КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модульная программа к главе 16
Международные финансовые институты Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно принято называть международными финансовыми институтами. Они возникли в основном после Второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР), возникшего в 1930 году. Причины возникновения международных финансовых институтов заключаются в: · усилении интернационализации хозяйственной жизни, образовании ТНК и ТНБ, сфера действия которых выходит за национальные границы; · развитии межгосударственного регулирования мировых хозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений; · необходимости совместного решения причин нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота. Международные финансовые институты преследуют следующие цели: · объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики; · осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование; · совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики. Функции межгосударственных финансовых институтов включают в себя: · предоставление кредитов странам; · разработку принципов функционирования мировой валютной системы; · осуществление межгосударственного регулирования международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов».
К числу важнейших международных финансовых институтов относятся: · Банк международных расчетов; · Международный валютный фонд (МВФ); · Всемирный банк; · Международная ассоциация развития; · Международное агентство по инвестиционным гарантиям; · региональные банки развития; · валютно-кредитные и финансовые организации ЕС. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН – МВФ и группа Международного банка реконструкции и развития (МБРР), а также ГАТТ, которое в 1995 г. было преобразовано во Всемирную торговую ассоциацию (ВТО). Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (с 1964 г. – раз в 3-4 года) наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран обсуждаются валютно-кредитные вопросы. · Одной из важнейших организаций в международной экономической сфере, обладающих наибольшим весом, является Международный валютный фонд, штаб-квартира которого находится в Вашингтоне. Он был создан в результате проведения в 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США) Международной конференции, на которой были приняты новые международные принципы валютной политики, положенные в основу послевоенной международной валютной системы стран рыночного хозяйства. В настоящее время членами МВФ являются более 180 стран, его деятельность подчинена интересам обеспечения стабильности валютно-финансовой системы мира. Наибольшими суммами квот в МВФ владеют США, располагая, соответственно, «контрольным пакетом» в его руководящих органах. Кредиты МВФ, как правило, предоставляются под программы укрепления финансово-экономического положения стран, и характер этих кредитов связан с выполнением требований специалистов МВФ. МВФ оказывает огромное влияние на всю систему валютно-финансовых отношений в мировом хозяйстве, поскольку его нормы регулирования оказывают непосредственное влияние на движение ссудных капиталов в мировом хозяйстве.
· Важным институтом регулирования международного движения капиталов является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), известный также под названием Всемирный банк, основанный в 1945 году. Он выступает в качестве межправительственной организации со штаб-квартирой в Вашингтоне. Главное в работе банка – через предоставляемые долгосрочные кредиты банков содействовать развитию экономик входящих в него стран. Банк получает средства как от основных взносов стран-членов, так и от выпуска облигаций, которые могут приобретать частные фирмы, различные учреждения, общественные и правительственные организации. В то же время МБРР предоставляет кредиты правительствам и частным фирмам, прежде всего в развивающихся странах. Подавляющая часть займов предоставляется на развитие инфраструктуры, энергетической базы, транспорта, промышленности и сельского хозяйства. В системе МБРР действуют также Международная финансовая корпорация (МФК) и Международная ассоциация развития (MAP). При этом наблюдается тесная координация в деятельности МБРР и МВФ. · К иным банковским организации, оказывающим влияние на систему международных валютно-кредитных и финансовых отношений, процессы международной торговли относятся региональные банки такие как, как, например, Европейский инвестиционный банк; Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР); ряд арабских и иных банков. Ресурсы для своей деятельности они черпают из собственного капитала и ссуд, получаемых на международных, а часто и на национальных рынках капитала. Региональные банки предоставляют главным образом долгосрочные кредиты на финансирование инвестиционной деятельности частных фирм и международных проектов в рамках помощи развивающимся странам. · Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г, в связи с осуществлением «плана Маршалла», затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ныне ОЭСР включает 34 страны, на долю которых приходятся 16% населения и около 60% мирового ВВП. Целью ОЭСР является содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР представляет собой своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики.
· Парижский клуб стран-кредиторов представляет собой неформальную организацию промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 1970-х гг. сменились активной работой в 1980-1990-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году. · Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.
Контрольные вопросы
1. Что такое интервенции центрального банка? 2. Что такое валютный курс и какие его виды Вы знаете? 3. Какие факторы определяют спрос и предложение национальной валюты? 4. Какие режимы валютных курсов Вы знаете? 5. Что такое «система грязного плавания» валютного курса? 6. Дайте определение «мировой валютной системы», покажите историческую логику ее формирования. 7. В чем суть политик валютного регулирования и контроля? 8. Покажите роль международных организаций в области наднационального регулирования международных валютно-финансовых и кредитных отношений.
9. Обоснуйте роль, которую играет доллар США в современных международных финансах. 10. Расскажите о золотомонетном стандарте как основе организации внутреннего денежного обращения и международных расчетов до Первой мировой войны. 11. Каковы перспективы перестройки мировой валютной системы? 12. Расскажите о современном состоянии международной валютной ликвидности развитых и развивающихся стран.
Задание для самостоятельной работы
«Мировая валютная система»
Изучив содержание главы, систематизируйте усвоенную информацию по алгоритму, заданному в модульной таблице с незаполненными клетками-файлами: · заполните каждый файл ключевыми словами, ответив на вопросы и дав соответствующие определения; · дополните каждое ключевое слово ответами на вопрос и таким образом получите набор тезисов; · в заполненной вами таблице проведите сравнения, сопоставления тезисов по вертикали и по горизонтали, сделайте выводы; · рассмотрите полученные тезисы по степени их актуальности и практической значимости для вас; · выбранные тезисы расположите так, чтобы получить «индивидуальную траекторию» продвижения по предложенному содержанию; · с каждым модулем вашей траектории поработайте в логике самостоятельных рассуждений: дополнения, уточнения, критики; · проведите анализ (деление) наиболее интересных и значимых для вас модулей, представьте их в виде новых таблиц, то есть повторите предложенный алгоритм, и т. д. Зафиксируйте полученный результат собственной учебной деятельности: · определите, что усвоено вами из ранее известной информации (репродуктивное содержание); · сформулируйте собственные мысли по поводу полученных знаний (продуктивное содержание); · установите, что для вас наиболее интересно и значимо; · укажите, какими методами работы с информацией вы овладели; · решите, довольны ли вы собственным результатом. Такая работа является основой модульного обучения и считается продуктивной, поскольку направлена на развитие логического мышления и способствует приобретению знаний и профессиональной компетенции.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |