Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные статусы и социальные роли 10 страница




Вторая значимая функция института науки состоит в его связи с институтами производства и управления. Ведь основное требование, предъявляемое к науке в последние полстолетия, формулируется пре-



Раздел IV. Социальные институты


дельно четко: что она может предложить общественному производст­ву и управлению, насколько эффективно используются в них научные достижения. Плодотворность, результативность института пауки оп­ределяется не только фундаментальными открытиями, но и характе­ром связи с производством. Чем она глубже, тем больше возможнос­тей открывается для развития обоих социальных институтов. В этом смысле подход к науке только с точки зрения ее внутренних проблем становится уже недостаточным. Это следует и из того, что как сфор­мировавшийся социальный институт наука является детищем прежде всего XX в., как современный институт — плодом развития научно-технической революции.

Связь между институтами науки и производства сегодня приобрела органический характер. Появление современных отраслей производст­ва следует рассматривать прежде всего'как результат развития науки, ее новых открытий. Это касается термоядерного синтеза, сверхпрово­димости, генной инженерии, теоретической кибернетики, химии поли­меров и др. Академик Н.Н. Семенов как-то заметил, что «наука из слу­жанки производства превратилась в мать производства». В этом смысле наука стала непосредственной производительной силой, что способствовало в значительной степени ее институциопализации.

Третья важная функция института науки, также обеспечивающая ус­пех процесса создания нового знания, — коммуникативная. Ее необхо­димо выделить особо, понимая специфику современной пауки как такой формы совместной деятельности людей (ученых и обслуживающего их перернала), где без коммуникации генерирование знаний просто невоз­можно. Разумеется, понятие коммуникации в науке значительно шире, чем просто наличие связей, взаимодействий, общения между учеными.

Сюда включаются и организационные структуры, и технические устройства, и знаковые средства, при помощи которых происходит со­здание, накопление, распространение научной информации, превра­щение ее в достоверное и практически полезное знание. Благодаря ре­ализации коммуникативной функции института науки формируются научные сообщества — основной субъект деятельности в этой сфере. Здесь важную роль играют такие средства и формы коммуникации, как научные форумы, профессиональные издания (журналы и книги), компьютеризация и создание международных компьютерно-информа­ционных сетей (например, Интернет).

Большое значение в развитии социального института науки имеет неформальная коммуникация: обсуждения и дискуссии, обмен новей­шей научной информацией. Она имеет место не только в ходе «дву-,сторонних» встреч ученых, но и в рамках конференций, семинаров,


Глава 22 Социальные институты в духовной сфере



симпозиумов, работы школ и т.д. Подсчитано, что неформальная ком­муникация приносит современным ученым до 70—80% необходимой информации, поэтому не случайна их тяга к такому общению.

В последние годы возможности российских ученых в этом плане рез­ко сократились в связи с отсутствием средств для такого рода коллектив­ных научных контактов. Многие, в прошлом традиционные, ежегодные конференции, семинары, симпозиумы, школы перестали созываться, что негативно сказывается на эффективности социального института науки. Ведь в ходе таких встреч появляются новые идеи, проекты разработки той или иной научной проблемы, проводится «мозговой штурм».

Неформальная коммуникация рождает специфические формы науч­ного общения. В свое время большой популярностью пользовались встречи физиков в Риме, которые проводил знаменитый Э. Ферми. На них ученые часто играли в игру под названием «две лиры». Суть ее со­стояла в том, что каждый участник задавал остальным вопрос, над кото­рым размышлял и работал сам и окончательный ответ на который часто не имел. Одну лиру платил тот, кто не мог ответить на заданный вопрос, а две — кто не мог ответить на свой собственный вопрос.

Наконец, последняя из рассматриваемых нами функций института науки — культурно-мировоззренческая. Если первая и третья функции связаны с внутренними аспектами этого института и предполагают со­здание оптимальных условий для его функционирования, то функции связи с производством и культурно-мировоззренческая реализуются как во внутренней «жизни» рассматриваемого института, так и в его от­ношениях с другими институтами, общественными структурами, соци­альными общностями.

Собственно, само появление института науки уже означало пре­одоление пережитков сначала мифологического, а затем религиозно­го мировоззрения. В дальнейшем культурно-мировоззренческая функция института науки проявилась в его превращении в инстру­мент теоретического и практического «овладения» природой.

Говоря о реализации этой функции в отношениях с другими инсти­тутами, необходимо в первую очередь отметить взаимосвязь науки и об­разования. Чтобы выполнить свое общественное предназначение, ин­ститут науки должен стремиться к распространению новых знаний, их популяризации и восприятию широкими слоями населения. Это обес­печивает развитию института благоприятную общественную атмосфе­ру, широкий интерес к занятиям научной деятельностью и в конечном итоге — необходимое пополнение из числа лучших выпускников учреж­дений образования. Однако через образование происходит не только подготовка людей для «науки», но и адаптация научного знания как осо-



Раздел IV. Социальные институты


 


бого вида специализированного знания к возможностям его восприятия в системе образования — как общего, так и профессионального.

В конце XX — начале XXI в. взаимосвязь науки и образования приобретает новый смысл, поскольку превращается в их достаточно тесную взаимозависимость. Развитие института образования, базиру­ющегося на простой передаче готового знания, даже удачно адаптиро­ванного и редуцированного с языка науки к языку обучения, больше не может устроить ни общество, ни институт науки, который в усло­виях действия такой образовательной модели вряд ли получит необ­ходимое для своего развития пополнение.

Новая модель предполагает активное развитие потребности в об­разовании, и не просто в образовании, а в непрерывном образовании, в котором все больше и больше будет возрастать удельный вес само­образования как доминирующего вида жизнедеятельности. Такая мо­дель дает новые основания для воплощения в жизнь принципа опере­жающего развития образования, которое сокращает разрыв между достижениями науки и освоением их в виде приобретения учащими­ся созданного живого знания.

§ 3. Институт религии

Один из наиболее древних и широко распространенных (по охвату насе­ления) социальных институтов — религия. Ее значимость как социаль­ного явления была очевидна для всех классиков социологии, начиная с О. Конта. Однако наибольший вклад в социологическую разработку проблем религии внесли К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Этот вклад определяется не только содержательной насыщенностью концепций, но и влиянием на последующее развитие социологической мысли и прак­тическую деятельность в отношении религии, осуществлявшуюся в странах с различным общественным и государственным строем.

Подходы к религии: К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер

Кратко охарактеризуем взгляды каждого из трех названных социоло­гов. Считая религию объективно неизбежным социальным явлением, К. Маркс рассматривал ее как искаженное и фантастическое отраже­ние в сознании людей господствующих над ними природных и соци­альных сил. Характеризуя религию как «опиум для народа», он под­черкивал ее социальную роль в качестве средства и инструмента обслуживания интересов господствующих классов, усиления эксплу­атации трудящихся. Главным признаком религии считалась вера в


Глава 22. Социальные институты в духовной сфере



сверхъестественное (хотя существует немало религиозных систем, на­пример буддизм и индуизм, где этот признак практически не присут­ствует). Именно от Маркса пошло противопоставление науки и рели­гии как двух антиподов. Нетрудно обнаружить, что в целом это был негативный подход к религии как социальному институту.

Марксова концепция религии довольно сильно повлияла на мно­гие социалистические и коммунистические теории. Что же касается ее практической роли, то необходимо сказать о резко отрицательном отношении к религии в странах, входивших в прошлом в мировую си­стему социализма, в первую очередь СССР. Достаточно вспомнить тяжелейшие страницы его истории, особенно в первые десятилетия существования, отмеченные антицерковной вакханалией: разрушени­ем храмов, превращением их в клубы либо в склады, преследованием священнослужителей, системой жестких запретов, шедших от «отде­ления церкви от государства», и т.п.

Принципиально иные социологические подходы, получившие в бу­дущем наибольшее распространение, были сформулированы Э. Дюрк-геймом и М. Вебером. Дюркгейм («Элементарные формы религиозной жизни», 1912) обратил особое внимание на интегративную роль этого социального института, поскольку принятие людьми религиозных цен­ностей, норм, отправление обрядов способствовало их социальной спло­ченности, стабильности общества. Французский социолог анализиро­вал религиозные символы, культовые действия и ритуалы на примерах примитивного общества и присущего ему тотемизма (веры в незримое родство между людьми и каким-либо видом животных, растений или да­же неодушевленных предметов). Все это оказалось действительным и в более поздних обществах. Даже некоторые современные ритуалы хрис­тианства сохранили черты тотема. Так, преломление хлеба и глоток ви­на символизируют приобщение к святому духу Христа (поскольку вино и хлеб — это тотем, символизирующий его кровь и тело).

Значение концепции религии Дюркгейма состоит прежде всего в теоретическом и эмпирическом обосновании в качестве наиболее зна­чимой интегративной функции этого социального института. Отсю­да вытекала необходимость не борьбы с ним, а его всесторонней (в том числе и государственной) поддержки.

М. Вебер рассматривал религию как человеческий ответ на все без исключения вопросы бытия, включая жизнь, болезни, смерть. В этом смысле она играет чрезвычайно важную роль в жизни как общества, так и отдельных социальных групп и индивидов. Если Дюркгейм акценти­ровал внимание на интегративной функции и социальной роли рели­гии, то Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1904) анали-



Раздел IV Социальные институты


зировал влияние религиозно-этических установок на характер и способ осуществления экономической деятельности, на формы ее мотивации и на то, как те или иные типы ведения хозяйства изменяют религиозно-этические принципы. Вебер стремился доказать, что именно они были основными стимулами развития капиталистической экономики.

Заслуга Вебера состоит в том, что он осуществил сравнительный анализ различных мировых религиозных систем и дал их классифи­кацию, остановившись наиболее подробно и глубоко на высокоразви­тых формах религиозной жизни («Хозяйственная этика мировых ре­лигий», 1916—1919). Немецкий социолог показывает, у каких социально-профессиональных групп доминирует интеллектуально-догматическое содержание либо ритуальное, обрядовое, культовое на­чало. Так, рационалистический базис присущ преимущественно рели­гии городских сословий и ремесленников, тогда как магические элементы характерны для крестьянства и земледельцев, которые за­висят больше, чем горожане, от внешних, природных условий.

Институциональный подход к религии у Вебера особенно ярко про­явился в его анализе отличий церкви от секты. Первая становится со­ставной частью общественного устройства, получая поддержку от госу­дарства, является формальной организацией, объединяет вокруг себя большое количество людей, имеет в своей структуре группу лиц, про­фессионально занимающихся религиозными проблемами (клир). Цер­ковные ритуалы формализованы, а участие верующих (мирян) в жизни церкви строго регламентировано. Что касается секты, то это неформа­лизованная общность с относительно небольшим числом верующих, не только не получающая поддержки от государства, по, наоборот, находя­щаяся в противостоянии ему. Секта не имеет в своем составе професси­оналов, а основателем ее является харизматическая личность.

Некоторые современные представления о религии

Веберовская концепция религии существенно повлияла на последую­щее развитие ее социологических исследований. Прочерченная им ли­ния взаимосвязи и взаимовлияния религии и экономики оказалась при­влекательной. И сегодня на Западе многие ищут пути активизации трудового начала в жизни людей путем использования религиозно-эти­ческих принципов протестантизма. Неовеберианство в социологии ре­лигии притягивает внимание все новых и новых исследователей.

В современной западной социологии существует несколько точек зрения на религию. Наиболее характерная принадлежит известному американскому исследователю Р. Белле, согласно которому религия «представляет собой символическую модель, формирующую человечес-


Глава 22. Социальные институты в духовной сфере



кий опыт — как познавательный, так и эмоциональный»1. В другой работе он уточняет свое понятие религии, рассматривая ее как «набор символических форм и действий, которые соотносят человека с ко­нечными условиями его существования»2. Как видно, здесь остается неявным институциональный подход к религии. В более четкой фор­ме он выражен у американских социологов Ч. Глока и Р. Старка, оп­ределявших религию как «институционализированную систему веро­ваний, символов, ценностей и практик, которые предоставляют людям возможность решать вопросы, связанные с предельными кате­гориями человеческого бытия»^.

Функции института религии

Кратко охарактеризуем социальные функции института религии. Со­гласно рассмотренной в предыдущем разделе концепции Э. Дюрю ейма, важнейшей функцией религии является и н т е г р а т и в н а я. Благодаря ее действию значительные группы людей в обществе сплачиваются во­круг определенных религиозных ценностей, обрядов, символов, обыча­ев, причем процесс этот, как показывает практика, оказывается доста­точно длительным и устойчивым. Даже активное вмешательство извне с целью ослабить результативность этой функции, что продемонстриро­вал многолетний опыт нашей страны, не дает ожидаемого эффекта. До­казательство тому — процесс бурного возрождения религии в России.

Другая важная функция — нормативная. Имея собственную си­стему норм и стандартов поведения, религия приводит их в соответст­вие с действующими в обществе, по существу поддерживая его социо-регулятивные механизмы. Такой процесс является необходимым для поиска взаимопонимания институтов государства и религии. Суть дела состоит еще и в том, что многие религиозные ценности и нормы содер­жат общечеловеческую «компоненту» и оказывают немалое воздейст­вие на процессы социализации, образования и воспитания. Это усили­вает моральный авторитет церкви, с одной стороны, и «освящает» им отношение к социальному поведению людей — с другой.

Еще одна функция института религии — коммуникативная. Имея в виду создание условий для коммуникации между людьми в процессе отправления религиозных обрядов, культовой деятельнос­ти, богослужения, институт религии способствует тем самым не толь­ко коллективно-индивидуальному «общению» с Богом, но и интегра­ции верующих между собой и со священнослужителями.

1 Белла Р Социоло] ия релшии // Американская соцполошя М, 1972. С 287

2BellaihR Beyond Beliefs. NY., 1970 P 21

3 Clock Ch, Stark R Religion and Society in Tension N Y, 1965 P 17



Раздел IV. Социальные институты


Три названные функции религии очень важны с точки зрения ее институциональной характеристики. Среди других функций можно назвать мировоззренческую (она формирует определенную систему взглядов на мир), психотерапевтическую (состоящую в успокоитель­ном, утешительном воздействии на верующих, особенно в связи с по­терями и утратами в их жизни), досуговую (организация религиозных праздников, проведения свободного времени верующими) и др., одна­ко, по нашему мнению, это функции религии не столько как социаль­ного института, сколько как формы общественного сознания.

Уровневый подход к изучению института религии

Институт религии характеризуется двумя взаимосвязанными уровня­ми— ценностно-нормативным и поведенческим. Пер­вый — это совокупность верований, символов, предписаний в отноше­нии тех явлений и предметов, которые называют священными; второй — это поведение верующих, отправления культа, содержание которого оп­ределяется имеющимися в данной религии ценностями и нормами.

Кого считать верующими? В социологии используются два типа определения критериев религиозности, которые, как правило, тесно связаны между собой. Первый тип касается самоидентификаций оп­рошенных. В соответствии с данными социологического исследова­ния 1999 г., к верующим себя относят 40% населения, к колеблющим­ся — 30%, к неверующим — 22%, к атеистам — 5%, 2% опрошенных не сумели ответить на предложенный вопрос1.

Второй тип критериев предлагают сами социологи. В качестве тако­вых они рассматривают: знание основных догматов, молитв и Священ­ного Писания; веру в магию, колдовство, реинкарнацию; посещение храма. По данным различных социологических исследований, верую­щие в этом случае составляют от 40 до 60% населения страны2.

Однако в социологической и религиоведческой литературе последних лет обсуждается вопрос о том, какую долю среди верующих составляют люди активные (или воцерковленные). К таковым относят верующих, признающих реальность религиозных догматов, регулярно совершающих обряды и вовлеченных в постоянную религиозную деятельность. Эта ус­тойчивая социальная группа составляет лишь 3—4% населения^.

1 Старые церкви, новые верующие религия в массовом сознании постсоветской
России. СПб, 2000. С. 19.

2 Синелина Ю Ю. О критериях определения религиозности населения // Социол.
исслед. 2001. № 6. С 90-91.

3 Медведко СВ. Проблемы методологии современной социологии религии в России //
Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ -аналит. бюл. 2001 № 2.
С 102.


Глава 22. Социальные институты в духовной сфере 423

В целом исследователи религиозной ситуации в России отмечают, что пик роста религиозности населения пришелся на 1994—1996 гг. По­сле 1996 г. наблюдается определенная стабилизация в этом отношении, несмотря на то что количество религиозных объединений увеличивается.

Говоря о поведении верующих, социологи религии обычно имеют в виду обе основные социальные общности, образующие структуру рели­гиозной (церковной) организации: клир — служители церкви и миря­не — ее рядовые члены, верующие. Взаимодействие этих социальных общностей является составной частью предмета социологии религии, развитой пока явно недостаточно, особенно в нашей стране, где только в 1990-х гг. появилась возможность для возрождения религии как соци­ального института и ее объективного научного исследования.

Этому в значительной степени способствовало принятие Верхов­ным Советом СССР 1 октября 1990 г. закона «О свободе совести и ре­лигиозных организациях». В соответствии с ним церковь получила права самоуправления, приобретения собственности, издания печатной продукции и т.д. Ей были возвращены тысячи храмов и монастырей. Восстановление многих из них, разрушенных ранее, государство взяло под свою опеку, в том числе и такого грандиозного сооружения, как храм Христа Спасителя в Москве. Руководящие чины в центре и на ме­стах публично демонстрируют свое новое отношение к церкви: прези­дент стоит со свечкой в православном храме, премьер-министр закла­дывает первый камень в здание будущей синагоги в Москве, любое новое предприятие и сооружение обязательно освящается... Не переги­баем ли мы в очередной раз палку?

Особенно это относится к попыткам внедрить (под патронажем Ми­нистерства образования РФ и Российской академии образования) в светское образование элементы религиозного знания, что выражается в стремлении ввести в школах курс православной культуры, в открытии в государственных вузах теологических факультетов, активного учас­тия церкви в создании молодежных и детских религиозных объедине­ний и др. Причем речь идет лишь о православии, что может обострить отношения не только между верующими и неверующими, но и между верующими, представляющими разные конфессии1.

В целом следует отметить, что религиозное сознание и поведение становится частью духовного возрождения России. Происходит актуа­лизация социального института религии, что отражается в росте науч­ного интереса к нему. Проводится больше конкретных социологических исследований, издаются монографии, защищаются диссертации, посвя-

' Подробнее см.. Зборовский ГЕ, Костина Н.Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях // Социол. исслед. 2002. № 12.



Раздел IV Социальные институты


щенные анализу актуальных проблем религии. Потребность в изучении различных сторон религиозной жизни будет, несомненно, возрастать и в связи с явлениями международного характера, особенно связанными с религиозным (прежде всего исламским) фундаментализмом.

Задачи социологии религии

С нашей точки зрения, перед социологией религии стоит несколько за­дач. Во-первых, важно изучать религию прежде всего как социальный ин­ститут, его изменяющееся место в обществе, взаимосвязи с политичес­кими, культурными, образовательными, экономическими институтами. Между тем упор часто делается на характеристике религии как формы общественного сознания, что, несомненно, значимо, однако представляет собой скорее предмет философского, нежели социологического анализа.

Во-вторых, религию необходимо исследовать объективно и неанга-жированно, учитывая, что в предшествующие десятилетия этот инсти­тут получал однозначно негативные характеристики. Однако уходить от идеологических предубеждений и политической предвзятости — не значит становиться на противоположную позицию критики и даже охаивания атеизма и осуждения неверующих.

В-третьих, анализируя взаимосвязь института религии с другими институтами, целесообразно отказаться от имевшего место в про­шлом противопоставления религии и науки, а зачастую религии и куль­туры. Последнее особенно нетерпимо вследствие того, что религия — это скорее не социальный, а социокультурный институт1.

В-четвертых, при изучении института религии целесообразно ана­лизировать социальное поведение вовлеченных в его сферу различных социальных общностей, взаимодействующих между собой как на ког­нитивном, эмоциональном, так и на реальном уровнях?. Речь идет об исследовании мотивов, установок, интересов, потребностей, ценност­ных ориентации и реальных поведенческих актов в сфере религиоз­ной жизни.

Говоря об институте религии в современном мире, нельзя не сказать о тенденциях, отмеченных в западном обществе. В отличие от нашей страны, там наблюдается явление секуляризации, т.е. вытеснения религиозно-мифологической картины мира его научно-рациональ­ным объяснением. Социологи и религиоведы фиксируют утрату ре­лигией доминирующей социокультурной роли, что проявляется в со­кращении посещаемости храмов, отправления религиозных обрядов,

1 См.- Комаров М С. Введение в ооциоло! ию. С. 218.

2 Подробнее см.. Костина II Б. Религиозная общнос i ь: проблемы социологических)
исследования Екаюринбур], 2001.


Глава 22. Социальные институты в духовной сфере 425

ослаблении влияния религии на другие социальные институты — об­разование, политические, экономические, культурные институты.

Не оспаривая ослабления роли церкви в современном западном обществе, некоторые социологи (П. Бергер, Т. Лукман) полагают, что это еще не доказательство исчезновения религии как социального ин­ститута. По их мнению, происходит его т р а и с ф о р м а ц и я в новую социальную форму; где главное — индивидуальный выбор человеком той или иной религиозной системы, облегчающей ему его собствен­ное «конструирование мира».

Мы полагаем, что вслед за всплеском интереса к религии, который наблюдается в последние годы в нашей стране, российское общество в итоге придет к тем же тенденциям, что сегодня фиксируются на Запа­де. Естественно, это дискуссионное суждение, основанное на призна­нии сходства в развитии европейских стран и США и на отнесении России к числу обществ, подверженных действию скорее «западных», чем «восточных» тенденций.

§ 4. Институт культуры

В главе 11 уже шла речь о культуре как социальном явлении и социаль­ной системе в связи с анализом общества. Однако культура настолько многогранна и многоаспектна, что ее можно и нужно рассматривать с различных позиций. Здесь речь пойдет об институциональном подходе к культуре, недостаточно разработанном и мало используемом при ее анализе.

Институциональный подход к культуре

Что значит характеризовать культуру как социальный институт? Рас­крывая смысл институционального подхода к ней, Л.Н. Коган вклю­чает в предмет социологического анализа учреждения культуры (ки­ностудии и кинотеатры, театры, клубы, библиотеки, музеи и др.), культурные традиции, обычаи, обряды, ритуалы, социальную преем­ственность в культуре и т.д.1 При этом он считает, что сам по себе, от­дельно взятый, без связи с личностным, институциональный подход недостаточен, поскольку в таком случае из поля зрения социолога вы­падает целостный человек в единстве его культурных потребностей и интересов, ориентации и установок.

Помимо названных компонентов института культуры, его рассмо­трение должно включать в себя выявление групп людей, занимаю-

' См.: Коган Л Н. Социология кулыуры. С. 16.



Раздел IV Социальные институты


щихся специализированной деятельностью как содержательного, так и управленческого характера (художники, актеры, музыканты, компо­зиторы, поэты и т.д., с одной стороны, менеджеры, руководители, уп­равленцы разных уровней в учреждениях культуры, с другой). Анализ института культуры предполагает также выявление функций, им вы­полняемых, социальных ролей, норм, предписаний, определяющих его место в обществе и взаимодействие с другими институтами. Нако­нец, это еще и материально-финансовые средства (здания, сооруже­ния, техническое оборудование, денежное обеспечение), без которых функционирование института культуры невозможно.

Рассматривая институт культуры, важно внести некоторые уточне­ния в предмет анализа. Во-первых, речь пойдет не о всей культуре, а только о ее определенной части (или срезе), которую принято называть духовной культурой, включающей в себя многие явления духов­ной жизни общества: морали, литературы, искусства (в том числе театра, кино, музыки) и др. Соотнося понятия духовной культуры и духовной жизни общества, отметим, что первая является «ядром» второй, ее на­иболее значимым срезом. Выступая сферой образа жизни (наряду с эконо­мической, политической, социальной), духовная жизнь подразумевает общественное сознание, мораль, религию, науку и другие социальные об­разования, характеризующиеся наличием духовных норм и ценностей.

Необходимо назвать еще одно распространенное понятие, более узкое, чем духовная культура, — художественная культура, которая сводится в этом случае к искусству. Именно она на уровне обыденного сознания отождествляется с культурой вообще. Говоря об институте культуры в этом ракурсе, люди имеют в виду высокий уро­вень развитости в обществе музыки, театра, живописи и др., т.е. всего того, что составляет художественную культуру.

Во-вторых, исходя из сказанного выше, культуру следует рассмат­ривать не как отдельный единый и целостный социальный институт, а как совокупность институтов, организующих соответствую­щую деятельность специальных учреждений и лиц в сфере духовной культуры на основе соблюдения ими норм и правил этой деятельнос­ти, направленной на достижение целей и задач общества, конкретных социальных общностей, личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.