Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 550 с. 15 страница




В случае непринятия проекта федерального закона о феде­ральном бюджете на планируемый год до 1 января очередного финансового года федеральные органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной класси­фикаций ежемесячно в размере одной трети фактически произ­веденных сумм расходов за четвертый квартал текущего года до принятия Федерального закона о федеральном бюджете на пла­нируемый год.

Государственная Дума может также принять Федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале на планируемый год. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным Федеральным законом.

Порядок рассмотрения и утверждения представительными органами территорий бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов аналогичен рассмотренным выше процедурам.

7.2. Исполнение бюджета

Исполнение бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица—плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех по­ступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения ор­ганом представительной власти. В финансовых органах готовит­ся организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по покварталь­ному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюд­жета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета со­ставляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утвер­ждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий де­тальные показатели доходов, средств заимствований и расходов ут­вержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядите­лей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому глав­ному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатыва­ется на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета — документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.

Кассовое исполнение бюджета, т. е. операции со средствами на бюд­жетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального ка­значейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение фи­нансирования мероприятий, предусмотренных росписью расхо­дов, и имеет ряд этапов.

1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до рас­порядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассиг­нований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядите­лями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и по­лучателей через Федеральное казначейство посредством пред­ставления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюд­жетов).

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство — это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведен­ных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обяза­тельств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансо­вым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.

На основании уведомлений о выделенном лимите бюджет­ных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обяза­тельств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обяза­тельств. Расходование бюджетных средств не может быть про­изведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обяза­тельств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обяза­тельствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юриди­ческих и физических лиц. Основанием для расходования бюд­жетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать испол­ненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма де­нежных средств, списанных с бюджетного счета в целях испол­нения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское ис­полнение федерального бюджета. Для его осуществления в соста­ве Министерства финансов РФ образовано Федеральное казна­чейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:

• организация исполнения федерального бюджета;

• контроль за его исполнением;

• управление бюджетными доходами и расходами;

• регулирование межбюджетных отношений;

• финансовое исполнение внебюджетных фондов;

• управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации;

• осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета реги­страция поступлений, регулирование объемов и сроков приня­тия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осу­ществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осу­ществление платежей от имени бюджетополучателей возлагают­ся на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:

• отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;

• централизации в Федеральном казначействе всех поступ­лений в федеральный бюджет и платежей из федераль­ного бюджета;

• совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

Кассовое исполнение федерального бюджета Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.

Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.

Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает:

• перечисление и зачисление доходов федерального бюдже­та на единый счет Федерального казначейства;

• распределение в соответствии с утвержденным федераль­ным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

• возврат излишне уплаченных сумм доходов;

• учет доходов федерального бюджета и отчетность о дохо­дах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя:

• утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета;

• утверждение и доведение лимитов обязательств феде­рального бюджета;

• принятие обязательств федерального бюджета;

• подтверждение платежных обязательств федерального бюд­жета.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществля­ется Федеральным казначейством. Действия по финансированию расходов также включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа.

Федеральное казначейство может также осуществлять испол­нение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и тер­риториальными органами власти.

В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величи­ны расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнова­ний — невыполнение плана по доходам.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефи­цита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоя­тельно принять решение и ввести режим сокращения рас­ходов. При этом в решении о введении режима сокращения рас­ходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим со­кращения, а также размеры сокращения.

Если же в процессе исполнения бюджета происходит сниже­ние поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвер­жденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о вве­дении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокра­щения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инве­стиционную программу.

Решения о сокращении расходов обнародуются в источнике официального опубликования нормативных актов либо доводят­ся до всеобщего сведения в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или решений муниципальных образований. Уведомления распорядителей и получателей бюджетных средств о режиме сокращения расходов бюджета произ­водятся не позднее чем за 15 дней до даты его введения.

В случае, если в процессе исполнения бюджетов происходит снижение поступлений в бюджет, что может привести к непол­ному финансированию по сравнению с утвержденным бюдже­том более чем на 10% от годовых назначений, то исполнитель­ный орган власти должен представить представительному органу власти проект закона об изменениях и дополнениях в закон о бюджете. Представительный орган власти рассматривает указан­ный проект во внеочередном порядке в течение 10 дней. Если этот законопроект не принимается в указанный срок, то испол­нительный орган имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного реше­ния по данному вопросу.

При перевыполнении плана по доходам дополнительно по­лученные средства могут направляться финансовым органом на уменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокра­щающие долговые обязательства бюджета, без внесения измене­ний и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом подготавливается и утверждается дополнительная бюджетная роспись. Во всех других случаях финансирование расходов сверх утвержденного бюджета осуществляется после внесения измене­ний и дополнений в утвержденный бюджет.

Главный распорядитель бюджетных средств также может пе­ремещать ассигнования между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, но не более 5% от объема ассигнований, доведенных бюджетополучателю.

Бюджетные ассигнования для главного распорядителя бюд­жетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи и законе о бюджете бюджетных ас­сигнований не более чем на 10% от утвержденных бюджетных ассигнований.

В свою очередь бюджетные ассигнования для каждого от­дельного бюджетополучателя в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи расходов и доходов бюд­жетных ассигнований не более чем на 15% от утвержденных бюджетных ассигнований.

Бюджетный учет и отчетность. В процессе исполнения бюд­жета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все опера­ции регистрируются в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Бюджетный учет ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регист­рах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливает­ся Правительством Российской Федерации.

Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчет­ность. Отчетность об исполнении бюджета может быть опера­тивной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчет­ности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством Российской Федерации. Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и предоставления.

Финансовые органы готовят отчеты об исполнении соответ­ствующего бюджета на основании отчетов главных распорядите­лей бюджетных средств и бюджетополучателей.

Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об ис­полнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляе­мый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным ор­ганом субъекта Российской Федерации или местного самоуправ­ления и Министерства финансов Российской Федерации.

В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в пред­ставительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представи­тельного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению высшим исполнительным орга­нам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.

До начала рассмотрения отчета в представительном органе власти проводится внешний аудит исполнения бюджета, который осуществляется соответствующими контрольно-счетными орга­нами представительных органов.

Орган представительной власти принимает решение по отче­ту об исполнении бюджета после получения аудиторского за­ключения соответствующего контрольно-счетного органа.

Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несо­ответствие исполнения утвержденному, росписи доходов и рас­ходов бюджета, бюджетным ассигнованиям, при условии, если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий пред­ставительный орган имеет право принять решение об отклоне­нии отчета об исполнении бюджета. В случае отклонения отчета представительным органом власти исполнительный орган имеет право обратиться в Прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательст­ва и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектов Российской Федерации либо правовые акты местного самоуправления предусматривают ответственность исполнительного органа перед представитель­ным (досрочное прекращение полномочий, выражение недове­рия и другие), то представительный орган вправе возбудить про­цедуру привлечения к ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц.

После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполни­тельные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.

7.3. Бюджетный контроль

Контроль за исполнением бюджета — важный этап бюджетного про­цесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой Российской Федерации и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

Две формы контроля за исполнением бюджета. В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парламентский и административный.

Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

• право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необхо­димых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

• право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, опера­тивной информации об исполнении бюджета;

• право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

• право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъек­тов Российской Федерации и местного самоуправления), для проведения внешнего аудита бюджетов;

• право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.

Административный контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Фе­дерации и местного самоуправления, главными распорядителя­ми бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных уч­реждений.

Административный контроль предполагает:

• право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

• право получения информации, необходимой для контро­ля за соблюдением бюджетного законодательства;

• право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

• право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законо­дательства, оформлять документы, являющиеся основа­нием для наложения мер ответственности.

1) Казначейство Российской Федерации осуществляет кон­троль за операциями с бюджетными средствами главных распо­рядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

2) Министерство финансов Российской Федерации осущест­вляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, рас­порядителей бюджетов, бюджетополучателей. Оно может также осуществлять аудит бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из феде­рального бюджета.

3) Министерство финансов Российской Федерации органи­зует финансовый контроль и аудит юридических лиц — получа­телей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджет­ных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

4) Финансовые органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджет­ных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополу­чателей, уполномоченных банков, других участников бюджет­ного процесса.

5) Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Главные распорядители бюджет­ных средств проводят аудит казенных предприятий.

6) Контроль за исполнением федерального бюджета осущест­вляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Для этих целей создана Счет­ная Палата Российской Федерации. По указанию Совета Феде­рации и Государственной Думы она проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части фе­дерального бюджета и использованием бюджетных средств. В Совет Федерации и Государственную Думу ею ежеквартально представляются отчеты о ходе исполнения федерального бюдже­та и дается ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.

Заключение Счетной Палаты по отчету Правительства Рос­сийской Федерации об исполнении федерального бюджета включает:

• заключение по каждому разделу и подразделу функцио­нальной классификации и главному распорядителю бюд­жетных средств о том, сколько средств из кассовых рас­ходов использовано по целевому назначению, а также указание случаев нецелевого использования бюджетных средств с выявлением руководителей органов государст­венной власти или бюджетополучателей, принявших ре­шение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства Российской Федерации, допустивших осуществление платежа;

• заключения по каждому разделу и подразделу функцио­нальной классификации и главному распорядителю бюд­жетных средств сверх бюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;

• заключения по каждому случаю финансирования расхо­дов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо росписи бюджетных расходов.

Кроме того, в заключение по отчету об исполнении бюджета входит анализ, характеризующий различные стороны исполне­ния бюджета.

7.4. Анализ бюджета

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

• оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

• обоснование финансово-бюджетной политики правитель­ства и администраций территорий;

• обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

• выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

• обоснование принятия и проверка выполнения постанов­лений и решений органов власти в сфере управления;

• выявление резервов при составлении и исполнении бюд­жета;

• обеспечение полного, своевременного и стабильного вы­полнения плана мобилизации в бюджет доходов;

• обеспечение полного и своевременного выполнения пла­на финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

• выявление недостатков в деятельности получателей бюд­жетных средств, приводящих к нерациональному, неце­левому и неэффективному использованию бюджетных ас­сигнований;

• определение экономической и социальной эффективно­сти бюджетных расходов;

• выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

• совершенствование бюджетного процесса и межбюджет­ных отношений.

Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:

• определить уровень финансовой самодостаточности тер­ритории, состояние базы ее собственных доходов;

• определить уровень устойчивости территориального бюд­жета;

• выявить факторы, воздействующие на финансовое поло­жение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

• определить приемлемость и справедливость с точки зре­ния населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Следует отметить, что в современной практике работы фи­нансовых органов применяется главным образом анализ исполне­ния бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разра­ботаны. В то же время в условиях кризисного состояния эконо­мики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении эконо­мических и социальных задач проблемы устойчивости террито­риальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

Для проведения анализа бюджета используются определен­ные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные по­казатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо до­биться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных про­цессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод — группировки, когда показатели группи­руются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналити­ческие расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных яв­лений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение по­казателей.

Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод по­зволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые вы­ражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться для срав­нения показателей финансового состояния конкретной террито­рии с аналогичными показателями других территорий, для вы­явления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и рас­ходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются те­кущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно про­гнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на соци­ально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.);

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолют­ные показатели доходной и расходной частей бюджета, относи­тельные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотноше­ния собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета.

Уровень устойчивости территориального бюджета может оп­ределяться объемом средств, необходимых для обеспечения ми­нимальных, детерминированных бюджетных расходов. Мини­мальные бюджетные расходы — понятие, неоднократно отражен­ное в законодательных актах Российской Федерации. Это сред­ства, предусмотренные в бюджете для финансирования консти­туционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержа­ние учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных усло­виях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивым;

2) нормальным;

3) неустойчивым;

4) кризисным.

Нами предлагаются следующие методы определения степени устойчивости территориальных бюджетов.

1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

Рм < Дс + Др ,

где Рм минимальные расходы бюджета;

Дс — собственные доходы бюджета;

Др — регулирующие доходы бюджета.

2) Нормальное состояние

Рм = Дс + Др.

3) Неустойчивое состояние

Рм = Дс + Др + ДД,

где ДД — дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и др.).

4) Кризисное состояние:

Рм > Дс + Др

Возможны и следующие количественные критерии для опре­деления степени устойчивости бюджета.

1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:

Дс: Д = 60-70%,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.