Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы и тенденции развития региональной налоговой политики




Региональные налоговые системы являются элементами общенациональной системы, отсюда проблемы и тенденции развития региональных бюджетно-налоговых политик во многом определяются направленностью развития федеральной налоговой системы в целом.

Можно согласиться с А. В. Ильиным, что в настоящее время в РФ в целом существует более-менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизацию к различным категориям налогоплательщиков.

Однако остаются и проблемы, без решения которых невозможно создать стабильную и эффективную налоговую систему. Акцентируем внимание на основных, на взгляд авторов, проблемах.

1. Уклонение от уплаты налогов. Следует отметить, что несмотря на либерализацию и уменьшение налоговых ставок, уклонение от уплаты налогов остаётся. По оценкам экспертной группы Государственной Думы РФ, в 2003 году вновь начала расти доля «теневой зарплаты». Анализ, проведённый специалистами этой группы в 2002 году, показал, что уже после реформы налога на прибыль существенно увеличились уклонение от уплаты этого налога и отток российского капитала за рубеж.

2. Формирование налоговой культуры. У населения должно быть уважительное отношение к налоговой политике государства, сознание важности налогов для удовлетворения общественных нужд. Только в этом случае может выработаться готовность уплачивать законно установленные и обоснованные налоги своевременно и в полном объёме.

Можно констатировать, что уровень российской налоговой культуры крайне низок. И связано это не только, на взгляд авторов, с отсутствием должного воспитания, но и с неадекватностью предоставляемых государством общественных благ собираемым налогам. Бюджетные средства расходуются крайне неэффективно или вообще не по назначению.

3. Налоговые правоотношения. В России подавляющая часть коммерческих организаций создаётся как общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества. С точки зрения налогообложения это означает, что если по результатам контрольных мероприятий, проведённых налоговым органом, выявляются значительная начисленная, но не выплаченная сумма налогов, учредители общества уходят от ответственности, продав организацию путём смены учредителей.

4. Существование «мёртвых» организаций. Считается, что в настоящее время в России около 1,6 млн. таких предприятий, не представляющих в налоговые органы деклараций и никаких не заявляющих о себе.

5. Уклонение от налогообложения. Уклонение от налогообложения возможно при наличии неучтённого налогового оборота денежных средств в легальном секторе и наличии каналов их перетока в теневой сектор.

6. Использование налоговой политики для развития инвестиций. Для устойчивого развития экономики, как известно, необходимо постоянное стимулирование инвестиционной деятельности. В этом аспекте роль налоговой политики чрезвычайно важна. В условиях, когда удельный вес убыточных предприятий в зависимости от отрасли составляет от 25 до 60 %, а иностранные инвесторы в силу экономической нестабильности России не спешат вкладывать средства в российские предприятия, важным фактором поддержки инвестиционной деятельности могло бы стать более широкое предоставление налоговых льгот дифференцированно по отраслям и регионам.

7. Недостаточная продуманность налогового законодательства. В качестве характерного примера недостигнутости цели налоговой политики И.Ю. Динес, депутат Государственной Думы, член Комитета по бюджету и налогам в своей статье приводит «смелый эксперимент по снижению общей ставки налога на прибыль» и отмечает, что, пожертвовав так называемой инвестиционной льготой, законодатели поставили на одну доску развивающиеся компании и те компании, которые либо не обновляют производственные фонды, либо ориентированы на кредитные средства банков.

В результате 24%-ая ставка оказалась даже выше прежней эффективной (реально собираемой) ставки налога на прибыль. В итоге отечественные компании оказались лишены стимула развивать производство за счёт собственных средств, что привело к сокращению темпов экономического роста.

Дальнейшее снижение налогов, отмечает И. Ю. Динес, возможно лишь при увеличении налоговой базы, которая не может возрасти без расширения производства.

8. Большая налоговая нагрузка. В Бюджетном послании Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2005 году» (далее Послание) в качестве одной из проблем, требующих решения, отмечено: «Хотя общая налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, для многих видов экономической деятельности она всё ещё неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и диверсификации производства, создания новых рабочих мест».

9. Слабая проработанность вопросов налогового администрирования. Данная проблема также поставлена в Послании: «Налоговая реформа пока в малой степени затрагивает вопросы налогового администрирования. Не произошло существенных сдвигов в упрощении налогового учёта, улучшении взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками».

М. В. Мишустин указывает на появление несистематизированных структур налоговых органов, разнообразие программ автоматизации налоговых регионов и технических средств обработки, отсутствие единой политики в организации информационного взаимодействия с внешними ведомствами. Следствием непроработанности вопросов налогового администрирования является высокая доля ручного труда при выполнении трудоёмких рутинных операций (отчётность только юридических лиц за год составляет свыше 375 млн. страниц), большие временные затраты на проведение разного рода дополнительных проверок, достаточно низкая результативность контрольной работы (около 50% выездных проверок и 60% арбитражных исков безрезультатные).

10. Хаотичное использование зарубежного опыта. Следует согласиться с утверждением Т. А. Журавлёвой, которая полагает, что «с позиции сегодняшнего дня можно утверждать, что при осуществлении налоговой реформы с 1992 года мировой опыт использовался крайне хаотично. Он не учитывал закономерностей переходного периода, исторических, политический, социально-экономических особенностей развития российской экономики».

В результате хаотичного использования опыта развитых рыночных стран были допущены просчёты в формировании налоговой политики, и современная налоговая система не в полной мере адекватна рыночным преобразованиям в России, что проявляется в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков при одновременном наличии значительной доли теневого оборота.

Непроработанность чужого опыта с позиции особенностей России порождает, в том числе, непрерывное расширение потока нормативных документов, дополняющих уже принятый Налоговый кодекс РФ.

11. Необходимость в проведении комплексных исследований налоговых отношений с учётом современного состояния национальной экономики. Следует отметить, что данная проблема касается и теории налогов, и практики функционирования налоговой системы, и разработки конкретных методик оценки эффективности налоговой политики.

В концептуальном, долговременном аспекте главными приоритетами бюджетно-налоговой политики страны должны стать экономические, региональные и социальные интересы всех участников бюджетного процесса.

Опыт таких стран, как Великобритания, США, Германия, Франция показывает, что основной целью налоговой политики должна являться стабилизация налоговой системы, а не постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства (именно так обстоят дела в России). Указанная цель может быть достигнута при тщательной проработке налогового законодательства на основе анализа и уточнения правоприменительной практики, изучения результатов налоговой реформы, динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет.

В странах с развитой рыночной экономикой стержневую роль в системе стимулирования инвестиционной деятельности играет налоговая политика.

Необходима разработка долговременных целенаправленных налоговых льгот, определение приоритетных отраслей экономики, нуждающихся в инвестициях, а также регионов, в которых единственным условием привлечения инвестиций является создание благоприятного налогового климата. Важным стратегическим решением оживления инвестиций следует считать предоставление самостоятельности региональным органам власти и повышение их ответственности в проведении инвестиционно-налоговой политики.

Проблему уклонения от уплаты налогов, на взгляд авторов, нельзя решить только мерами налогового администрирования, увеличения числа налоговых проверок и карательных мер. Необходимо предоставлять налогоплательщикам наглядную, доступную и конкретную информацию о том, куда расходуются бюджетные средства, какие конкретные результаты получены от использования бюджетных денег, кто, где и когда допустил коррупцию. Только осознание того, что налоги действительно нужны государству для решения общественных нужд, в том числе нужд каждого конкретного налогоплательщика, сделает уплату налогов необходимым и обязательным действием.

Формирование налоговой культуры связано не только с тем, что каждый налогоплательщик должен осознать, что его обязанность – платить налоги. Справедливо отмечает А. В. Ильин: «Цивилизованное общество не может быть построено без чёткого понимания не только своих прав, но и обязанностей. Человек должен понимать, что налоги – это не произвольные изъятия дохода, а обоснованный вклад членов общества, направленный на достижение общих целей и решение общих задач. Высокая налоговая культура способна повысить эффективность всей российской налоговой системы, что выгодно не только для государства, получающего доход в виде поступлений от налогов, но и для всех членов общества, чьи потребности и нужды призвано удовлетворять государство».

Решение проблемы налоговых правоотношений требует разработки такого законодательства, которое обеспечивало бы законное предъявление государством требований по уплате налогов со сформированной налоговой базы учредителям и руководителям организаций, не желающим надлежащим способом исполнять налоговые обязанности.

В отношении бездействующих («мёртвых») организаций необходимо разработать процедуру их исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение проблемы уклонения от налогообложения в существенной степени лежит в финансовой плоскости. Только безналичные расчёты могут облегчить прозрачность сделок и пресечение разнообразных схем уклонения от уплаты налогов. В связи с обязательностью безналичных расчётов произойдёт расширение налоговой базы за счёт тех предприятий, которые раньше уклонялись от уплаты налогов, а расширение налоговой базы, в свою очередь, может служить предпосылкой снижения налоговых ставок и, следовательно, налогового бремени.

Снижение налогового бремени связано с расширением налогового потенциала территорий на основе целевых программ. Такие программы должны представлять комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных мероприятий, направленных на экономический пост той или иной территории. Только на основе увеличения выпуска продукции, работ, услуг, а также роста доходов населения возможно снижение налоговых ставок без сокращения общественно значимых бюджетных расходов.

Проблемы налогового администрирования в их комплексной постановке достаточно новы для России. В то же время в развитых странах система налоговых органов состоит из системы налоговой администрации и системы организации налоговых органов, при этом под налоговой администрацией понимается организация работы налоговых органов в целях исполнения ими функций, закреплённых законодательно.

А. П. Починок перечисляет следующих компоненты налогового администрирования: определение состава функций налогового органа, перечня рабочих процедур для реализации каждой функции, определение содержания каждой рабочей процедуры, закрепление функций за подразделениями налогового органа. Необходимым условием развития налогового администрирования выступают разработка и внедрение типовых организационных структур налоговых служб.

Хаотичность использования зарубежного опыта формирования налоговой политики, на взгляд авторов, обусловлена необходимостью быстрого реформирования налоговой системы, поскольку на начало 1991 года налоговая система полностью развалилась. Переход к новым для России рыночным отношениям требовал срочного создания налоговой системы, хоть в какой-то мере отвечающей рыночным преобразованиям.

В настоящее время назрела необходимость разработки собственной долговременной концепции налоговой политики России, учитывающей национальные и региональные особенности, накопленный опыт реформирования налоговой системы.

Налоговая концепция должна базироваться на строгих научных позициях, современной теории налогов, принципах налоговой политики, методиках оценки эффективности налоговой политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.