КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное прогнозирование как метод научного познания
2.1. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина Учебная и научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов называется прогностика. В.М. Сафронова дает такое определение: «Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах его исследования». Она имеет своим предметом исследование законов, принципов, способов, методов, этапов прогнозирования и т.д. В ее задачи входит: 1) изучение прогнозирования как особого научного исследования; 2) выработка системы принципов прогнозирования; 3) изучение способов, классификации методов прогнозирования, 4) изучение типологии прогнозов, 5) выявление роли моделирования в системе прогностических исследований; 6) изучение достоверности прогнозов; 7) выявление роли социального проектирования в системе прогностических исследований; 8) анализ профессиональных, организационных, методологических, нравственно-этических аспектов прогнозирования. Таким образом, прогностика имеет дело с прогнозами. Российский ученый И.В. Бестужев-Лада считает, что необходимо ввести общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем, – «предвидение», которое разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное). Научное предвидение – прогнозирование – основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления. Ненаучное основано на предчувствиях человека (интуитивное); на опыте, связанных с ним аналогиях, приметах (обыденное); на вере в сверхъестественные силы (религиозное). Иногда понятие предвидения относят к информации не только о будущем, но и о настоящем и даже о прошлом. Примерами могут служить: – оценки залежей полезных ископаемых (презентистское предвидение), – мысленная реконструкция памятников древности с применением инструментария научного предвидения (реконструктивное предвидение), – оценка ретроспективы от настоящего к прошлому или от менее далекого к более далекому прошлому (реверсивное предвидение), – оценка ретроспективы от прошлого к настоящему или от более далекого к менее далекому прошлому, в частности, для апробации методов предвидения (имитационное предвидение). Стремление предвидеть будущее обращено к тем событиям и объектам, которых пока еще нет, но которые могут быть, и их исследованием занимается прогнозирование. В научных словарях мы находим следующие определения понятий прогноза и прогнозирования. Прогноз (греч. Prognosis – предвидение, предсказание) – вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления (процесса) и его последствий в будущем. Прогнозирование – 1) разработка прогнозов, 2) научное исследование перспектив развития какого-либо явления или процесса, преимущественно с количественными оценками и указаниями определенных сроков их изменения, 3) определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии. Как и всякая наука, изучающая сложные проблемы, прогнозирование в зависимости от объекта исследования имеет разную специфику. Термин «прогнозирование» применительно к социальным процессам (как объекту) понимается так: Социальное прогнозирование – формулирование на основе информации о современном состоянии (уровне) социальных процессов и истории их развития обоснованных предположений об их дальнейшем развитии. При этом в зависимости от конкретных целей исследования, наличной информации и степени ее формализуемости могут осуществляться как качественные, так и количественные прогнозы. Практическое назначение прогнозирования – подготовка заблаговременных обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок с указанием следующего: – в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.); – как действительно может протекать развитие объекта; – с помощью каких механизмов можно преодолеть негативные тенденции.
2.2. Объект социального прогнозирования Прогноз – многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Объект прогнозирования – это процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность субъекта прогнозирования. Субъект прогнозирования – организация, исследовательская группа или специалист, осуществляющие анализ объекта прогнозирования. Объекты прогнозирования могут классифицироваться по следующим признакам: 1) в зависимости от природы различают социальные, научно‑технические, экономические, экологические, политические и другие объекты прогнозирования; 2) в зависимости от возможности воздействия на объект субъекта прогнозирования – управляемые и неуправляемые объекты; 3) по признаку сложности – сверхпростые, простые, сложные, сверхсложные; 4) по степени детерминированности описания объекта – детерминированные, описание которых может быть представлено в детерминированном виде с удовлетворительной для поставленной задачи прогнозирования точностью; стохастические, в описании которых необходим учет случайностей; смешанные; 5) по характеру развития во времени – дискретные, апериодические, циклические; 6) по степени информационной обеспеченности – объекты с полным обеспечением количественной информации, с неполным обеспечением количественной информации, с наличием качественной ретроспективной информации, с полным отсутствием ретроспективной информации.
Характеристики объекта прогнозирования
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |