Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировая практика закрепления налоговых полномочий




В мировой практике широко применяются три основные модели взаимодействия Федерации и субъектов Федерации в области реализации налоговых полномочий в системе бюджетного федерализма: распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз); последующее разделение части доходов, полученных федеральным бюджетом от раздельного использования этих налоговых источников (разделение доходов); совместное использование одной и той же налоговой базы (параллельное использование налоговых баз).

Многовариантность способов организации распределения налоговых поступлений делает показатель налогового потенциала многомерной, категорией, в формировании которой, кроме налоговой базы и налоговых ставок участвует фактор реализации налоговых полномочий (табл. 4.2).

Таблица 3.3. Модели реализации налоговых полномочий.

Виды налоговых платежей   Раздельное использование налоговых источников   Совместное (параллельное) использование налоговых баз   Разделение полученных налоговых доходов  
Налог на прибыль       Канада, США, Россия*   Германия  
Подоходный налог с фи­зических лиц, НДС   Канада   Канада, США   Германия, Россия**  
Налог с продаж, акцизы, налоги на имущество   Канада, США, Россия Германия, Канада, США, Россия   Германия, Канада, США   Россия  
Налоги на природные ресурсы   Канада, США   Россия      

 

*Формально в России в отношении налога на прибыль используется модель разделения полученных доходов, однако специфика ее реализации (самостоятельное установление налоговых ставок и возможность корректировки налоговой базы субъектами Федерации) позволяет уже сегодня отнести Данный налог к категории совместного использования налоговых баз.

**С 1.01. 2001 г. 100% НДС зачисляется в бюджет Федерации.

Следует заметить, что в Канаде и США разделение налоговых доходов вообще не применяется. Эти страны строят налоговые системы Федерации и субфедеральных образований независимо друг от друга и применяют различные модели разделения налоговых источников и, соответственно, раздельного их использования и совместного (параллельного) использования налоговых баз.

В разных странах существуют различные подходы к эмпирической оценке налоговых нагрузок, а также анализ оптимальной налоговой политики, минимизирующей налоговые нагрузки. В мировой практике выделяются четыре критерия оптимизации налоговой политики: экономическая эффективность (вход-выход при ограничении на затраты, и наоборот), бюджетный эффект, распределение доходов, макроэкономические параметры.

Фактор справедливости налоговой системы. Важным является также фактор справедливости налоговой системы в различных вариантах. Как известно, понятие вертикальной справедливости налоговой системы вытекает из концепции способности налогоплательщиков платить налоги, в которой наибольшую роль сыграл утилитаристский подход, преобразованный в теорию предельного ущерба. В дальнейшем было доказано, что при последовательном применении этой теории доходы налогоплательщиков после налогообложения должны быть уравнены (так как предельный ущерб от налогов должен быть выровнен). Система равномаржинальной жертвы (равного предельного ущерба), полностью претворенная в жизнь, будет означать срезание верхней части доходов, превышающей определенный доход и оставляющей всех после вычета налогов с равными доходами. Но в этом случае более производитель­ные члены общества будут скрывать свои возможности, т.е. теория минималь­ной жертвы не принимает во внимание возможное негативное воздействие налогов на стимулы к эффективной деятельности.

Принцип горизонтальной справедливости заключается в том, что члены общества, одинаковые по параметрам, принимаемым во внимание при установлении налогов, должны при налогообложении рассматриваться одинаково. Некоторыми учеными горизонтальная справедливость рассматривается не как самостоятельный принцип, а как ограничение на инструменты государственной политики. Этим предотвращается налогообложение и распределение государственных расходов, если они привязаны к не относящимся к делу признакам, таким, как раса или религия.

Для того чтобы судить о нейтральности налога в теоретически строгом смысле, необходимо рассчитать экономическое равновесие до и после введения налога. Полученные различия определяют сферу действия налога: как и чей доход изменился, какие цены и объемы производства изменились, что существенно для формирования налогового и экономического потенциалов. При этом важными аспектами являются соотношения прибылей производителей; доходы владельцев факторов производства; соотношение спроса на капитал и труд и изменение их предложения; распределение населения по доходным группам; региональные последствия; воздействие на различные поколения, что существенно для ресурсодобывающих регионов.

Исходя из перечисленного, под улучшением характеристик налоговой системы, влияющих на оценку налогового потенциала, понимается:

· повышение степени ее нейтральности - характеризуется отсутствием влияния на состояние рыночного равновесия в целях минимизации потерь экономики от налогообложения (за счет избыточной налоговой нагрузки, искажения ценовых сигналов, неэффективного распределения ресурсов и т.д.);

· увеличение уровня справедливости - происходит за счет прогрессивности шкалы налогообложения, обеспечения стабильности во времени, минимиза­ции противозаконного уклонения от налогов, недопущения индивидуальных налоговых льгот, нарушающих условия конкуренции и компенсируемых за счет других агентов экономики;

· повышение бюджетной отдачи.

Такой подход дает действенные критерии оценки эффективности вмешательства в экономику налоговыми методами и, следовательно, оценки возможных вариантов осуществления фискальной реформы. При этом учитывается, что налоговая система не может быть выработана априорно. Она всегда адаптируется к экономической и социальной структуре государства и регионов, и главным фактором, определяющим возможную структуру налоговой системы и налогового потенциала, является существующая в стране база налогообложения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.