Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 550 с. 6 страница




7.3. Бюджетный контроль...................................................................................................................................................... 81

7.4. Анализ бюджета............................................................................................................................................................... 82

РАЗДЕЛ. III. Доходы бюджета..................................................................................................................................................... 86

ГЛАВА 8. Налоговые и неналоговые доходы бюджета................................................................................................... 86

8.1. Сущность и функции налогов....................................................................................................................................... 86

8.2. Налоговая система и классификация налогов......................................................................................................... 88

8.3. Неналоговые доходы бюджета.................................................................................................................................... 93

ГЛАВА 9. Налог на прибыль (доход) организаций............................................................................................................ 95

ГЛАВА 10. Налог на добавленную стоимость.................................................................................................................... 99

ГЛАВА 11. Акцизы..................................................................................................................................................................... 103

ГЛАВА 12. Таможенные пошлины....................................................................................................................................... 105

ГЛАВА 13. Налог на имущество организаций.................................................................................................................. 108

ГЛАВА 14. Платежи в бюджет за природные ресурсы................................................................................................... 111

14.1. Экономическая основа платежей за природные ресурсы............................................................................... 111

14.2. Платежи за пользование недрами.......................................................................................................................... 112

14.3. Сбор за право пользования объектами животного мира, морскими биологическими ресурсами....... 115

14.4. Лесной доход................................................................................................................................................................ 116

14.5. Водный налог............................................................................................................................................................... 117

14.6. Плата за землю............................................................................................................................................................. 118

ГЛАВА 15. Налогообложение физических лиц................................................................................................................. 122

15.1. Экономическая сущность и значение налогов с населения............................................................................ 122

15.2. Подоходный налог с физических лиц.................................................................................................................... 123

15.3. Налоги на имущество физических лиц.................................................................................................................. 129

ГЛАВА 16. Местные налоги и сборы................................................................................................................................... 134

16.1. Виды местных налогов и сборов............................................................................................................................. 134

16.2. Местные налоги с физических лиц......................................................................................................................... 135

ГЛАВА 17. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства........................................ 138

ГЛАВА 18. Специфика налогообложения в оффшорных зонах................................................................................... 144

РАЗДЕЛ IV. Расходы бюджета................................................................................................................................................... 149

ГЛАВА 19. Расходы бюджета: планирование и финансирование.............................................................................. 149

19.1. Система бюджетных расходов................................................................................................................................ 149

19.2. Основы планирования бюджетных расходов..................................................................................................... 150

ГЛАВА 20. Расходы бюджета в сфере материального производства........................................................................ 153

20.1. Финансы предприятий и бюджет............................................................................................................................ 153

20.2. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства............................................................................ 156

20.3. Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса................. 161

20.4. Финансовая помощь из бюджета отдельным отраслям народного хозяйства.......................................... 163

20.5. Расходы на фундаментальные научные исследования и охрану окружающей среды.......................... 164

ГЛАВА 21. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства............................................................................ 165

21.1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека...................... 165

21.2. Финансирование жилищного хозяйства............................................................................................................... 167

21.3. Коммунальное хозяйство и бюджет....................................................................................................................... 169

21.4. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства.................................................................................... 173

ГЛАВА 22. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере....................................................... 175

ГЛАВА 23. Расходы на образование, подготовку кадров и культуру....................................................................... 179

23.1. Социальное значение бюджетных расходов на образование....................................................................... 179

23.2. Финансирование расходов на общеобразовательные школы....................................................................... 181

23.3. Финансирование расходов на школы-интернаты и дошкольные учреждения-интернаты................... 185

23.4. Финансирование расходов на подготовку кадров............................................................................................ 186

23.5. Финансирование расходов на культуру............................................................................................................... 189

ГЛАВА 24. Финансовое обеспечение здравоохранения................................................................................................ 191

24.1 Реформирование в здравоохранении...................................................................................................................... 191

24.2. Бюджетные расходы на содержание учреждений здравоохранения.......................................................... 193

24.3. Планирование бюджетных расходов на здравоохранение............................................................................ 194

24.4. Назначение и методы медицинского страхования в Российской Федерации............................................ 198

ГЛАВА 25. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения............................................. 200

25.1. Расходы на социальное обеспечение.................................................................................................................... 200

25.2. Расходы на мероприятия по социальной защите населения.......................................................................... 202

ГЛАВА 26. Расходы бюджета на управление, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства....................................................................................................................................................... 204

26.1. Расходы на содержание органов государственной власти и управления.................................................. 204

26.2. Особенности планирования и финансирования расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства........................................................................................... 206

ГЛАВА 27. Финансирование государственных программ............................................................................................ 212

27.1. Целевые бюджетные фонды: назначение и сущность...................................................................................... 212

27.2. Дорожные фонды РФ.................................................................................................................................................. 213

27.3. Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы......................................................................................... 217

27.4. Федеральный экологический фонд РФ.................................................................................................................. 218

27.5. Федеральные фонды восстановления и охраны водных объектов и управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов..................................................................................................... 220

27.6. Государственный фонд борьбы с преступностью............................................................................................. 222

27.7. Фонды развития таможенной системы и налоговой системы........................................................................ 222

27.8. Целевой бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии.............................................................. 223

27.9. Федеральные целевые программы......................................................................................................................... 223

ГЛАВА 28. Управление государственным внутренним долгом................................................................................... 227

28.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга............................................................. 227

28.2. Формы и состав государственного внутреннего долга России...................................................................... 232

28.3. Управление государственным долгом.................................................................................................................. 236

28.4. Управление внутренним государственным долгом в РФ................................................................................. 238

28.5. Виды долговых обязательств Российской Федерации..................................................................................... 238

ГЛАВА 29. Финансовая помощь субъектам Федерации и муниципальным образованиям................................. 244

29.1. Формы финансовой помощи территориальным бюджетам............................................................................ 244

29.2. Фонд финансовой поддержки регионов................................................................................................................ 245

29.3. Субвенции регионам из федерального бюджета................................................................................................ 247

ГЛАВА 30. Система внебюджетных фондов...................................................................................................................... 251

30.1. Экономическая природа внебюджетных фондов............................................................................................... 251

30.2. Пенсионный фонд РФ................................................................................................................................................. 254

30.3. Фонд социального страхования РФ....................................................................................................................... 256

30.4. Государственный фонд занятости населения РФ.............................................................................................. 257

30.5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.................................................................... 259

30.6. Страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды............................................ 260

30.7. Другие федеральные внебюджетные фонды....................................................................................................... 261

30.8. Территориальные внебюджетные фонды............................................................................................................. 262

30.9. Отраслевые внебюджетные фонды........................................................................................................................ 264

РАЗДЕЛ V. Экономическая и контрольная работа финансовых и налоговых органов по составлению и исполнению федерального и территориальных бюджетов.................................................................................................................................................... 266

ГЛАВА 31. Финансовый и налоговый контроль составления и исполнения бюджета......................................... 266

31.1. Виды и органы финансового контроля................................................................................................................. 266

31.2 Формы и методы бюджетно-финансового контроля.......................................................................................... 271

31.3. Формы и методы налогового контроля................................................................................................................. 272

31.4. Методы и порядок проведения документальных проверок............................................................................ 274

ГЛАВА 32. Автоматизация информационных потоков в бюджетной системе........................................................ 289

32.1. Приоритетная роль информационных технологий в бюджетном процессе............................................... 289

32.2. Особенности построения информационной системы управления финансами.......................................... 291

32.3. Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе............................................................ 295

32.4. Автоматизация составления и исполнения бюджета на региональном уровне........................................ 298

Словарь терминов...................................................................................................................................................................... 300

Литература.................................................................................................................................................................................. 314

 

Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджет­ная система. На протяжении тысячелетий существования госу­дарств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систе­му, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, ба­рометр его экономического и социального состояния и полити­ческого положения. И как бы ни доказывали сторонники пер­венства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможно­стей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулиро­вания экономики.

Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. В свою очередь это обусловливает значение учеб­ной дисциплины «Бюджетная система России» в учебном процессе подготовки кадров для финансовых органов нашего государства.

Бюджетная система государства, являясь инфраструктурой экономического базиса, подвержена его влиянию. Изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и корректи­ровке ее функций. Это отражается на структуре и содержании учебников по бюджетной тематике и значении, придаваемом каждому из разделов этих учебников.

В отличие от ранее издаваемых учебников, в которых глав­ное внимание уделялось раскрытию влияния финансов, бюджета на развитие экономических и социальных процессов, работе контрольных органов и т. д., в данном учебнике значительно шире излагаются правовая основа функционирования бюджет­ной системы, бюджетный процесс, формирование доходной час­ти всех видов бюджетов, сущность бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, методы распределения средств меж­ду звеньями бюджетной системы. При этом уделено внимание генезису возникновения и решения наиболее актуальных и в настоящее время проблем развития бюджетной системы России, бюджетного прогнозирования и планирования, формирования доходов отдельных видов бюджетов, рационального использова­ния бюджетных средств.

В ходе подготовки данного учебника перед авторами стояла за­дача уделить главное внимание освещению специфических проблем развития бюджетной системы страны, не дублируя при этом вопро­сов, нашедших отражение в других учебниках, изданных в послед­ние годы Всероссийским заочным финансово-экономическим институ­том. Так, вопросы теории государственных финансов достаточно подробно освещены в изданных под редакцией проф. Л.А. Дробозиной учебниках «Общая теория финансов» (1995) и «Финансы» (1999), вопросы теории налогов —в учебниках проф. Л.П. Окуневой «Налоги и налогообложение в России» (1996), Т.Ф. Юткиной «Налоги и налогообложение» (1998); вопросы кор­поративных финансов — в учебнике под редакцией проф. Г. Б. Поляка «Финансовый менеджмент» (1997) и учебнике под ре­дакцией проф. Н.В. Колчиной «Финансы предприятий» (1998); во­просы теории формирования заемных источников бюджетной сис­темы изложены в учебнике под редакцией проф. Е.Ф. Жукова «Общая теория денег и кредита» (1995).

В то же время авторы учебника «Бюджетная система России» стремились дать студентам развернутое и более конкретное из­ложение технологии бюджетного процесса в целом и каждого из его этапов, характеристики основных видов бюджетных доходов и направлений использования бюджетных ресурсов, методов проведения финансовых ревизий и проверок.

Все это обусловило следующую структуру учебника

В разделе I учебника характеризуется бюджетное устройство Российской Федерации, раскрываются экономическая сущность бюджета, построение бюджетной системы, даются основы бюд­жетного права, излагаются особенности формирования всех звеньев бюджетной системы России, особое внимание уделено межбюджетным отношениям, развитию методов бюджетного регулирования, формированию доходов территориальных бюд­жетов.

Раздел II посвящен изложению основ бюджетного процесса. Дается описание всех процедур бюджетного процесса (составление, рассмотрение, исполнение, контроль), в том числе и таких мало освещенных в литературе бюджетных этапов, как сводное финансовое планирование и бюджетное прогнозирова­ние, анализ бюджета и др.

В разделе III анализируется формирование доходов бюджетов. Подробно характеризуются все виды налоговых и неналоговых бюджетных доходов.

В разделе IV рассматривается система расходов бюджетов. Даются особенности планирования и финансирования расходов в отраслях материального производства и в непроизводственной сфере. Отдельно исследуются проблемы финансирования госу­дарственных программ, управления государственным долгом, оказания финансовой помощи территориям.

В разделе V сосредоточены главы, в которых характеризуется экономическая и контрольная работа финансовых органов по со­ставлению и исполнению бюджетов. При подготовке этого разде­ла авторы стремились ознакомить студентов с правовыми основами организации такой работы, методами и формами про­ведения финансовых проверок и т. д.

Учитывая большое значение автоматизации информатизационных технологий в сфере управления, в том числе в области финан­сов и бюджета, впервые в учебник по дисциплине «Бюджет и бюд­жетная система» включен раздел, в котором излагаются основы и особенности автоматизации бюджетной системы в России.

Завершаются XX век и вместе с ним второе тысячелетие нашей эры. В такое неординарное время, на переломе столе­тий люди всегда пытались оценить свою деятельность, события за большой период времени, проанализировать тенденции, дать прогноз на будущее. Исходя из такой традиции наступил также момент подведения итогов развития в России научных знаний в области бюджета. Примерно за двухсотлетний период учеными-финансистами России были проведены научные исследования и опубликованы монографические работы, посвя­щенные вопросам государственных и территориальных финан­сов и бюджетов. Эти исследования стали теоретической и ме­тодологической основой формирования и функционирования бюджетной системы России на протяжении двух веков ее исто­рии. Именно поэтому в учебнике «Бюджетная система России» изложена история бюджетной системы дореволюционной Рос­сии и СССР. Кроме того, во многих разделах учебника приво­дится перечень фамилий российских и советских ученых-финансистов, внесших наибольший вклад в разработку отдель­ных научных проблем в области бюджета. Студентам, изучаю­щим дисциплину «Бюджетная система», полезно иметь пред­ставление об этих ученых и их трудах, ибо знание предшест­венников и их идей позволит будущим специалистам в этой области знаний и деятельности на основе проведенных в про­шлом исследований развивать и совершенствовать бюджетную систему нашего государства, делать ее более пригодной к ме­няющимся в мире экономическим условиям.

РАЗДЕЛ I. Бюджетное устройство и бюджетная система России

ГЛАВА 1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система

1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу­лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто­рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные вла­сти получают финансовые ресурсы для содержания государст­венного аппарата, армии, осуществления социальных мероприя­тий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения го­сударством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономиче­скую возможность осуществления властных полномочий. Бюд­жет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутрен­него валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как эконо­мическую категорию, которая выражает определенные экономи­ческие отношения. Бюджет — категория свойственная различ­ным отношениям. Его возникновение и развитие связано с за­рождением и формированием государства. Государство исполь­зует бюджет в качестве одного из основных инструментов обес­печения как непосредственно своей деятельности, так и важ­нейшего элемента проведения экономической и социальной по­литики.

Как экономическая категория бюджетные отношения явля­ются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществ­ления социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через фор­мирование и использование централизованных фондов денеж­ных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономи­ческие отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом эко­номические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвя­занные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмезд­ном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной вла­сти Российской Федерации, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принуди­тельное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в про­цессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их платель­щикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый ха­рактер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее пер­вичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо эномической деятельности самого государства, либо перераспреде­ления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом опре­деляется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уров­нем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансо­вое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправ­ления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят тран­зитный характер. В бюджете только определяются размеры бюд­жетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субси­дии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предостав­ляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Струк­тура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредст­венно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.