Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Последовательность операций нормативного прогноза




Последовательность операций нормативного прогноза............... 83

Целевые ситуации и их прогнозирование...................................... 81

Характерные особенности нормативных разработок................... 77

Нормативный прогноз............................................................................... 77

Характерные особенности социальных проблем........................... 73

Проблемная ситуация и перспективы ее развития......................... 71

Методика прогнозного поиска........................................................ 68

Поисковый прогноз.................................................................................... 68

Виды прогнозов......................................................................................... 24

Роль Римского клуба в исследовании проблематики будущего.............. 16

Антифутурологические волны.................................................................. 14

Технологическое прогнозирование........................................................... 12

Явления презентизма и футурофобии......................................................... 6

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Л. а. кудринская

Учебное пособие

 

Омск

Издательство ОмГТУ

УДК 364 (075.8)

ББК 65.272я73

К 89

Рецензенты:

О. М. Рой, д-р социол. наук, профессор Омского государственного
университета им. Ф. М. Достоевского;

Г. И. Тюменцева, канд. филос. наук, доцент Омского юридического
института

 

Кудринская, Л. А.

К 89 Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / Л. А. Кудринская. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 124 с.

ISBN 978-5-8149-1030-1

 

Содержание учебного пособия позволит более точно и правильно изучить основы теории прогнозирования, моделирования и проектирования, сформировать понимание основных аспектов социальной работы в контексте данного курса, а также познакомиться с основными методами, технологиями прогнозирования, моделирования и проектирования в практике социальной работы.

Предназначено для студентов дистанционной формы обучения по специальности 040101 «Социальная работа», будет полезно и для студентов других форм обучения.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета

УДК 364 (075.8)

ББК 65.272я73

ISBN 978-5-8149-1030-1 © ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010

 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 


Введение.............................................................................................................. 5

Раздел 1. История развития социального прогнозирования...................... 6

1.2. Религиозные, утопические, философско-исторические представления
о будущем.................................................................................................... 7

1.3. Научно-публицистический жанр «Размышления о будущем»
(XIX–XX вв.).............................................................................................. 10

1.7. Современный этап: глобалистика и альтернативистика........................... 18

 

Раздел 2. Социальное прогнозирование как метод научного познания. 21

2.1. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина................. 21

2.2. Объект социального прогнозирования..................................................... 22

2.4. Междисциплинарный характер исследований прогнозирования
социальных процессов и структур........................................................... 25

2.5. Методологические принципы социального прогнозирования................ 27

2.6. Роль системного подхода в социальном прогнозировании..................... 28

2.7. Способы разработки прогнозов................................................................ 29

2.8. Методы социального прогнозирования.................................................... 31

2.9. Результаты прогнозов и требования к ним............................................... 35

2.10. Принципы и условия надежности социального прогнозирования........ 36

2.11. Основные недостатки процесса прогнозирования................................. 37

 

Раздел 3. Социальное моделирование......................................................... 41

3.1. Модель как метод научного познания...................................................... 41

3.2. Виды и функции моделей........................................................................ 42

3.3. Специфика моделирования в социальной сфере...................................... 44

3.4. Оценка моделей......................................................................................... 45

 

Раздел 4. Основные направления социальных прогнозов

в социальной работе....................................................................................... 47

4.1. Цели и задачи прогнозирования в социальной работе........................... 47

4.2. Функции прогнозов в социальной работе и основные направления
прогнозирования в социальной работе.................................................... 48

4.3. Демографическая ситуация как одна из основ прогнозирования
в социальной работе.................................................................................. 49

4.4. Методы прогнозирования населения....................................................... 52

Раздел 5. Технология прогнозных разработок социальных процессов. 56

5.1.Этапы прогнозного исследования.............................................................. 56

5.2.Построение программы прогнозного исследования
(предпрогнозная ориентация).................................................................. 57

5.3. Построение исходной (базовой) модели................................................... 62

5.4. Модель прогнозного фона......................................................................... 65

5.5.4. Систематизация проблем методом построения
«дерева социальных проблем»........................................................ 74

5.5.5. Последовательность операций при разработке
поискового прогноза........................................................................ 75

5.6.2. Социальная цель. Построение «дерева социальных целей»......... 79

5.7. Выработка рекомендаций для управления............................................... 85

 

Раздел 6. Социально-проектная деятельность............................................ 87

6.1. Социальное проектирование: суть, основные понятия............................ 87

6.2. Субъект, объект, предмет социального проектирования......................... 89

6.3. Классификация социальных проектов...................................................... 89

6.4. Методы социального проектирования...................................................... 91

6.5. Этапы социального проектирования........................................................ 94

 

Раздел 7. Законодательная база социально-экономического
прогнозирования РФ
............................................................................... 96

Список рекомендуемой литературы............................................................. 99

Приложения................................................................................................... 102


Для российского общества обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием стало одной из актуальнейших задач как в области теоретических разработок, так и в области практики. Данная проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, характеризующийся направленностью на инновации и новые технологии работы в любой сфере жизнедеятельности российского общества, делает эту задачу особенно актуальной.

Современное российское общество находится в условиях трансформации всей системы общественных отношений, связанных с развитием рыночной экономики и процессами демократизации. Значительные по численности социальные группы в силу действия объективных факторов и многих индивидуальных жизненных обстоятельств становятся объектом социальной работы. В данном контексте особенно важно понимать закономерности современных социальных трендов, что невозможно, в свою очередь, без овладения знаниями и навыками в области социального прогнозирования, моделирования и проектирования.

Социальный работник, призванный оказывать помощь клиенту в преодолении индивидуальной трудной жизненной ситуации, в то же время должен понимать, как развиваются общие и особенные условия жизнедеятельности, характеризующие положение отдельных социальных групп общества, каковы тенденции и последствия этого развития. Он должен уметь своевременно выявить новую социальную проблему, суметь проанализировать тенденцию ее развития, сделать прогноз на определенный период, упреждения и предложить меры в форме социального проекта по решению конкретной проблемы.

Изучение прогнозирования, моделирования и проектирования сегодня для социального работника становится необходимым элементом его профессионального обучения. Требования к изучению этой дисциплины заложены в государственном стандарте высшего образования по специальности «Социальная работа».

Пособие состоит из нескольких разделов: «История развития социального прогнозирования», «Социальное прогнозирование как метод научного познания», «Социальное моделирование», «Основные направления социальных прогнозов в социальной работе», «Технология прогнозных разработок социальных процессов», «Социально-проектная деятельность».

Данное учебное пособие разработано на основе учебников, учебных пособий, монографий, статей в научной периодической литературе, список которых приводится. Особо следует выделить учебник И.В. Бестужева‑Лады и Г.А. Наместниковой «Социальное прогнозирование», ряд учебных пособий В.М. Сафроновой, в том числе «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» и др.

Раздел 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.