Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное моделирование 2 страница




– оценки социальных последствий мер, принимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями и т.д.;

– оценки эффективности вкладываемых ресурсов, финансовых мер;

– оценки возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики;

– возможные ресурсы на решение локальных социальных проблем.

2.10. Принципы и условия надежности
социального прогнозирования

Под надежностью прогноза понимается необходимая степень вероятности, оправдываемости разрабатываемых прогнозов.

Естественно, что по мере развития теории и совершенствования методики прогнозирования будет все более возрастать эффективность и надежность прогнозов, разрабатываемых на основе научной методологии.

Наряду с этим важной предпосылкой для разработки эффективного прогноза является наличие в распоряжении людей, осуществляющих социальное прогнозирование, объективной, достоверной и как можно более полной информации о состояниях данного процесса в прошлом и в текущий момент. Качество и надежность будут прямо пропорциональны степени полноты и достоверности информации. Это – проблема наполнения моделей систем конкретным содержанием, обеспечивающим их адекватность, соответствие изображаемому объективному процессу или системе. Поэтому дальнейшее развитие и совершенствование социального прогнозирования неизбежно потребуют значительного улучшения и расширения сбора данных о социальном развитии общества, совершенствования и детализации социальной статистики, увеличения мощности аппарата обработки информации, контроля ее достоверности.

Для успешного прогнозирования обязательными предпосылками являются объективность информации, исключение субъективизма и приукрашивания действительности.

Одна из особенностей прогнозирования состоит в том, что процессы социального взаимодействия протекают быстрее, чем производственные и экономические процессы, а потому наблюдение за их течением, за функционированием и развитием требует значительно более быстрой и более подробной информации. Это создает дополнительные трудности также для эффективного моделирования процессов. Известно, что чем более изменчив и текуч изучаемый процесс, тем меньший интервал времени должен быть взят в динамическом ряду, в модели, отражающей этот процесс. Напротив, чем более стабилен изучаемый процесс, тем большим может быть интервал динамического ряда и «шаг» модели, имитирующей этот процесс.

Рассмотрим теперь понятие «эффективность прогнозирования». Эффективность прогнозирования – комплексный критерий качества прогнозирования, подразумевающий достоверность, точность прогноза на этапе его построения.

Понятие «эффективность прогнозирования» вводится для того, чтобы учитывать с его помощью качественную, творческую составляющую прогнозирования в схеме реального контура с обратной связью.

К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

– глубину и объективность анализа;

– знание конкретных условий;

– оперативность и быстроту в проведении и обработке материалов.

При прогнозировании специалисты на протяжении всего периода решения задачи (зачастую длительного) пытаются всесторонне оценить качество прогноза. Это осуществляется путем промежуточных проверок получаемых результатов, сравнения с другими областями науки и техники и т.д. Это свойство можно назвать прогнозированием результата (качества) прогноза.

Одной из практически значимых проблем прогнозирования в социальной работе является реализация наиболее ценных результатов прогнозирования. Основные направления этой деятельности:

– вооружение соответствующих учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов;

– составление комплексных прогнозов через координационные центры;

– предоставление прогнозов правительству, комитетам соответствующих министерств;

– проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами.

В настоящее время активно работает Департамент анализа и прогнозирования социально-экономического развития РФ, который взаимодействует с научными структурами и вузовскими кафедрами.

2.11. Основные недостатки процесса прогнозирования

Анализируя уровень прогностической деятельности в России или в конкретном регионе, следует учитывать множество факторов. Среди них есть факторы уровня развития науки, прежде всего это развитие методов, позволяющих принимать во внимание специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеологического аспектов при разработке моделей, прогнозов. А это, в свою очередь, зависит от финансирования науки, т.е. состояния ВВП и уровня деятельности высшего менеджмента в стране.

Недостатки конкретного процесса прогнозирования зачастую могут быть связаны с субъективным фактором, а именно с двумя группами лиц:

1) теми, кто разрабатыв­ет модели и прогнозы, и 2) теми, кто пытается реализовать результаты исследований.

Рассмотрим эти группы подробнее.

1) Недостаточно высокий профессионализм первой группы – прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные модели и прогнозы, приводят к целому ряду нежелательных моментов. На основании обобщения опыта работы кафедры прогнозирования РГСУ можно сделать ряд выводов (по Сафроновой).

Вывод первый. Основной объем материала в прогностических отчетах является описательно-информационным (до 90 %). Это может происходить, если объект исследуется в период ретроспекции прогноза. Тогда как крайне важная информация о мерах прогнозирования, процедуре обработки информации, используемых источниках занимает наименьший объем.

Вывод второй. Преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньшее – анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использованию прогностических систем высшего порядка.

Вывод третий. Нечеткое определение целей разработки прогнозов. Это приводит к вовлечению в описание объекта (период ретроспекции и проспекции) большого количества факторов и условий, не имеющих научно-информативной ценности.

2) Вторая группа – представители власти, пытающиеся перенести существующие модели без должного анализа возможных проблем адаптации в новых условиях. Примером их неудачной деятельности могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии в Россию. Эти попытки приобретают извращенную форму, поскольку не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера страны.

Основные недостатки прогнозирования социальных процессов:

– соотношение между прогнозами и ретроспективной направленностью не в пользу прогноза;

– недостаточное освещение прогнозного фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние;

– неразработанность методических и процедурных аспектов;

– недостаточность объемов информации;

– недостаточность организационно-правовой основы процессов прогнозирования;

– недостаточность развития теории, методологии прогнозирования.

Недостатки информационного обеспечения прогнозов выражаются в первую очередь в использовании узковедомственных данных без должного учета, сравнения совокупной информации по смежным отраслям.

Неразработанность организационно-правовой основы процессов прогнозирования не позволяет в должной мере привлекать к разработке прогнозов специалистов различных областей научной деятельности, разработчиков смежных проблем, хотя все большее развитие получают временные творческие коллективы, включающие в себя специалистов из разных сфер деятельности, но работающих в тесном взаимодействии.

Недостаточно полный учет свойств конкретных методов прогнозирования приводит к появлению ошибок, а иногда и к неправильным прогнозам.

В этой связи важно, чтобы специалисты по вопросам прогнозирования обращали внимание не только на свои успехи, но и на ошибки. Несмотря на отрывочность и незначительность данных об ошибках, их объем все же позволяет сделать некоторые выводы общего характера.

Непрерывная последовательность

«прогноз ® решение ® результаты ® ошибки ® прогноз»

образует контур обратной связи. Тем самым выявленные ошибки влияют на повышение уровня результатов прогнозирования.

Для понимания ошибок их следует рассматривать в условиях подобной структуры с контурами обратной связи. Однако подход типа «до» и «после» удобен лишь для количественных оценок ошибок и только в тех случаях, когда есть «после». При этом эффект ошибок не всегда проявляется непосредственно.

При построении глобальных качественных прогнозов эффект ошибок может быть не столь очевиден, и его выявление оказывается задачей, сравнимой по сложности с самой задачей прогнозирования: неточность прогнозов нельзя исправить с помощью простых поправочных соотношений.

Оценка широкого объема различных показателей качества прогнозирования должна быть заложена в сами методы прогнозирования.

Прогноз ценен, когда его сопровождает описание его достоверности (конечно, имеющее некоторую степень определенности). Вероятностные оценки точности прогнозов отражают лишь количественную сторону этой достоверности, и эти оценки применимы лишь для количественных методов прогнозирования.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем прогностика отличается от предвидения и предсказания?

2. Дайте определение прогноза в целом и социального прогноза в частности.

3. Возможно ли разработать научный прогноз без результатов смежных областей знания?

4. Сколько методологических принципов разработки прогноза вы знаете? Зачем они нужны?

5. В чем суть системного подхода в прогнозировании?

6. Дайте определение объекта и предмета прогноза.

7. Как можно классифицировать объект прогноза?

5. Что такое профиль прогноза?

6. Что означает понятие «прогнозный фон»?

7. Какие виды прогнозирования вам известны?

8. Сколько способов прогнозирования вы знаете? Перечислите их.

9. Чем экстраполяция отличается от интерполяции?

10. Что такое метод Дельфи, к какому типу методов он относится?

11. В каких методах выявляется критерий оптимальности?

12. В чем заключается эффект Эдипа?

13. Что такое надежность прогноза?

14. Что такое эффективность прогноза?

15. Назовите объективные факторы повышения надежности прогноза.

16. Назовите субъективные факторы повышения надежности прогноза.

17. Назовите основные ошибки при проведении современных прогнозов?


Раздел 3

3.1. Моделирование как метод научного познания

На интуитивно-практическом уровне «модели» также пронизывают всю жизнь людей: модель упрощает сложный мир действительности, но в отличие от научного познания здесь моделирование не нуждается в теоретическом обосновании. Они содержат в себе свойственное человеку стремление осмыслить жизнь, заглянуть в будущее.

В общенаучном понимании моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

В основе всякого научного знания, любого научного метода находится процедура моделирования. Моделирование используется в науке для прогнозирования событий реального мира. В науке мир рассматривается через призму моделей – это наиболее оптимальный способ, метод его познания и вместе с тем постоянного совершенствования.

В науке прослеживает следующая логика познания:

модель ® прогноз ® эксперимент ® новая модель, т.е. постоянно идет не только поиск адекватного отражения в моделях реального мира, но и попытки заглянуть в будущее, предусмотреть его возможное развитие.

Модель исследуемого объекта представляет собой систему материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов либо их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.

В социологии чаще всего используют следующее определение модели.

Модель – 1) мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; 2) формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений.

Связь объекта исследования и модели:

– модель и оригинал всегда находятся в известном субъекту познания объективном соответствии;

– в процессе познания модель замещает объект и сама становится объектом исследования; модель в определенном отношении в упрощенной форме воспроизводит объект исследования;

– модель служит познанию объекта исследования, является средством получения новой информации об объекте;

– знание, полученное на модели, может быть перенесено на оригинал.

К использованию моделей прибегают в тех случаях, когда приступить к непосредственному изучению интересующего объекта невозможно или когда это нецелесообразно (например, если связано со значительными трудностями).

Основными средствами моделирования являются:

– словесное описание – наиболее простой и доступный способ задания моделей;

– графическое представление в виде кривых, чертежей – этот способ имеет ограниченное самостоятельное значение, может являться дополнением к другим;

– блок-схемы, матрицы решений – этот способ может считаться промежуточным между словесным и математическим описаниями;

– математическое описание;

– программное описание (для ЭВМ).

В повседневной практике достаточно часто используются возможности компьютерной программы Excel, имеющей различные функции для осуществления расчета тенденций изменения переменной в периоде основания для продолжения тенденции в период упреждения прогноза.

 

 

3.2. Виды и функции моделей

Моделирование – специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача – воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модельэто аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как в этом случае само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; оно в этом случае не дает должного представления об оригинале модели, а также не выполняет своей функции. Модели различаются по степени близости к действительности (степени изоморфизма с действительностью).

Все многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно разделить на три класса:

1) материальные модели, которые ввиду специфичности социальных объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели);

2) идеальные модели в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научного поиска. Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям:

по объему исследования различают модели социальной структуры общества и социально-демографических процессов, модели образа жизни и социально-политических процессов и т. д.;

по уровню моделируемой системы – микро- и макромодели;

по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала – субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели;

способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, которым подчиняется объект исследования, – детерминистические и стохастические модели;

ориентированности на изучение функционирования или развития системы – модели с постоянной и изменяющейся структурой;

месту в структуре научного познания – измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные;

уровню формализации – концептуальные и формально-логические (математические) модели;

3) смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (так называемые человекомашинные модели). Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии.

Функции моделей. В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции:

измерительную (измерение социальных характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки).

На теоретическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции:

объяснительную – раскрытие сущности исследуемых объектов,

критериальную – проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез,

предсказательную – оценка будущего состояния рассматриваемой системы.

Отдельные функции могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций. Кроме того модели могут конструироваться специально для одновременной реализации нескольких функций. Например, имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную.

3.3. Специфика моделирования в социальной сфере

Социальные модели отличаются от моделей, использующихся в естественных и технических науках, следующими характеристиками:

– многофакторностью социальных явлений и процессов,

– изменчивостью во времени, т.е. историчностью,

– сильным взаимодействием между элементами социальной системы и сложным характером связей,

– наличием субъективного фактора и целенаправленностью систем,

– трудностями квантификации (измерения).

Моделирование в социальной работе выступает как этап социального прогнозирования и проектирования. При этом своеобразие моделей, применяемых в социальной работе, во многом обусловлено спецификой целей, задач и способов социально-прогнозного исследования. Кроме того, модели, выступая средством изучения социальной сферы, часто используются и для решения управленческих задач, т. е. служат основой для преобразования социальной системы в интересах человека. Социальное моделирование позволяет достичь следующих целей:

с одной стороны,отобразить состояние проблемы на данный момент и выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий;

с другой стороны,определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.

Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные, т.е. необходима информационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны.

 

Каким требованиям должна отвечать социальная модель?

Первая группа требований. Модель должна

– быть простой, удобной;

– давать новую информацию об объекте;

– способствовать усовершенствованию самого объекта.

Ко второй группе требований можно отнести:

– определение или улучшение характеристик объекта;

– рационализацию способов его построения;

– возможность управления или познания объекта на его модели.

Следовательно, правомерно при разработке моделей говорить об их подобии объекту-оригиналу. При этом, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка параметров с ожидаемыми результатами, с другой стороны, модель должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

 

 

3.4. Оценка моделей

Каким требованиям должна отвечать социальная модель? Сегодня в научной литературе к модели выдвигаются следующие требования:

– она должна быть простой, удобной;

– позволять изучить объект и получить новую информацию о нем;

– способствовать усовершенствованию объекта;

– давать возможность рассмотреть управление объектом на его модели.

При разработке модели соблюдается жесткая целенаправленность, увязка параметров с ожидаемыми результатами, с другой стороны, модель должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

 

Критерии оценки модели

1) Одним из критериев оценки служит прогрессивность модели, означающая, насколько она по целому ряду параметров является лидирующей,

2) вид отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, количественное описание, системное воспроизведение);

3) распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т.д.);

4) уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализованная, материализованная система и т.п.);

5) уровень творческого решения с помощью модели. Первый уровень – определение (различение, распознавание), классифицирование известных фактов, предметов, событий, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модельных представлений. Второй уровень – осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.

Не менее важным является рассмотрение структуры моделей. В структуру модели входят три основных компонента: совокупность направлений развития объекта познания; побудительные силы развития; факторы внешних воздействий.

При исследовании важно зафиксировать степень реализованного воздействия всех основных компонентов на предыдущем этапе познания объекта, что может быть осуществлено при ретроспективном анализе. Подобный подход в значительной мере предопределяет предвидение развития исследуемого объекта, базирующееся на опыте прошлого, на сравнении с ним, опирается на репрезентативные массивы информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий «моделирование» и «модель».

2. Как связаны объект изучения и модель?

3. Перечислите основные классы моделей.

4. Какие функции выполняют модели?

5. Как связано моделирование с прогнозированием?

6. Нужно ли оценивать модель?

7. Каковы критерии оценки модели?

8. Какую программу ЭВМ часто используют для прогнозирования?

 


Раздел 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.