Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное прогнозирование как метод научного познания




2.1. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина

Учебная и научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов называется прогностика. В.М. Сафронова дает такое определение: «Прогностиканаука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах его исследования». Она имеет своим предметом исследование законов, принципов, способов, методов, этапов прогнозирования и т.д. В ее задачи входит:

1) изучение прогнозирования как особого научного исследования;

2) выработка системы принципов прогнозирования;

3) изучение способов, классификации методов прогнозирования,

4) изучение типологии прогнозов,

5) выявление роли моделирования в системе прогностических исследований;

6) изучение достоверности прогнозов;

7) выявление роли социального проектирования в системе прогностических исследований;

8) анализ профессиональных, организационных, методологических, нрав­ственно-этических аспектов прогнозирования.

Таким образом, прогностика имеет дело с прогнозами.

Российский ученый И.В. Бестужев-Лада считает, что необходимо ввести общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем, – «предвидение», которое разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное).

Научное предвидение – прогнозирование – основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления. Ненаучное основано на предчувствиях человека (интуитивное); на опыте, связанных с ним аналогиях, приметах (обыденное); на вере в сверхъестественные силы (религиозное).

Иногда понятие предвидения относят к информации не только о будущем, но и о настоящем и даже о прошлом.

Примерами могут служить:

– оценки залежей полезных ископаемых (презентистское предвидение),

– мысленная реконструкция памятников древности с применением инструментария научного предвидения (реконструктивное предвидение),

– оценка ретроспективы от настоящего к прошлому или от менее далекого к более далекому прошлому (реверсивное предвидение),

– оценка ретроспективы от прошлого к настоящему или от более далекого к менее далекому прошлому, в частности, для апробации методов предвидения (имитационное предвидение).

Стремление предвидеть будущее обращено к тем событиям и объектам, которых пока еще нет, но которые могут быть, и их исследованием занимается прогнозирование. В научных словарях мы находим следующие определения понятий прогноза и прогнозирования. Прогноз (греч. Prognosis – предвидение, предсказание) – вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления (процесса) и его последствий в будущем.

Прогнозирование 1) разработка прогнозов, 2) научное исследование перспектив развития какого-либо явления или процесса, преимущественно с количественными оценками и указаниями определенных сроков их изменения, 3) определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.

Как и всякая наука, изучающая сложные проблемы, прогнозирование в зависимости от объекта исследования имеет разную специфику. Термин «прогнозирование» применительно к социальным процессам (как объекту) понимается так: Социальное прогнозированиеформулирование на основе информации о современном состоянии (уровне) социальных процессов и истории их развития обоснованных предположений об их дальнейшем развитии. При этом в зависимости от конкретных целей исследования, наличной информации и степени ее формализуемости могут осуществляться как качественные, так и количественные прогнозы.

Практическое назначение прогнозирования – подготовка заблаговременных обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок с указанием следующего:

– в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);

– как действительно может протекать развитие объекта;

– с помощью каких механизмов можно преодолеть негативные тенденции.

 

 

2.2. Объект социального прогнозирования

Прогноз – многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Объект прогнозирования это процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность субъекта прогнозирования.

Субъект прогнозирования организация, исследовательская группа или специалист, осуществляющие анализ объекта прогнозирования.

Объекты прогнозирования могут классифицироваться по следующим признакам:

1) в зависимости от природы различают социальные, научно‑тех­ни­ческие, экономические, экологические, политические и другие объекты прогнозирования;

2) в зависимости от возможности воздействия на объект субъекта прогнозирования – управляемые и неуправляемые объекты;

3) по признаку сложности – сверхпростые, простые, сложные, сверхсложные;

4) по степени детерминированности описания объекта – детерминированные, описание которых может быть представлено в детерминированном виде с удовлетворительной для поставленной задачи прогнозирования точностью; стохастические, в описании которых необходим учет случайностей; смешанные;

5) по характеру развития во времени – дискретные, апериодические, циклические;

6) по степени информационной обеспеченности – объекты с полным обеспечением количественной информации, с неполным обеспечением количественной информации, с наличием качественной ретроспективной информации, с полным отсутствием ретроспективной информации.

 

Характеристики объекта прогнозирования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.