КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов финансовых и бюджетных рисков.
Определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам финансового и бюджетного риска. Сущность и значение оценки риска доходов бюджета Тема 5. Определение рисков доходов бюджета Риск – это экономическая категория. Как экономическая категория он представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: · нулевой (совпадение запланированных и полученных значений); · положительный (получение доходов, финансирование расходов выше запланированных значений); · отрицательный (неполучение доходов, недофинансирование расходов). Возможно управление бюджетным риском. Это значит, что органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут прогнозировать наступление положительного или отрицательного результата и принимать заранее меры к снижению степени риска. Эффективность управления бюджетным риском зависит от определения структуры или группировки рисков. Под группировкой рисков понимается их классификация по всем элементам доходов и расходов бюджета. В связи с тем, что бюджетный риск определяется вероятностными показателями, характеризующими возможные финансовые потери (дополнительный доход), возникает необходимость разработки специальных процедур и методик оценки и прогнозирования развития различных ситуаций, поведения экономических субъектов, генерирующих данные риски. Кроме того, инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность – два ключевых понятия, которые в совокупности характеризуют инвестиционный климат региона, отрасли, т.е. тенденции экономического роста. Управление рисками содержит следующие направления: 1. Формирование политики управления финансовыми и бюджетными рисками. 2. Формирование принципов управления финансовыми и бюджетными рисками. 3. Характеристики финансового и бюджетного риска. 4. Идентификация отдельных видов финансовых и бюджетных рисков. 5. Оценка информации, необходимой для определения уровня финансовых и бюджетных рисков. 6. Выбор и использование соответствующих методов оценки вероятности наступления рискового события. 7. Исследование факторов, влияющих на уровень финансовых и бюджетных рисков. 8. Установление предельно допустимого уровня финансовых и бюджетных рисков по отдельным финансовым операциям. 11. Оценка результативности нейтрализации финансовых и бюджетных рисков. 12. Оценка результативности организации мониторинга финансовых и бюджетных рисков. В общем виде под риском понимают вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Риск может быть определен как уровень определенной финансовой потери, выражающейся в возможности не достичь поставленной цели (а); неопределенности прогнозируемого результата (б); субъективности оценки прогнозируемого результата (в). В первом приближении к систематизации бюджетного риска можно применить следующую примерную структуру. · По характеру: - функциональные (содержательные) риски, - возникающие внутри финансовых отношений; - организационные (формальные), - возникающие в процедуре бюджетного процесса. · По форме участия в бюджете: - риски исполнения доходов (РИД), - возникающие при формировании доходной части бюджета; - риски исполнения расходов (РИР), - возникающие при формировании расходной части бюджета. · По месту возникновения: - внешние риски, - возникающие за пределами бюджетной системы; - внутренние, - возникающие внутри ее. · По структуре: - простые риски – однофакторные и инвариантные; - сложные – многофакторные и вариативные. · По времени действия: - временные риски, - действующие на бюджетный план в течение одного бюджетного периода (года); - постоянные – многолетние, циклические. · По важности результата: - основные риски, - влекущие за собой значительные финансовые диспропорции (дефицит, неплатежи, снижение монетизации платежей и пр.); - второстепенные, - оказывающие меньшее воздействие. · По уровню бюджетной системы: - риски федерального бюджета; - риски бюджета субъекта федерации; - риски бюджета муниципального образования. Многомерная система рисков позволяет проводить развернутое моделирование рисковых ситуаций. Для этого необходимо ранжировать риски по степени влияния на результат, каковым является полное соответствие итогов исполнения бюджета плановым показателям. Сама методология бюджетирования, построенная на определении движения финансовых ресурсов, предопределяет защиту от некоторых рисков. Так, например, риск исполнения обязательств по финансированию социальных услуг компенсируется формированием доходной части бюджета, а риск, образующийся у хозяйственного сектора при изъятии налогов, компенсируется социальной стабильностью в случае высокого уровня социального обслуживания, обеспеченного, в свою очередь, бюджетным финансированием. Виды бюджетных рисков. Определить, каким образом суммируются и, возможно, компенсируются в процессе сложения отдельные виды рисков, можно только после детализации их составляющих компонентов. Множество типов и видов рисков, оказывающих влияние на итоговый (результирующий) риск, еще нуждается в исследовании и детализации. Для характеристики подхода к такому расчету ограничимся некоторыми основными видами бюджетных рисков, не располагая их пока в порядке значимости. 1. Риск, сопутствующий традиционным финансовым и хозяйственным операциям. Возникает в случае, когда бюджет принимает участие в совершении обычных сделок, например, при закупках товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. В данном случае распорядитель бюджета рискует так же, как любой другой участник акта купли-продажи. Кроме того, аналогичный вид риска будет сопровождать выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг, так же, как при выпуске ценных бумаг коммерческим предприятиям, а именно: риск невозможности размещения всего объема в определенные сроки по определенной цене или трудности при погашении. 2. Риск экономического кризиса. Возникает в ситуации резкого и трудно предсказуемого изменения экономической ситуации в стране в течении бюджетного года. Такой риск может привести к значительному изменению не только отдельных показателей бюджета, но и к полной переделке всего бюджетного плана. 3. Риск инфляции. Наиболее разработанный в современной хозяйственной практике вид риска, но традиционно применяемый только в коммерческой сфере деятельности. В то же время, любые финансовые операции (в том числе бюджетное аккумулирование и распределение), должны сопровождаться оценкой такого риска. Снижение реальной стоимости будущих денежных потоков свойственно не только финансовым ресурсам коммерческой сферы, но и бюджетным ресурсам. Оценка риска инфляции при бюджетном планировании позволит обеспечить реальное наполнение объемов ассигнований в течение всего бюджетного года. Принимая во внимание, что инфляция в разной степени влияет на различные виды финансовых ресурсов, целесообразно не только учитывать данный риск в целом для бюджета, но оценивать в разрезе разделов и даже отдельных статей. 4. Риск снижения платежеспособности налогоплательщиков в течение бюджетного периода. Представляет собой последствие сокращения объема свободных денежных средств у предприятий и организаций, функционирующих на данной территории. Падение платежеспособности налогоплательщиков, как правило, постепенное и может быть спрогнозировано и учтено уже на стадии планирования бюджета. Выражается такой риск в постепенном росте задолженности платежей в бюджет. При этом сохраняется возможность резкого падения платежеспособности, вызванного целым рядом причин - от объективного сокращения производства при падении спроса до нецелевого отвлечения средств предприятиями при неэффективном менеджменте. Указанный риск нуждается в учете и оценке со стороны бюджета. 5. Риск демонетизации платежей в бюджет (считается производным от предыдущего риска). Но, на наш взгляд, в аспекте исполнения бюджета данный риск становится вполне самостоятельным. Увеличивается этот риск при развитии различных неденежных (вексельных, зачетных, налоговых и проч.) форм исполнения бюджета. Исполнение доходов и расходов бюджета в соответствии с планом в это случае затрудняется и, следовательно, становится рискованным. 6. Риск политической конъюктуры. Возникает в случае совпадения периода планирования бюджета с предвыборным периодом. Политические силы в этот момент могут использовать бюджет для демонстрации своих популистских устремлений, пропагандируя, например, рост социальных расходов. Это накладывает отпечаток на структуру бюджета и делает его исполнение рискованным. 7. Риск развития бюджетной системы. Возникает при внедрении новаций в бюджетный процесс. Любые новшества сопровождаются риском. Использование новых методик при расчете отдельных статей, новых форм исполнения бюджета или новых способов организации бюджетной системы создает ситуацию эксперимента, последствия которого могут оказаться непредсказуемыми. 8. Риск изменения правовой базы в течение бюджетного периода. Неизбежно возникает при внесении соответствующих поправок в налоговое и социальное законодательство. Эти изменения могут в равной степени сказаться на доходах и на расходах бюджета. 9. Риск ритмичности поступлений и платежей. Возникает из-за несовпадения текущих объемов платежей в бюджет и из бюджета, сказывается на образовании кассовых разрывов, что приводит к нарушению функционирования бюджетных учреждений, сокращению незащищенных расходов, кредиторской задолженности и прочим негативным последствиям. 10. Риск задержки налоговых и иных перечислений. Возникает при увеличении сроков прохождения платежных документов в банковской системе. Проведение налоговых платежей через банк, имеющий дебетовое сальдо, создает сложную ситуацию с исполнением бюджета, поскольку в этом случае налогоплательщик считается исполнившим свои обязательства перед бюджетом, а бюджет денег не получает. 11. Риск ошибки бюджетного планирования. Ошибкой планирования может стать не только техническая ошибка, но и некорректный учет любого обстоятельства, в том числе предположения о значимости и величине любого из рассматриваемых рисков. 12. Риск объективной непредсказуемости ситуации. Возникает из-за природно-естественных, экологических и иных стихийных событий, которые могут произойти в течение бюджетного периода. Снижение такого риска можно обеспечить путем заблаговременного финансирования соответствующих мероприятий по предупреждению, например, стихийных бедствий. 13. Риск активного не целевого использования средств при исполнении бюджета. Он становится высоким при возможности хищения средств в корыстных целях каким-либо участником бюджетных отношений – распорядителям бюджета, бюджетными учреждениями и иными получателями средств бюджета. Снижение этого вида риска возможно при функционировании отлаженной системы финансового контроля. 14. Риск пассивного не целевого использования. Дополняет предыдущий риск. Он представляет собой перераспределение средств между статьями без корыстного использования их в интересах отдельных лиц. Такое не целевое использование бюджетных средств создает повышенный риск при исполнении отдельных статей. Но с другой стороны, оно может стать единственным средством оперативной компенсации иных рисков, возникающих в течение бюджетного периода. Другими словами, перераспределение средств, вызванное пассивным не целевым использованием, не всегда следует считать негативным фактором. 15. Риск некомпетентности распорядителей бюджета. Он может сказаться на бюджете в случае, когда квалификация специалистов в бюджетной сфере оказывается недостаточной. Стремительное развитие бюджетной системы, прежде всего в части муниципальных бюджетов, не всегда обеспечивается параллельным увеличением профессионализма специалистов. 16. Риск структуры доходов бюджета. Является значительным фактором не только исполнения собственно бюджета, но и социально-экономического развития территории в целом. Мононалоговая база накладывает отпечаток на структуру бюджета, ритмичность платежей, объемы поступлений. Она делает бюджет зависимым от деятельности той сферы экономики, где формируется налоговая база по данному налогу. Такой крен можно наблюдать, например, в бюджетах, где приоритетным доходным источником будут рентные платежи и т.д. 17. Риск структуры расходов. Является парным к предыдущему, следовательно, последствия для бюджета территории от данного риска будут аналогичными. Традиционная структура расходов может иметь значительную долю приоритетных расходов. Текущий бюджет может развиваться в ущерб бюджету развития, и наоборот. Определенные расходы в некоторых бюджетах будут неизбежными, в то время как для прочих бюджетов такие расходы не свойственны. Это касается, например, финансирование досрочного завоза топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера. 18. Риск несбалансированности бюджета. Постоянно возникает при исполнении бездефицитного бюджетного плана возможность получения дефицита или профицита при исполнении бюджета должна рассматриваться как рисковая. Оценка ее в таком качестве позволяет заблаговременно прогнозировать рост или сокращение кредиторской задолженности, формировать программу по оздоровлению региональных финансов. 19. Риск зависимости бюджета от внешних источников. Может быть определен, как отношение собственных источников к сумме дотаций, субвенций, трансфертов, кредитов и регулярных займов. Важность оценки такого риска обоснована не только определением зависимости собственно бюджета, но и определением возможности развития территории в целом. 20. Риск дискретности бюджетного процесса. Имеет методологический характер, заключающийся в разделении этапов планирования бюджета и отчета об исполнении. Неизбежность данного риска состоит в том, что результат каких-либо действий значительно отстоит во времени от самих действий. Это делает затруднительным оперативное определение их эффективности. Компенсация данного риска возможна путем приближения момента планирования к моменту отчета, например, при квартальной разбивке плановых бюджетных показателей. Принимая во внимания, что набор рассмотренных выше рисков в различных бюджетных системах может быть различным, проведение их количественной и качественной оценки должно проводиться по отдельности и только затем в совокупности. Интегральная оценка имеет значение только как общий показатель, характеризующий степень приемлемой неточности при исполнении бюджета, когда фактические данные расходятся с планируемыми. Поэтому использование понятия интегрального бюджетного риска позволяет говорить только о превышении или недостижении планируемых показателей, а не о причинах, вызвавших ту или иную ситуацию. Следовательно, показатель интегрального риска (без детализации по составляющим компонентам) не может служить точным средством оценки и корректировки плана бюджета.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |