КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Последовательность операций нормативного прогнозаПоследовательность операций нормативного прогноза............... 83 Целевые ситуации и их прогнозирование...................................... 81 Характерные особенности нормативных разработок................... 77 Нормативный прогноз............................................................................... 77 Характерные особенности социальных проблем........................... 73 Проблемная ситуация и перспективы ее развития......................... 71 Методика прогнозного поиска........................................................ 68 Поисковый прогноз.................................................................................... 68 Виды прогнозов......................................................................................... 24 Роль Римского клуба в исследовании проблематики будущего.............. 16 Антифутурологические волны.................................................................. 14 Технологическое прогнозирование........................................................... 12 Явления презентизма и футурофобии......................................................... 6 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Л. а. кудринская Учебное пособие
Омск Издательство ОмГТУ УДК 364 (075.8) ББК 65.272я73 К 89 Рецензенты: О. М. Рой, д-р социол. наук, профессор Омского государственного Г. И. Тюменцева, канд. филос. наук, доцент Омского юридического
Кудринская, Л. А. К 89 Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / Л. А. Кудринская. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 124 с. ISBN 978-5-8149-1030-1
Содержание учебного пособия позволит более точно и правильно изучить основы теории прогнозирования, моделирования и проектирования, сформировать понимание основных аспектов социальной работы в контексте данного курса, а также познакомиться с основными методами, технологиями прогнозирования, моделирования и проектирования в практике социальной работы. Предназначено для студентов дистанционной формы обучения по специальности 040101 «Социальная работа», будет полезно и для студентов других форм обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета УДК 364 (075.8) ББК 65.272я73 ISBN 978-5-8149-1030-1 © ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет», 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................................................. 5 Раздел 1. История развития социального прогнозирования...................... 6 1.2. Религиозные, утопические, философско-исторические представления 1.3. Научно-публицистический жанр «Размышления о будущем» 1.7. Современный этап: глобалистика и альтернативистика........................... 18
Раздел 2. Социальное прогнозирование как метод научного познания. 21 2.1. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина................. 21 2.2. Объект социального прогнозирования..................................................... 22 2.4. Междисциплинарный характер исследований прогнозирования 2.5. Методологические принципы социального прогнозирования................ 27 2.6. Роль системного подхода в социальном прогнозировании..................... 28 2.7. Способы разработки прогнозов................................................................ 29 2.8. Методы социального прогнозирования.................................................... 31 2.9. Результаты прогнозов и требования к ним............................................... 35 2.10. Принципы и условия надежности социального прогнозирования........ 36 2.11. Основные недостатки процесса прогнозирования................................. 37
Раздел 3. Социальное моделирование......................................................... 41 3.1. Модель как метод научного познания...................................................... 41 3.2. Виды и функции моделей........................................................................ 42 3.3. Специфика моделирования в социальной сфере...................................... 44 3.4. Оценка моделей......................................................................................... 45
Раздел 4. Основные направления социальных прогнозов в социальной работе....................................................................................... 47 4.1. Цели и задачи прогнозирования в социальной работе........................... 47 4.2. Функции прогнозов в социальной работе и основные направления 4.3. Демографическая ситуация как одна из основ прогнозирования 4.4. Методы прогнозирования населения....................................................... 52 Раздел 5. Технология прогнозных разработок социальных процессов. 56 5.1.Этапы прогнозного исследования.............................................................. 56 5.2.Построение программы прогнозного исследования 5.3. Построение исходной (базовой) модели................................................... 62 5.4. Модель прогнозного фона......................................................................... 65 5.5.4. Систематизация проблем методом построения 5.5.5. Последовательность операций при разработке 5.6.2. Социальная цель. Построение «дерева социальных целей»......... 79 5.7. Выработка рекомендаций для управления............................................... 85
Раздел 6. Социально-проектная деятельность............................................ 87 6.1. Социальное проектирование: суть, основные понятия............................ 87 6.2. Субъект, объект, предмет социального проектирования......................... 89 6.3. Классификация социальных проектов...................................................... 89 6.4. Методы социального проектирования...................................................... 91 6.5. Этапы социального проектирования........................................................ 94
Раздел 7. Законодательная база социально-экономического Список рекомендуемой литературы............................................................. 99 Приложения................................................................................................... 102 Для российского общества обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием стало одной из актуальнейших задач как в области теоретических разработок, так и в области практики. Данная проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, характеризующийся направленностью на инновации и новые технологии работы в любой сфере жизнедеятельности российского общества, делает эту задачу особенно актуальной. Современное российское общество находится в условиях трансформации всей системы общественных отношений, связанных с развитием рыночной экономики и процессами демократизации. Значительные по численности социальные группы в силу действия объективных факторов и многих индивидуальных жизненных обстоятельств становятся объектом социальной работы. В данном контексте особенно важно понимать закономерности современных социальных трендов, что невозможно, в свою очередь, без овладения знаниями и навыками в области социального прогнозирования, моделирования и проектирования. Социальный работник, призванный оказывать помощь клиенту в преодолении индивидуальной трудной жизненной ситуации, в то же время должен понимать, как развиваются общие и особенные условия жизнедеятельности, характеризующие положение отдельных социальных групп общества, каковы тенденции и последствия этого развития. Он должен уметь своевременно выявить новую социальную проблему, суметь проанализировать тенденцию ее развития, сделать прогноз на определенный период, упреждения и предложить меры в форме социального проекта по решению конкретной проблемы. Изучение прогнозирования, моделирования и проектирования сегодня для социального работника становится необходимым элементом его профессионального обучения. Требования к изучению этой дисциплины заложены в государственном стандарте высшего образования по специальности «Социальная работа». Пособие состоит из нескольких разделов: «История развития социального прогнозирования», «Социальное прогнозирование как метод научного познания», «Социальное моделирование», «Основные направления социальных прогнозов в социальной работе», «Технология прогнозных разработок социальных процессов», «Социально-проектная деятельность». Данное учебное пособие разработано на основе учебников, учебных пособий, монографий, статей в научной периодической литературе, список которых приводится. Особо следует выделить учебник И.В. Бестужева‑Лады и Г.А. Наместниковой «Социальное прогнозирование», ряд учебных пособий В.М. Сафроновой, в том числе «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» и др. Раздел 1
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |