолковский Константин Эдуардович. Русская фило­софия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 577-578.


элементов материи - атомов, обладающих чувствительностью и зачат­ками духовности. Свою философию он называл "монизмом", для кото­рого космос - живое существо, а человек - союз атомов, блуждающих во Вселенной. Атом-дух бессмертен, он совершает круговорот, путеше­ствия из одного организма в другой. Основные работы этого периода творчества К.Э. Циолковского: "Научные основания религии" (1898 г.), "Этика, или Естественные основы нравственности" (1902-1903), "Нир­вана" (1914) На втором этапе (1914-1923) он уделяет основное внима­ние религиозным проблемам и поиску путей улучшения социальных условий человеческого существования, созданию проектов будущего ("Первопричина", 1918; "Идеальный строй жизни", 1917; "Гений среди людей", 1918-1921; "Социология (фантазия)", 1918). Социальная утопия развертывается К.Э. Циолковским в плане космическо-планетарных преобразований, завершающихся коренной переделкой человеческого существа, превращающегося в лучевое существо, питающееся с помо­щью фотосинтеза солнечной энергией. На третьем этапе (1923-1935) К.Э. Циолковский развивает учение о космическом разуме, космиче­ских эрах - рождение, становление, расцвет, превращение вещества в лучистую энергию ("Причина космоса", 1925; "Монизм Вселенной", 1925-1931; "Будущее Земли и человечества", 1928 и др.).

К.Э. Циолковский предвосхитил обсуждение многих глобальных проблем, в частности экологической. Одним из возможных путей пре­дотвращения гибели человечества он считал освоение космического пространства, а создание ракетно-космической техники - средством для решения этой задачи.

Составной частью концепции К.Э. Циолковского является его "космическая этика", -которая включает выработку этических основ контактов с инопланетянами, признание необходимости совместного труда для преобразования космоса.

К.Э. Циолковского можно считать одним из основоположников кон­цепции ноосферы.

"Космическая философия" К.Э. Циолковского, несмотря на некото­рые ее утопические элементы, - первая попытка систематического из­ложения проблем, характерных для начала космической эры.

Владимир Иванович Вернадский - выдающийся естествоиспытатель и мыслитель-гуманист, один из выразителей русского космизма, основа-гель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогаи, био­геохимии, радиогеологии и других научных направлений. Родился в 1863 г. в Петербурге. В 1885 г. окончил естественное отделение физи­ко-математического факультета Петербургского университета. С 1890 г. -приват-доцент, а в 1898 - 1911 it. - профессор Московского универси-


тета, откуда ушел в знак протеста против реакционных мер царского правительства в отношении университета. Был членом ЦК партии каде­тов. С 1912 г. - академик Российской Академии наук, организатор и первый президент Украинской Академии наук (1919), член Чехословац­кой (1926) и Парижской (1928) Академий наук. В 1922 - 1926 гг. был в командировке во Франции, где читал курс лекций (в Сорбонне) по гео­химии. В Париже знакомится с философами Э. Леруа и Тейяром де Шарденом. В.И. Вернадский был инициатором создания и руководите­лем российской Радиевой комиссии, Радиевого института, комиссии по изучению производительных сил России, комиссии по изотопам, комис­сии по урану. Он организовал в Академии наук отдел живого вещества, преобразованный в 1929 г. в Биогеохимическую лабораторию, ставшую впоследствии институтом геохимии и аналитической химии. Свои ноо-сферные идеи В.И. Вернадский разрабатывал в основном в 30-е годы, прежде всего в работах "Научная мысль как планетарное явление", "Химическое строение биосферы Земли и ее окружения". Последние годы жизни В.И. Вернадского приходятся на войну, во время которой он был эвакуирован в Казахстан. Там, готовясь к уходу из жизни, он составляет хронику своей жизни, пишет об истории зарождения и раз­вития своих идей и работает над последней своей статьей "Несколько слов о ноосфере". Умер В.И. Вернадский в Москве в 1945 г.

К основным его работам, кроме отмеченных выше, относятся: "Начало и вечность жизни" (1922), "Биосфера" (т. 1-2, 1926); "Очерки геохимии" (1927), "Проблемы биогеохимии" (ч. 1, 1935); "Размышления натуралиста" (1975-1977), "Живое вещество" (1978), "Философские мысли натуралиста" (1988).

Своим учением о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский внес ог­ромный вклад в разработку современной научной картины мира. Био­сфера, по В.И. Вернадскому, - это целостная биогеохимическая обо­лочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, формирующим биосферу, выступает живое вещест­во, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции. "Стоя на эмпирической почве, я... старался опи­раться только на точно установленные научные и эмпирические фак­ты... В связи со всем этим... я ввел вместо понятия "жизнь" понятие живого вещества... "Живое вещество" есть совокупность живых орга­низмов"1. Живое вещество, по Вернадскому, вечно, изначально присут­ствует в Космосе и повсеместно в нем распространено (космичность жизни).

В.И. Вернадский указывает на существование трех различных пла­стов реальности: 1) космических просторов; 2) атомных явлений;

1 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 504.


3) жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятых как целое. Эти три пласта отличны друг от друга по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но и отграничива­ются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений1. Основные предпосылки возникновения стадии ноосферы, по В.И. Вер­надскому2, таковы: 1) распространение человека - одного биологиче­ского вида, обладающего разумом, - по всей поверхности планеты, по­беда этого вида в борьбе с другими биологическими видами; 2) развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое; 3) от­крытие новых источников энергии (атомная, солнечная и др.), придаю­щих деятельности человека масштаб геологических преобразований;

4) массовая демократизация государственного устройства, допускающая к управлению обществом все более широкие массы населения; 5) взрыв научного творчества в XX в., обладающий геологическим масштабом своих последствий. Своеобразным венцом развития ноосферы должна стать автотрофность человечества, т.е. освобождение его от необходи­мости получать энергию от растительного и животного мира Земли, -условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос. В.И. Вернадский показал, что разви­ваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главным связующим звеном в построении многоплановой картины мира.

Характерно, что статья В.И. Вернадского "Несколько слов о ноо­сфере" заканчивается так: "Важен для нас факт, что идеалы нашей де­мократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с за­конами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим"3. В тру­дах В.И. Вернадского анализировались многие проблемы методологии и философии науки. Особенностью научной мысли В.И. Вернадский счи­тал ее вселенскость; она охватывает всю биосферу, все человечество и выступает как сила, создающая ноосферу. Отдавая приоритет науке, В.И. Вернадский вместе с тем подчеркивал, что она неотделима от фи­лософии и не может развиваться в ее отсутствие. Научное познание, утверждал он, расширяется не путем только логических приемов мыш­ления; его источником служат также вненаучные сферы мышления, философия и религия. В.И. Вернадский обосновывал идею плодотвор­ности взаимодействия всех сфер человеческой культуры.

1 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 52, 74.

2 См.: Моисеев В. Вернадский Владимир Иванович. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 93.

3 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. В кн.: Русский космизм. М., 1993. С. 310.


Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

В классической философии многообразие имеющихся философских концепций и подходов, как мы уже указали, как бы связывались в еди­ную рациональную схему, которая позволяла поддерживать это разнооб­разие внутри общего проблемного единства. Различие философских систем здесь соседствовало с общностью понимания целей и задач фи­лософии. В современной философии, напротив, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде­ление и локализация отдельных философских проблем, которые оформ­ляются в самостоятельные направления. Причем если изначально гене­тическое родство с классикой еще не отрицается, что выражается в до­бавлении приставки "нео" к соответствующим концепциям (например, неокантианство, неогегельянство и т.д.), то затем этот разрыв постепен­но становится самоценностью и каждое философское направление со­временности "кидает свой камень" в сторону классической философии.

Все это создает определенную сложность в понимании и изложении историко-философского материала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их перечисление чисто физически невозможно. Дабы выйти из этого положения, мы предложим такую классификацию современных тенденций в филосо­фии, которая основана на некоторой интерпретации современного исто­рико-философского процесса. Смысловыми пунктами данного подхода выступают следующие.

Современная философия трактуется нами прежде всего как палитра попыток "окончательного" преодоления классической философии, суть которой мы изложили выше.

На особенности развития философии XX в. существенное влияние оказывают социокультурные процессы, в частности резко изменившийся статус науки в обществе и культуре в целом1. Наука в виде своих как позитивных, так и негативных результатов буквально врывается на все уровни общественного бытия, заставляя каждого человека вырабатывать свое собственное отношение к ней. Культура как бы "раскалывается" на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и на тех, кто против него. Причем в основании данных позиций находится не наука как таковая, а ее сложившийся в культуре образ.


В результате в современной культуре формируются две социокуль­турные ориентации, которые, каждая со своей стороны, специфически, но-разному осмысливают этот абсолютизированный образ науки, - сци-ентизм и антисциентизм.

Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бы­тия. Исторически идеалом для сциентизма (что выражено и в этимоло­гии данного слова) выступают прежде всего наиболее развитые естест­венные и математические науки. В их лоно, как в прокрустово ложе, укладываются не только иные способы и методы получения знания, ха­рактерные, например, для гуманитарных наук, но и вообще любые дос­тижения человеческого духа, претендующие на постижение истины.

Этой позиции противостоит антисциентизм - социокультурная ори­ентация, основанная на широкой критике науки и как социального ин­ститута, и как формы постижения мира, рассматривающая ее как "демона, выпущенного из бутылки", угрожающего теперь существова­нию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерацио-нальные (иррациональные), способы постижения бытия.

Явная взаимосвязь указанных ценностных ориентации, базирующаяся на одинаковом представлении о сущности науки, переводит данную проблему в несколько иную плоскость. Оказывается, что сциентизм и антисциентизм являются своеобразными полярными, то есть противопо­ложными, но одновременно неразрывными сторонами современной культуры, пронизывающими все ее уровни - от обыденного сознания до форм различного рода теоретических рефлексий. Указанная неразрыв­ность, внутрикулътурная оппозиция позволяет говорить именно о ди­лемме "сциентизм - антисциентизм" как важнейшем признаке совре­менной культуры, представляющем собой ее особый структурный уро­вень и являющемся своеобразным ключом для понимания тех новых проблем, которые в ней возникли.

Таким образом, внутрифилософские процессы распада классических схем философии на рубеже XIX-XX вв. происходили на фоне карди­нальных изменений в культуре, которые позволяют нам определенным образом рассмотреть основные направления современной философии сквозь призму дилеммы сциентизма и антисциентизма.


 

1 См. более подробно: Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997.


Глава 1. СЦИЕНТИЗМ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

(ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ПОЗИТИВИЗМ, ПРАГМАТИЗМ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.